Основными способами добычи пищи для человека оставались охота и собирательство. Люди этого периода жили большими общинами, т.к. загонная охота на крупных животных требовала участия большого количества охотников.
Крупнейшим достижением мустьерского человека было открытие способа добывания огня трением. Он уже строил себе жилище из костей крупных животных.
В этот период появилась начальная форма матриархальной родовой общины. Появились зачатки культа умерших как первых религиозных верований (в захоронениях умерших клали набок с подогнутыми ногами, а в гроте Тешик-Таш умерший мальчик был положен в яму, огражденную рогами козла).
Древние люди мустьерского времени, жившие на территории Казахстана, были современниками неандертальцев.
Получает распространение прием изготовления орудий из дисковидных нуклеусов(ядрищ). Пластины с таких нуклеусов (заготовок) получались посредством сколов, направленных от краев к центру. Широкие отщепы, отколотые таким путем, затем оббивались по краям, изготавливались остроконечники и скребла, которые стали ведущими типами орудий.
|
|
Одним из центров расселения человека оставались горы Каратау в Южном Казахстане. Стоянки: в урочище Токалы, Кзылрысбек (оз. Аккуль). Наиболее изученным памятником мустьерского времени является стоянка в урочище Арыстанды (им. Ч. Валиханова). В урочище Ушбулак обнаружены разработки поделочного камня - халцедона.
Стоянки: сопка Обалысай (Жезказганская обл.), в местности Музбель (среднее течение р. Сарысу), в урочище Батпак (в верховьях р. Ишим, севернее Караганды), в районе аула Канай (в верховьях Иртыша).