Ситуация: возможно ли применение ЕНВД в отношении услуг общественного питания, оказываемых в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе) пассажирских поездов

Пассажиры поездов дальнего следования могут обеспечиваться питанием в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе), если в составе поезда предусмотрен такой вагон (п. 34 Правил перевозки на железнодорожном транспорте).

Как правило, в этих случаях пассажирам услуги питания оказываются не перевозчиком, а третьими организациями за отдельную плату (п. 34 Правил перевозки на железнодорожном транспорте, Инструкция по организации работы вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) пассажирских поездов российских железных дорог).

Можно ли применять ЕНВД в отношении деятельности вагонов-ресторанов (вагонов-кафе)?

Напомним, что обязательным признаком объектов общепита с залами обслуживания посетителей является их расположение в здании (его части) или строении (абз. 20 ст. 346.27 НК РФ). В связи с этим Минфин России указывает на неправомерность применения ЕНВД в отношении такой деятельности. Чиновники приводят следующие аргументы:

- вагоны-рестораны не относятся к недвижимости и оказывают услуги разъездного характера (Письмо Минфина России от 24.10.2011 N 03-11-09/66);

- вагон-ресторан является специально оборудованным вагоном в поезде дальнего следования, а потому в соответствии с ОКОФ относится к транспортным средствам по коду 15 3520000 (Письмо Минфина России от 10.09.2007 N 03-11-04/3/356).

Вместе с тем, по нашему мнению, в отношении деятельности вагонов-ресторанов применение ЕНВД будет правомерно.

Вагон железнодорожного поезда, в отличие от помещения на водном судне, - это самостоятельный объект основных средств. Более того, согласно абз. 92 Введения к ОКОФ вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей, считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами и учитываются как здания (по аналогии с соответствующими стационарными предприятиями) и оборудование. Полагаем, что данное положение в полной мере применимо и к вагонам-ресторанам, следовательно, они относятся к зданиям (код 11 4527000 ОКОФ).

В связи с этим считаем, что деятельность вагонов-ресторанов налогоплательщик вправе перевести на ЕНВД, поскольку они в силу ОКОФ учитываются как здания и сами по себе не используются в качестве транспортных средств. Иной подход можно рассматривать как нарушающий принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ).

Суды признают правомерным применение ЕНВД в отношении деятельности вагонов-ресторанов. Так, ФАС Уральского округа, руководствуясь в том числе упомянутыми положениями ОКОФ, указал (Постановление от 15.12.2008 N Ф09-9263/08-С2):

- из норм гл. 26.3 НК РФ не следует, что объект организации общественного питания должен быть только стационарным и представлять исключительно объект недвижимости;

- важным критерием для решения вопроса о правомерности применения ЕНВД является вид деятельности налогоплательщика. В приведенном споре основными видами деятельности организации являлись производство продукции общественного питания и обеспечение ею пассажиров поездов дальнего следования.

Стоит отметить, что ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра указанного судебного акта в порядке надзора (Определение ВАС РФ от 25.05.2009 N ВАС-4430/09).

К аналогичным выводам приходят и иные суды (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2013 N А45-10332/2012 (оставлено в силе Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2013 N А45-10332/2012)).

Вместе с тем применение ЕНВД в такой ситуации, скорее всего, вызовет претензии проверяющих. Поэтому налогоплательщику, желающему применять ЕНВД в отношении деятельности вагона-ресторана, необходимо уточнить позицию территориального налогового органа по данному вопросу.

Однако в ситуации, когда вагон-ресторан используется для оказания услуг общепита не в составе подвижного состава поезда дальнего следования, а как стационарный объект, подключенный к коммуникациям схожим со зданием образом, по нашему мнению, применима правовая позиция, изложенная в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157. В отношении этой деятельности вы вправе применять ЕНВД, поскольку у налогового органа не будет оснований считать объект общепита транспортным средством.

В завершение отметим, что приведенные разъяснения контролирующих органов и судебные акты были приняты на основании редакции Налогового кодекса РФ, действовавшей до 1 января 2013 г. В тот период при соблюдении требований гл. 26.3 НК РФ применение ЕНВД было обязательным. Однако полагаем, что содержащиеся в этих разъяснениях и судебных актах выводы в части применения (неприменения) ЕНВД в отношении услуг общественного питания в вагонах-ресторанах актуальны и в настоящий момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: