Цель: изучить вопросы о состоянии общественного строя и феодального землевладения, выявить причины отмены системы кормления; систематизировать русское государственное и церковное право; углубить знания о Соборном Уложении 1649 года.
Вопросы для обсуждения
1. Общественный и государственный строй централизованного государства в период сословно-представительной монархии.
2. Военное устройство сословно-представительной монархии.
Соборное Уложение 1649 года
Вопросы для обсуждения
1. Общая характеристика Соборного Уложения.
2. Правовое положение крестьян, посадских людей, холопов.
3. Феодальное землевладение:
а) формы землевладения;
б) поместья (основания владения, порядок передачи);
в) вотчины (виды вотчин, возможность отчуждения вотчины, порядок передачи по наследству).
4. Система договоров (порядок заключения, виды).
5. Преступление и наказание:
а) понятие преступления, формы вины, виды соучастия, необходимая оборона, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, система и виды преступлений;
|
|
б) виды и цели наказаний.
6. Процессуальное право:
а) органы, осуществляющие правосудие;
б) состязательный процесс (возбуждение дела, рассмотрение дела, вершение, порядок обжалования, положение участников процесса);
в) розыскной процесс (возбуждение дела, рассмотрение дела, вершение, возможность обжалования, положение обвиняемого);
г) доказательства.
Задания
Изучить рекомендованную литературу.
Подготовить доклады и рефераты по темам:
1. Земские соборы XVI – XVII веков и их роль в развитии государства и права.
2. Стоглавый собор 1551 г.
Выписать в словарь и дать определение понятий и терминов: сословия, подворный налог, Стоглав, феодальное право, торговая казнь, розыскной и инквизиционный процессы, челобитная.
Основная литература [1–5, 8–13]
Дополнительная литература [38,56,66,70,78,81,83,90]
Тема 6. Государство и право России в период утверждения и развития абсолютизма (конец XVII–ХVIII вв.)
Цель: обобщить знания студентов по предпосылкам и особенностям становления абсолютизма в России; выявить состояние общественного строя, всех слоев населения и бюрократизацию государственного аппарата; углубить знания реформ Петра I и реформ в развитии права, выявить изменения в государственном управлении в России после смерти Петра I.
Вопросы для обсуждения
1.Предпосылки образования, сущность российского абсолютизма.
2.Изменение статуса монарха и порядка престолонаследия.
3.Особенности социально-экономические развития России в XVIII в.
4.Государственные реформы Петра I.
5.Политика «просвещенного абсолютизма» и ее основные мероприятия в годы правления Екатерины II.