ИНСТИТУТ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Лаборатория мониторинга результатов учебных достижений обучающихся и учебно-методических комплексов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОНИТОРИНГУ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ
ПРЕДМЕТА «САМОПОЗНАНИЕ»
(дошкольное образование)
АЛМАТЫ 2009
Проведение мониторинга
Оценивание является важной составляющей любого педагогического процесса. Система ожидаемых результатов, представленная в государственном общеобразовательном стандарте образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание» расписана восьми уровнями учебных достижений. Мы рассмотрим только дошкольные уровни образования.
1-уровень (старшая группа). Ребенок пяти лет должен:
- иметь представление о человеческих качествах: доброте, любви, вежливости, честности;
- понимать, что такое хорошо и что такое плохо, уметь различать хорошие и плохие поступки;
- уметь проявлять доброту, эмоциональную отзывчивость, уважение к старшим;
|
|
- уметь проявлять элементарную заботу и оказывать посильную помощь друзьям, родным и близким;
- иметь элементарные знания и первичные навыки здорового образа жизни;
- уметь проявлять уважение к противоположному полу;
- знать и понимать необходимость бережного отношения к окружающей природе;
- уметь выражать свое настроение через рисунок, лепку, конструирование;
- уметь различать хорошее и плохое в словах, в поведении, стараться следовать общепринятым нормам и правилам поведения дома, в детском саду, общественных местах.
2-уровень (предшкольная группа). Ребенок шести лет должен:
- иметь первичное представление о человеческих ценностях: о жизни, родине, здоровье, человеке, семье, дружбе, природе;
- иметь первичное представление о человеческих качествах: доброте, любви, уважении, заботе, честности, гордости, патриотизме, а также о негативных проявлениях человеческой натуры;
- уметь радостно воспринимать красоту окружающей природы, проявлять бережное отношение к ней;
- проявлять интерес к познанию себя;
- уметь проявлять уважение, доброжелательность, сочувствие к людям;
- уметь соблюдать элементарные нормы поведения, иметь первичные навыки самообслуживания;
- понимать и владеть элементарными навыками здорового образа жизни;
- уметь общаться и взаимодействовать в детском коллективе;
- уметь сочетать свои интересы и интересы других в процессе игры;
- проявлять готовность к взаимопомощи, сотрудничеству в семье и кругу сверстников;
- уметь образно мыслить, фантазировать, проявлять свои способности и возможности в творческой деятельности (музыка, игра, танец, театральная постановка).
|
|
Воспитателям предмета «Самопознание» необходимо вести систематическое наблюдение за процессом преобразований для получения объективной информации о результатах своей работы. Сбор, обработка, анализ информации дают возможность анализировать, оценивать и корректировать дальнейшую деятельность, это и есть составляющие мониторинга.
Таким образом, мониторинг запланирован так, чтобы воспитатель, психолог не утопали в собранной информации и могли в полном объеме использовать его результаты для анализа своей работы (чтобы не было избытка информации и учитывался дефицит времени воспитателей и психологов).
Традиционно педагоги и психологи выделяют три компонента нравственности: поведенческий, эмоциональный и когнитивный. Поэтому мониторинг учебных и личностных достижений будет проводиться с учетом я вышеуказанных компонентов.
Поведенческий аспект самопознания связан с проявлением нравственного поведения, которое социально одобряемо и приемлемо. Поведенческий аспект деятельности выявляется на основе рассуждений и выводов детей о предполагаемом поведении в ситуациях нравственного выбора и реального поведения в ходе эксперимента.
Эмоционально-ценностный аспект деятельности выявляется на основе эмоционального отношения учащихся к тем или иным жизненным ситуациям, изучения чувств, которые испытывает ребенок в ситуациях, значимых с точки зрения нравственности. Развитие эмоций связано с пониманием, выявлением, а также распознаванием различных эмоций и чувств человека. Социальное развитие детей непосредственно проявляется в их поступках.
Когнитивный аспект деятельности детей проявляется через их представления о ценностях и понимание нравственных норм. Когнитивный аспект характеризует рассуждения детей о нравственности, изменения в рассуждениях в процессе приобретения когнитивных навыков.
Цель апробации предмета «Самопознание»: определение эффекта воздействия учебников, УМК и самого предмета на «пользователей» (детей дошкольного возраста).
Участники апробации: дети, родители, воспитатели, психологи.
Методики для детей дошкольного возраста (старшего и предшкольного):
ИЗУЧЕНИЕ | ||
поведенческого аспекта нравственности | эмоционально-ценностного аспекта нравственности | когнитивного аспекта нравственности |
1) Методика «Сделаем вместе» (проводит психолог); 2) Методика «Подели игрушки» (проводит воспитатель) 3) Исследования морального поведения дошкольника (проводит воспитатель) | 1) Методика «Сюжетные картинки» (проводит воспитатель) 2) Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунках (проводит психолог) | 1) Методика «Закончи историю» (проводит воспитатель) 2) Методика «Беседа» (проводит психолог) 3) Исследования морального поведения дошкольника (проводит воспитатель) |
Методики для воспитателей, психологов с целью самообразования, саморазвития и саморегуляции:
1) Самооценка творческого потенциала личности;
2) Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл);
3) Анкета для воспитателя, преподающего предмет «Самопознание» (см. приложение).