Тема 5. Государство и право сословно-представительной монархии в России (середина XVI – середина XVII вв.)

Цель: изучить вопросы о состоянии общественного строя и феодального землевладения, выявить причины отмены системы кормления; систематизировать русское государственное и церковное право; углубить знания о Соборном Уложении 1649 года.

Вопросы для обсуждения

1. Общественный и государственный строй централизованного государства в период сословно-представительной монархии.

2. Военное устройство сословно-представительной монархии.

Соборное Уложение 1649 года

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика Соборного Уложения.

2. Правовое положение крестьян, посадских людей, холопов.

3. Феодальное землевладение:

а) формы землевладения;

б) поместья (основания владения, порядок передачи);

в) вотчины (виды вотчин, возможность отчуждения вотчины, порядок передачи по наследству).

4. Система договоров (порядок заключения, виды).

5. Преступление и наказание:

а) понятие преступления, формы вины, виды соучастия, необходимая оборона, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, система и виды преступлений;

б) виды и цели наказаний.

6. Процессуальное право:

а) органы, осуществляющие правосудие;

б) состязательный процесс (возбуждение дела, рассмотрение дела, вершение, порядок обжалования, положение участников процесса);

в) розыскной процесс (возбуждение дела, рассмотрение дела, вершение, возможность обжалования, положение обвиняемого);

г) доказательства.

Задания

Изучить рекомендованную литературу.

Подготовить доклады и рефераты по темам:

1. Земские соборы XVI – XVII веков и их роль в развитии государства и права.

2. Стоглавый собор 1551 г.

Выписать в словарь и дать определение понятий и терминов: сословия, подворный налог, Стоглав, феодальное право, торговая казнь, розыскной и инквизиционный процессы, челобитная.

Основная литература [1–5, 8–13]

Дополнительная литература [38,56,66,70,78,81,83,90]

Тема 6. Государство и право России в период утверждения и развития абсолютизма (конец XVII–ХVIII вв.)

Цель: обобщить знания студентов по предпосылкам и особенностям становления абсолютизма в России; выявить состояние общественного строя, всех слоев населения и бюрократизацию государственного аппарата; углубить знания реформ Петра I и реформ в развитии права, выявить изменения в государственном управлении в России после смерти Петра I.

Вопросы для обсуждения

1.Предпосылки образования, сущность российского абсолютизма.

2.Изменение статуса монарха и порядка престолонаследия.

3.Особенности социально-экономические развития России в XVIII в.

4.Государственные реформы Петра I.

5.Политика «просвещенного абсолютизма» и ее основные мероприятия в годы правления Екатерины II.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: