Жертвы вооруженных конфликтов 10 страница

<3> Так, в августе 1995 г. хорватская армия провела операцию "Буря", разгромив сербские войска в Краине. За год до того американская консалтинговая Military Professional Resources Incorporated взялась за превращение хорватских отрядов в профессиональную армию. Несмотря на успех своих подопечных, MPRI отрицала свою причастность к "Буре", так как хорваты устроили в Краине тотальную этническую чистку. Боснийские мусульмане тут же выдвинули в качестве условия подписания Дейтонских соглашений реформирование их армии MPRI. Это пример того, как можно изменить стратегический баланс сил в регионе, не прибегая к прямой интервенции.

<4> Наиболее успешной является американская компания Kellog, Brown and Root - дочерняя военно-строительная компания концерна Halliburton. Получила все контракты по тыловой поддержке войск США и НАТО на Балканах. Самый большой контракт в Ираке - более 11 млрд. долл. В него входит снабжение армии, строительство, восстановление нефтекомплекса Ирака. Аудиторские проверки выявили, что KBR обманула Пентагон на 1,8 млрд.

<5> В Ираке, например, между охранными и военными компаниями не проводилось никаких различий.

Подобные ЧВК осуществляют следующие функции <1>: 1) полный спектр материально-технического снабжения (тылового обеспечения) войск (KBR), техническое обслуживание систем оружия; 2) сопровождение грузов (конвоев) ООН <2>; 3) обучение, подготовка и консультирование вооруженных сил <3> и сил безопасности; 4) набор личного состава для американского контингента международных полицейских миссий, подготовка полицейских сил и управление ими <4>; 5) охрана аэропортов <5>; 6) охрана энергетических систем <6>, нефтяных полей, трубопроводов <7> и другой критической инфраструктуры; 7) охрана посольств (например, США) и глав государств (например, Президента Афганистана) <8>; 8) предоставление услуг военных переводчиков <9>; 9) управление тюрьмами <10>, проведение допросов подозреваемых и пленных; 10) разминирование минных полей и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов <11>; 11) противопожарная защита (например, Group 4Falck); 12) сбор разведывательной информации, осуществление авиаразведки, ведение воздушного наблюдения (например, Air Scans Inc., Eagle Aviation Services & Technology, Inc.); 13) защита кораблей от пиратов (например, Global Marine Security Systems); 14) деятельность в области охраны <12>.

--------------------------------

<1> См. также: Жийар Э.-К. Бизнес идет на войну: частные военные и охранные компании и международное гуманитарное право // Международный журнал Красного Креста. 2006. Т. 88. N 863. С. 2.

<2> В Ираке и Афганистане осуществлялись компанией Kroll.

<3> Например, Ирака (Military Professional Resources Inc.), Саудовской Аравии (Vinnell Corporation) и др.

<4> Наиболее активно занималась компания Dyn Corp.

<5> Так, охраной аэропорта Багдад занималась компания Custer Battles.

<6> Например, охраной энергетической системы Ирака занималась Hart Group.

<7> Например, Blackwater Security Consulting, Erinys Iraq Limited.

<8> "Большая тройка" охранных предприятий (DynCorp, Blackwater, Triple Canopy Inc.) в 2006 г. выиграла контракт в 1 млрд. долл. на охрану американских посольств во всем мире.

<9> Наиболее активно действовала компания CACI.

<10> Например, в Ираке и Афганистане (Titan Corporation).

<11> Например, RON CO, MAG, BACTEC, Armor Group, Minetech, EODT и др. Следует отметить, что уничтожение боеприпасов и разминирование в соответствии с "гуманитарными" стандартами можно выделить в отдельную программу, так как этот вопрос достаточно актуален. По запросу США Правительство Боснии и Герцеговины послало в Ирак взвод саперов, чья главная задача заключалась только в уничтожении уже собранных боеприпасов бывшей армии Ирака.

<12> Осуществляют такие компании, как Aegis Defence Services Ltd., Olive Security, Control Risks Group, Meyer & Associates, RamOPS Risk Management Group, Armor Group, Aigis, OAM, Rubicon International Services, Sayeret Group, ATCO Frontec Corporation., Groupe EHC, Aries Global Solutions Inc., AKE Limited, AD Consultancy, Control Risks Group, Custer Battles, Diligence Middle East, Genric, Global Risk Strategies, Hill and Associates. Ltd., ISI Group, Meteoric Tactical Solutions, Optimal Solution Services, Wade-Boyd and Associates LLC, Henderson Risk Limited, ICP Group, Overseas Security & Strategic Information, SOC-SMG. Inc, Sumer International Security, TOR International, Dehdari General Trading & Contracting Est., Unity Resources Group (Middle East) LLC, Trojan Securities International, Pistris. Inc. Global Options, LLC, Beni Tal, AMA Associates Limited, WADE-BOYD & ASSOCIATES LLC., TOR International, Overseas Security & Strategic Information, Inc/Safenet - Iraq, ICP Group и др.

После 11 сентября 2001 г. спрос на частные военные и охранные услуги вырос в геометрической прогрессии. Новые ЧВК начали появляться одна за другой и тут же получали крупные контракты. Сейчас военные фирмы оперируют более чем в 50 странах, точное количество ЧВК неизвестно, но во всяком случае их более сотни. В 1990 г. их суммарный годовой доход составил 55,6 млрд. долл., сейчас эта цифра составляет 100 млрд. долл. <1>, в 2010 г. она возрастет, по прогнозам специалистов, до 202 млрд. долл. Конкуренция между ЧВК становится все жестче, поэтому наиболее стабильно и успешно работают те из них, что были куплены крупными корпорациями оборонной индустрии.

--------------------------------

<1> См.: Биготов С. Привлечение администрацией США частных компаний для продвижения американских интересов за рубежом // Зарубежное военное обозрение. 2004. N 8. С. 18 - 20.

Что дает государству деятельность ЧВК? Вопрос непростой, однако попытаемся сформулировать гипотетически возможные выгоды (прогнозируемую эффективность) как систему внешнеполитических и внутриполитических факторов.

К внешнеполитическим факторам задействования ЧВК можно отнести следующие: 1) осуществление скрытого вмешательства во внутренние дела других государств, в частности, в сфере военного строительства и военного (военно-технического) сотрудничества (например, лоббирование интересов своего ВПК по поставкам вооружений, в том числе бывших в употреблении); 2) проекция силы и обеспечение военно-политических интересов там, где оно желательно, но невозможно по политическим причинам; 3) воздействие на внутриполитическую обстановку в иностранных государствах (в том числе смена неугодных режимов); 4) организация обучения иностранных военных кадров по собственным стандартам; 5) защита интересов государства (и частных компаний) там, где такие интересы не могут быть защищены ни дипломатическими методами, ни регулярными силами (их открытым вмешательством); 6) установление отношений с местными структурами власти (подготовка коллаборационистов).

К внутриполитическим факторам задействования ЧВК можно отнести следующие: 1) сокращение численности вооруженных сил и открытых расходов на них путем передачи части "непрофильных" задач в гражданский сектор (аутсорсинг); 2) решение задач материально-технического обеспечения (в том числе в передовых зонах); 3) информационно-аналитическое обеспечение, развитие военной логистики и консалтинга; 4) отработка тактики действий вооруженных групп в боевых условиях, в том числе проверка новых видов вооружений и военной техники; 5) оперативность, гибкость (частичная независимость от ряда факторов, связывающих государственные органы), мобильность и качество принимаемых решений; 6) простые процедуры исполнения решений; 7) снижение социальной напряженности в обществе путем создания "рабочих мест" для бывших военнослужащих (специфический подготовленный кадровый состав); 8) развитие услуг специфического характера (вооруженной охраны), которыми могут воспользоваться компании, ведущие бизнес как в стране, так и за рубежом; 9) размещение новых заказов (формально - полувоенного назначения) в автомобилестроении, авиастроении, страховании, в сфере банковских услуг и др.; 10) привлечение внебюджетных финансовых средств (так как расходы на оборону формируются лишь из федерального бюджета).

По нашему мнению, передача армии и полиции в частные руки размывает государство как первичный субъект международного права. Войны равных противников, войны между нациями-государствами и их союзами, судя по всему, уходят в прошлое. После 1945 г. прямых вооруженных конфликтов между ведущими государствами мира и их блоками не было. Воевали либо "сильные" против "слабых", либо "слабые" против "слабых". Такие вооруженные конфликты <1> получили наименование "асимметричных" либо "неструктурированных". При этом "сильный" ни разу не сумел победить "слабого" (т.е. достичь своих целей). Именно в этом проявляется важнейшая тенденция вооруженных конфликтов XXI в. К сожалению, мировое сообщество оказалось перед лицом "малых" войн и огромного количества слабых государств. Сегодня важно сформировать понимание того, что нельзя уничтожать национальные государства, поскольку других социально ответственных институтов человечество еще не выработало. А еще более важно это понимание юридически закрепить - разработать и принять многостороннюю декларацию о сохранении национальных государств, о недопустимости передела мира.

--------------------------------

<1> Например, международные вооруженные конфликты во Вьетнаме, Афганистане (СССР и НАТО), Израиля с его арабскими соседями, в Африке и др.

Другой важнейшей тенденцией современности можно считать приватизацию (разгосударствление) вооруженного насилия. Как это ни парадоксально звучит, но новые вооруженные конфликты будут характеризоваться коммерциализацией и демилитаризацией. Традиционные вооруженные силы не смогли вести борьбу на равных с неявным противником в Афганистане, Ираке, Чечне. Видимо, государству нужны такие силы, которые будут находиться в тени и которые будут эффективны против "теневых сил" неявного противника.

§ 4. Международно-правовая защита жертв

вооруженных конфликтов

В МГП под жертвами войны (или покровительствуемыми лицами) понимаются лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента (см. приложение 27). В условиях международных вооруженных конфликтов МГП предусматривает 14 категорий таких лиц (к четырем первым относятся комбатанты, к остальным десяти - гражданское население) <1>. К ним относятся:

--------------------------------

<1> См.: Буше-Сольнье Ф. Практический словарь гуманитарного права / Пер. с фр. Е. Кирпичниковой. М.: МИК, 2004. С. 342 - 344.

1) раненые и больные в действующих армиях (I и II Женевские конвенции, ст. ст. 8 - 20 ДП I);

2) лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);

3) военнопленные (III Женевская конвенция, ст. 4 ЖК I, ст. ст. 43 - 47 ДП I);

4) медицинский и духовный персонал, принадлежащий вооруженным силам (ст. ст. 24, 25 ЖК I, ст. ст. 36, 37 ЖК II);

5) раненые и больные из числа гражданских лиц (ст. ст. 3, 16 - 23 ЖК IV, ст. ст. 10 - 16 ДП I), в том числе роженицы, новорожденные и другие лица, которые могут нуждаться в неотложной медицинской помощи и уходе, такие как немощные и беременные женщины (п. "а" ст. 8 ДП I);

6) гражданский медицинский и духовный персонал (ст. 20 ЖК IV, ст. 15 ДП I);

7) парламентеры;

8) персонал организаций гражданской обороны (ст. 62 ДП I);

9) персонал, участвующий в операциях по оказанию помощи (ст. 71 ДП I);

10) гражданское население и гражданские лица (IV Женевская конвенция), в частности: а) гражданское население в целом - оно не может быть объектом нападений, должно иметь возможность получать необходимую помощь (ст. ст. 48 - 76, 68 - 71 ДП I); б) гражданские лица, попавшие во власть противной стороны по причине военного конфликта или оккупации территории (ст. ст. 4, 27 - 141 ЖК IV) <1>;

--------------------------------

<1> Граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, и граждане какого-либо союзника воюющего государства не будут рассматриваться в качестве покровительствуемых лиц до тех пор, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся (ст. 4 ЖК IV).

11) лица, лишенные свободы, задержанные или интернированные (ст. ст. 41, 42, 79 - 135 ЖК IV, ст. 75 ДП I);

12) население оккупированных территорий (ст. ст. 47 - 78 ЖК IV, ст. ст. 63, 69 ДП I);

13) женщины и дети (ст. ст. 76 - 78 ДП I);

14) иностранцы, беженцы и апатриды на территории одной из сторон в конфликте (ст. ст. 35 - 46 ЖК IV, ст. 73 ДП I).

В условиях внутригосударственного вооруженного конфликта МГП предусматривает пять категорий покровительствуемых лиц:

1) все люди без исключения, которым предоставляются основные гарантии (ст. 3, общая для ЖК, ст. 4 ДП II);

2) гражданское население и объекты, необходимые для его выживания (ст. ст. 13, 14 ДП II);

3) лица, лишенные свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом (ст. 5 ДП II);

4) раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение (ст. ст. 7, 8 ДП II);

5) медицинский и духовный персонал (ст. 9 ДП II).

Для целей Основных принципов и руководящих положений, касающихся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права от 16 декабря 2005 г. <1> (п. п. 8, 9), жертвами считаются лица, которые понесли ущерб индивидуально или коллективно, включая физический или психический вред, душевное страдание, материальные потери или существенное ущемление их основополагающих прав, в результате действий или бездействия, которые являются серьезными нарушениями МГП <2>.

--------------------------------

<1> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 2005 г. N 60/147 "Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права" (64-е пленарное заседание). Текст Резолюции официально опубликован не был.

<2> В применимых случаях и в соответствии с национальным законодательством под жертвой может пониматься также прямой член семьи или иждивенец непосредственно пострадавшего лица, а также лица, которым при вмешательстве с целью оказания помощи находящимся в бедственном положении жертвам или предотвращения дальнейших нарушений был нанесен ущерб. Соответствующее лицо считается жертвой независимо от того, было ли опознано, задержано, привлечено к ответственности или осуждено лицо, совершившее нарушение, и независимо от родственной связи, которая может существовать между виновником и жертвой.

Общими для всех международно-правовых документов о защите жертв войны являются следующие требования: они при всех обстоятельствах должны пользоваться гуманным обращением и защитой без какой бы то ни было дискриминации и различий; запрещаются преднамеренные убийства, пытки, истязания, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, биологические опыты и эксперименты, преднамеренное причинение телесных повреждений и др.; специальная защита и покровительство распространяются на женщин, детей и престарелых.

В МГП система защиты покровительствуемых лиц от последствий вооруженного конфликта построена на основе предоставления: а) общей; б) специальной; в) минимальной защиты. Правом на общую защиту пользуется все гражданское население. Правом на специальную защиту (т.е. на усиленную защиту по сравнению с предоставляемой основным категориям покровительствуемых лиц) обладают медицинский и духовный персонал, дети, женщины, а также беженцы и апатриды. Такая защита предоставляется в особых ситуациях (на оккупированных территориях, при интернировании, в эвакуации). Минимальная защита предоставляется отдельным категориям лиц, которые не могут рассчитывать на общую и специальную защиту, но могут получить некоторые юридические гарантии (ст. 75 ДП I). Это касается шпионов и наемников, которым предоставлены гарантии на судебное разбирательство их дела.

Защита раненых и больных, принадлежащих к вооруженным силам сторон, находящихся в конфликте, и принятых или интернированных на их территории (до момента их окончательной репатриации), а также подобранных мертвых определяется Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. и Дополнительным протоколом I. Если Конвенция ставит защиту данных категорий лиц в зависимость от их принадлежности к военному ведомству, то Протокол ее устраняет, защита распространяется теперь и на человека, и на учреждение и не связывается с их военным или гражданским статусом <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гассер Х.-П. Международное гуманитарное право. Введение. М., 1995. С. 41.

Раненые и больные - это лица (как военнослужащие, так и гражданские), которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. К ним также относятся роженицы, новорожденные дети и другие лица, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе (беременные женщины или немощные). При этом под раненым следует понимать лицо, имеющее рану, т.е. открытое повреждение в тканях тела от внешнего воздействия, поражения <1>. Под больным следует понимать лицо, пораженное какой-нибудь болезнью <2>.

--------------------------------

<1> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 656.

<2> Там же. С. 55.

Раненые и больные воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника, будут считаться военнопленными и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных (ст. 14 ЖК I, ст. 16 ЖК II). Сторона, находящаяся в конфликте, в чьей власти оказались раненые, больные или погибшие (умершие), обязана зарегистрировать все данные, способствующие установлению их личности <1>. Военные власти могут обращаться с призывом к человеколюбию местных жителей добровольно подбирать и ухаживать под их контролем за ранеными и больными, предоставляя лицам, отозвавшимся на этот призыв, необходимое покровительство и льготы (ст. 18 ЖК I).

--------------------------------

<1> Эти сведения должны по возможности включать следующие данные: a) Держава, за которой числится данное лицо; b) войсковой или личный номер; c) фамилия; d) имя или имена; e) дата рождения; f) все другие сведения, содержащиеся в его удостоверении личности или опознавательном медальоне; g) дата и место взятия в плен или смерти; h) сведения, касающиеся ранений, болезни или причины смерти. Эти данные должны быть доведены до сведения справочного бюро (ст. 122 ЖК III), которое передаст эти сведения державе, за которой числятся эти лица, через посредство державы-покровительницы и Центрального агентства по делам военнопленных.

II Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. определила, что в случае военных действий между сухопутными и морскими силами сторон, находящихся в конфликте, она применяется лишь к силам, погруженным на суда <1> (ст. 4).

--------------------------------

<1> Эти силы, высаженные на берег, немедленно подпадают под действие постановлений Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях.

По смыслу ст. 10 ДП I этой категории лиц должно быть обеспечено уважение, защита, предоставление медицинской помощи и уход. Глагол "уважать" означает щадить, не нападать; это подразумевает обязанность воздерживаться от каких бы то ни было враждебных действий, к которой добавляется обязанность защищать. "Защищать" означает вставать на защиту кого-либо, оказывать помощь и поддержку. Под этим подразумевается принятие мер, направленных на то, чтобы вынести, если это возможно, раненых и больных из зоны военных действий, поместить их в укрытие и действительно обеспечить им уважение, т.е. убедиться, что никто не воспользуется их слабостью и тем, чтобы жестоко обойтись с ними, не украдет принадлежащие им вещи или каким-либо другим образом не нанесет им ущерба <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Дополнительному протоколу II от 8 июня 1977 года к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемуся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. 2-е изд., стереотип. М.: МККК, 2000. С. 141.

Предоставление медицинской помощи означает оказание такой помощи без какой-либо дискриминации. Единственными факторами, которые могут учитываться при определении очередности предоставления медицинской помощи и ухода, являются необходимая срочность помощи и медицинская этика <1> (т.е. медицинские причины неотложного характера).

--------------------------------

<1> Там же. С. 144.

В отношении данных категорий запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия: 1) установленные ст. 3, общей для всех Женевских конвенций: a) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; b) взятие заложников; c) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями; 2) добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения (ст. 12 ЖК I); 3) применять репрессалии (ст. 46 ЖК I).

Лица, потерпевшие кораблекрушение, - это лица (как военнослужащие, так и гражданские), которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося с ними либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий (с момента их спасения до того момента, пока они не получат другой статус). Под кораблекрушением понимается как авария, катастрофа (крушение), так и полная утрата (гибель) корабля в море <1>. Стороны, находящиеся в конфликте, могут обращаться с призывом к человеколюбию капитанов нейтральных торговых судов, яхт и мелких судов принять на борт раненых, больных и потерпевших кораблекрушение и ухаживать за ними, а также подбирать умерших. Суда всех родов, которые ответят на этот призыв, а также те, которые по собственному почину подберут раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, будут пользоваться специальным покровительством и содействием для выполнения их миссии по оказанию этой помощи (ст. 21 ЖК II). Лица, потерпевшие кораблекрушение, которым оказана помощь, в дальнейшем могут получить статус военнопленных.

--------------------------------

<1> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 295, 310.

Одной из наиболее уязвимых категорий лиц являются военнопленные.

В предложенной И.Н. Арцибасовым системе исследования МГП имеется указание на необходимость изучения понятия "режим военного плена" <1>. Термин "режим" применяется для обозначения установленного порядка чего-нибудь, а также условий деятельности, работы, существования чего-нибудь <2>. Даже самое общее, теоретическое представление о режиме военного плена приводит к необходимости анализа составных частей проблемы: начало плена, принципы обращения с военнопленными, места и порядок содержания, меры по поддержанию порядка в местах содержания, состав администрации и сфера ее компетенции, питание, одежда и медицинское обслуживание военнопленных, режим их труда и отдыха, ответственность военнопленных (дисциплинарная и уголовная), окончание плена и др. Помимо этого, необходимо четко разграничить сферы ответственности воинских должностных лиц и гражданской администрации в данном вопросе. Безусловно, уже в мирное время такие вопросы должны быть урегулированы в нормативных правовых актах и доведены до всех военнослужащих в объеме, соответствующем занимаемой должности, а также уточнены применительно к специфике видов и родов ВС РФ. Необходимо разработать четкие правила обращения с военнопленными и порядок их поэтапного движения.

--------------------------------

<1> См.: Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. С. 82.

<2> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1968. С. 665.

Под военным пленом понимается ограничение свободы лиц, принимавших участие в военных действиях, в целях пресечения их дальнейшего участия в вооруженной борьбе. Военнопленный - лицо, принимавшее участие в международном вооруженном конфликте (бывший комбатант) и оказавшееся во власти другого воюющего государства, если оно имеет право (претендует) на статус военнопленного либо государство, от которого это лицо зависит, требует для него такого статуса. Военнопленными <1>, как правило, становятся комбатанты, которые попадают во власть противной стороны (ст. 44, п. 2 ДП I). Военнопленными считаются также лица: 1) следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно (ст. 4а, параграф 4 ЖК III), они должны иметь специальное удостоверение личности; 2) входящие в экипажи судов торгового флота, которые не пользуются более благоприятным обращением (ст. 4а, параграф 5 ЖК III); 3) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно, по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны (ст. 4а, параграф 6 ЖК III). Если на оккупированных территориях оккупирующая держава решит по соображениям безопасности интернировать личный состав вооруженных сил, вернувшийся к гражданской жизни, она должна обеспечить ему статус военнопленных. Вместе с тем нейтральная держава, которая интернирует военнослужащих, оказавшихся в поисках укрытия на ее территории, должна при отсутствии более благоприятного обращения предоставить им обращение, предусмотренное для военнопленных (ст. 4в, параграфы 1 и 2 ЖК III). Режим военного плена не распространяется на санитарный персонал и священнослужителей, состоящих при вооруженных силах, которые, оказавшись во власти неприятеля, могут быть задержаны лишь в том случае, если этого требуют санитарное состояние, духовные потребности военнопленных. Они могут продолжать осуществлять свои обязанности в отношении военнопленных из состава тех вооруженных сил, к которым принадлежали сами.

--------------------------------

<1> См.: статьи 49 - 53 Наставления по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 8 августа 2001 г.

Под началом военного плена следует понимать захват комбатанта противника (принудительное лишение возможности оказывать сопротивление) либо его добровольную сдачу в плен (оставление оружия, поднятые вверх руки, выброшенный белый флаг и др. конклюдентные действия). Может иметь место коллективная сдача в плен в результате местной или общей капитуляции. Военный плен не имеет карательного или позорящего характера <1>, его единственная цель - обезвредить комбатанта и лишить его возможности снова участвовать в военных действиях. Лица, которые сдаются либо вышли из боя в результате ранения или болезни, потерпели кораблекрушение, не должны подвергаться нападению. Со своей стороны они должны воздерживаться от любого враждебного акта и не пытаться совершить побег (п. п. 1 и 2 ст. 4 ДП I). Как правило, взятие в плен осуществляется составом отделения, взвода, роты, отсюда особая ответственность командиров подразделений за обращение с задержанными. Необходимо их обыскать, изъять у них оружие, документы и военное снаряжение, запретить разговоры, разделить по званиям, полу и национальности, тщательно охранять (исключить нанесение ущерба и побеги) и эвакуировать их в тыл. Для этого следует предусмотреть канал эвакуации и о нем должно быть известно командирам подразделений (путем указания в боевом приказе). Представляется целесообразным определить предельный вес личных вещей, которые может взять с собой задержанный, например: офицер, священник - до 25 кг; унтер-офицер, рядовой - до 18 кг. Задержанные должны быть доставлены на первичный пункт сбора, который организуется на уровне полка, либо на дивизионный центральный пункт сбора, где, собственно, и должно приниматься решение об их дальнейшей судьбе. Они должны быть обысканы повторно (так как в полосе соприкосновения с войсками противника обыскиваются лишь с целью обнаружения оружия и т.п.), допрошены и переданы военной милиции для содержания под стражей. На этом этапе (по возможности) должна быть проведена их полная санитарная обработка и приняты меры для их дальнейшей эвакуации (направления в лагерь). В определенных случаях задержанные могут быть освобождены и отпущены (под честное слово) (см. Приложение 28).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: