Здоровье в иерархии потребностей человека

Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату.

Данная ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что в нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека, что здоровье в обществе, в первую очередь, в силу низкой культуры, еще не стало на первое место в иерархии потребностей человека.

Так, особенно у молодых людей, различные материальные блага жизни, карьера, успех признаются более важной ценностью. Но в старшем возрасте большинством людей здоровье признается глобальной и важной ценностью. Известно, что основным мотивом, побуждающим посещать необязательные занятия физической культурой, является укрепление и сохранение здоровья. Таким образом, положение здоровья в иерархии потребностей человека в большей степени зависит от возраста человека и от уровня здоровья. Так, в состоянии физического и психического благополучия здоровье обычно воспринимается как нечто, безусловно данное, потребность которого хотя и сознается, но ощущается лишь в ситуации его явного дефицита. Как говорил Н.М. Амосов: «Здоровье само по себе воспринимается как счастье, только когда его уже нет».

Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Оказывается, что ее уровень явно недостаточен.

Во-первых, если человек здоров, он воспринимает это как должное, и не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, качества и заботу о нем откладывает к выходу на пенсию или на случай болезни.

Вместе с тем, очень часто люди, отягощенные болезнями, не предпринимают действенных мер, направленных на их устранение. Очевидно, что забота человека о своем физическом и психическом благополучии определяется не столько уровнем здоровья, сколько личным отношением к нему человека.

Во-вторых, велико значение отношения окружающих, общественное мнение. К сожалению, у нас пока нет моды на здоровье, а заботящиеся о своем здоровье рискуют прослыть чудаками, отличающимися от большинства людей, фатально безразлично относящихся к своему здоровью. Приходится констатировать, что положительная мотивация для здоровья явно недостаточна. Очень многие люди всем своим образом жизни идут не к здоровью, а от него. И главная причина – в сознании человека, его психологии.

Из этого вытекает необходимость воспитания (в том числе и через физическую культуру) у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности, а также разработка основных положений и условий здорового образа жизни, методология их внедрения, привития и освоения людьми. В достижении этой цели намечаются два основных пути: валеологическое образование каждого человека, начиная с детского возраста, в дошкольных, школьных учреждениях, в колледжах, вузах и т. д.; самовоспитание личности – креативная валеология (сотвори сам себя).

Естественно, плодотворное сочетание данных путей будет способствовать оптимальному достижению здорового образа жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: