Чернов С.А. Начала философии. Ч.2-3. – Учеб. пособие – СПбГУТ. - СПб, 2005.
Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия.
В пособии раскрываются все темы общего основного курса философии для студентов всех специальностей и форм обучения. Во второй и третьей частях изложена история античной философии, которая рассматривается лишь в той мере, которая необходима для введения в основные философские проблемы, понимания дальнейшего развития философии и современной философской литературы.
Рецензент – доц. В.Н.Садовников
C С.А.Чернов, 2005
C Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, 2005
Оглавление
Часть 2.
Тема 4. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ
§1. Философия и мифология
§2. Возникновение идеи «природы» в ранней греческой
натурфилософии
§3. Тезис Фалеса
§4. Милетская школа
§5. «Огонь» и «логос» Гераклита
§6. Развитие понятия материи у младших натурфилософов
Тема 5. АНТИЧНАЯ АТОМИСТИКА
|
|
Тема 6. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
§1. Тезисы Парменида: рождение метафизики
§2. Апории Зенона: диалектика движения и множества,
непрерывного и дискретного
Тема 7. ФИЛОСОФИЯ И МАТЕМАТИКА ПИФАГОРЕЙЦЕВ
Тема 8. ПРОБЛЕМА ЗНАНИЯ: АНТИЧНАЯ СОФИСТИКА
Тема 9. ПРОБЛЕМА БЛАГА: СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
§1. Этический рационализм Сократа
§2. Киники и киренаики. Два направления в этике
Часть 3.
Тема 10. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
§1. Учение Платона о бытии и знании
§2. Учение Платона о человеке и обществе
Тема 11. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
§1. Логика и теория познания Аристотеля
§2. Метафизика Аристотеля
§3. Учение Аристотеля о человеке. Психология, этика
и политика
Тема 12. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
§1. Стоицизм
§2. Эпикуреизм
§3. Скептицизм
Тема 13. НЕОПЛАТОНИЗМ
ПРИЛОЖЕНИЕ: РЕПЕТИТОРИУМ ПО АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
ЛИТЕРАТУРА
Тема 4. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ.
Философия и мифология.
Появление философии в Древней Греции обычно кратко и условно определяется как переход в объяснении мира от мифа к логосу. Место традиционных рассказов о бесчисленных отдельных фантастических существах (богах, демонах, чудовищах, героях), занимавших воображение древних народов, занимает свободное, самостоятельное, личное исследование и рассуждение отдельных мыслителей, направленное на выяснение единой общей сущности вещей.
В Древней Греции, «колыбели» европейской (западной) философии, сложилась высокоразвитая, богатая мифология. Гесиод, первый достоверно установленный европейский поэт, в VIII в. до Р.Х. систематически пересказал в своей «Теогонии» (поэтическом рассказе о происхождении богов) древние мифы, идущие из незапамятной, досторической древности. Важный источник для ознакомления с греческой мифологией - эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», которые приписывают легендарному Гомеру. Греческая мифология не только «воспитала Элладу», как писал Платон, но и во многом определила последующее культурное развитие Европы и всего мира. Её образами заполнен и наш современный язык, культурная среда нашего обитания (титаническая борьба, сизифов труд, авгиевы конюшни, прокрустово ложе, яблоко раздора, панический страх, ахиллесова пята и т.п.).
|
|
Миф – исторически первый способ объяснения человеком окружающего его мира и своей собственной жизни. Для мифического мышления характерно объяснение устройства мира или его отдельных явлений посредством рассказа о его происхождении (генезисе). Древнегреческие рассказы о происхождении мира и его важнейших явлений были одновременно и рассказами о происхождении богов, поскольку греческие боги и есть прежде всего могучие силы природы, предствляемые образно, как похожие на человека (антропоморфные) существа. «Боги» - олицетворение или персонификация этих сил: природа, представляемая по образу и подобию человека. Из поколения в поколение, в течение многих веков переходили рассказы о том, что мир произошёл из первоначального Хаоса. В нём был заложен источник жизни, и Хаос породил Землю, Мрак и Ночь, а от них произошли вечный Свет и День – и так началась и пошла смена дня и ночи. Земля породила Небо, горы и Море – а отца у них нет. Небо стало царствовать над миром и взяло в жёны Землю. У Неба и Земли было шесть сыновей и шесть дочерей – Титанов, в том числе титан Время. От титанов родились Солнце, Луна, звёзды и ветры. Младший титан, Время, отнял власть у отца Неба. Богиня Ночь родила ему Смерть, Сон, Раздор, Отмщение. Время и богиня Рея родили Гестию (богиня домашнего очага), Деметру (богиня плодородия), Геру, Посейдона, Аиду, Зевса-громовержца. Наконец, Зевс и другие дети Времени свергли отца и стали богами-олимпийцами … Жизнь богов на Олимпе описана Гомером. Это - жизнь древних родоплеменных вождей, но боги более могущественны, чем люди, бессмертны, в отличие от них, и способны править не только людьми, но и силами природы. От могущества, намерений и воли богов и зависит прежде всего жизнь людей, судьба каждого отдельного человека. Волю богов и тем самым свою судьбу можно узнать через посредство жрецов, Оракула, пифии, по гаданиям и предзнаменованиям. Для того, чтобы избежать несчастий и бед, богов необходимо умилостивить восхвалениями, славословиями (гимнами) и жертвоприношениями. Так, в самых общих чертах, представлял себе мир и свою жизнь древний грек до появления первых философов.
В рассказах Гомера и Гесиода воплотились образы, складывавшиеся и развивавшиеся в сознании людей первобытного и родо-племенного общества в течение десятков тысяч лет. «Миф» – слово греческого происхождения, обозначавшее первоначально «рассказ», «сказание», «предание». Мифы – это прежде всего созданные силой воображения человека образы богов, демонов, чудовищ и других антропоморфных существ и рассказы о них и их взаимоотношениях с людьми. Эти мифические образы владели коллективным сознанием ещё доисторических племён, эти рассказы передавались в устной форме от поколения к поколению с незапамятной древности. В наглядной, понятной каждому «сказочной» форме они давали ответ на важнейшие мировоззренческие вопросы о происхождении мира, неба и земли, дня и ночи, болезней и смерти, человека и общественных порядков, традиций и норм поведения, религиозных обрядов. Мифологией называют прежде всего совокупность такого рода представлений и рассказов, сложившихся в мировоззрение древнего человека, как члена архаической родо-племенной общности, ещё до возникновения первых речных цивилизаций, города, государства, письменности, храмовой жреческой религии, искусства и науки. Проблема мифа – это прежде всего проблема первоначального, первобытного сознания, древнейшей формы проявления разума, мышления в человеке. Эпос Гомера и поэзия Гесиода представляют собой уже позднейшую художественную переработку этой первичной мифологии, созданную уже в высокоразвитой культуре и зафиксированную в текстах, дошедших до нашего времени.
|
|
Мифическое мышление имеет ряд важных характерных признаков, отличающих его от более развитых форм сознания. Это такое познание мира, которое ещё не сознаёт самого себя как знание, подобно тому как животные и дети до некоторого возраста ещё не сознают сами себя, не знают о собственном существовании. Их сознание полностью «погружено» в свой предмет, целиком сливается с ним. Поэтому мифическое мышление ещё не относится к самому себе критически, не отличает знание о предмете от предмета знания, представление о вещи (или её образ) от самой вещи, отождествляет слово и вещь, которую это слово обозначает, субъективное (находящееся в сознании, в душе) и объективное (существующее само по себе, вне и независимо от сознания). Оно ещё не различает отдельные свойства вещи и её саму, часть и целое, отождествляет сходное, не отличает ассоциативные связи собственного воображения от причинной связи самих вещей и т.д. Это - сознание человека, который ещё не выделяет себя ни из природы, которая поэтому и не осознаётся как «внешний мир», как «природа», ни из коллектива (рода и племени), а потому ещё не знает себя как самостоятельную, автономную личность. Мифологические представления не имеют личных особенностей – они именно общие, являются продуктом коллективного творчества, в котором ещё отсутствует идея «авторства». Мифологическое сознание – не столько сознание отдельного человека, сколько именно сознание рода, племени. Поэтому мифические образы «навязываются» сознанию каждого отдельного человека принудительно и незаметно для него, властно овладевают им так, как овладевает, например, сознанием влюблённого юноши образ любимой девушки. Именно поэтому эти образы, хотя они и существуют лишь в сознании людей, кажутся им самостоятельными существами, да ещё такими существами, от которых зависит их жизнь и судьба. Мы имеем дело с мифом тогда, когда безлично-коллективные представления владеют человеком, а не он владеет своими представлениями, когда к образам, созданным собственным воображением, он относится так же, как к другим людям, животным, растениям, то есть предметам внешнего мира. Мифические представления выполняют важную социальную роль: они внушают члену некоторой общности важнейшие представления, аккумулирующие в себе многовековой коллективный опыт рода и обеспечивающие единство, сплочённость и выживание этой общности, достижение важнейших целей её существования. Не сознавая своего знания, не отличая знание от его предмета, мифологическое сознание не сознаёт и своего незнания. Для него не существует «проблемы знания», проблемы «истины», проблемы обоснованности знания, различия между истиной и заблуждением.
|
|
Важнейшей чертой мифологии является своеобразное очеловечивание природы, так хорошо знакомое нам с детства по сказкам: индивидуальное сознание проходит в своём развитии те же основные формы, которые прошло человечество в целом. Носителю архаического сознания свойственно объяснять всё происходящее в мире по собственному образу и подобию, по аналогии с самим собой. За всем существующим и происходящим он воображает «деятельность», «поступки» похожих на человека отдельных существ, наделённых сознанием и волей, имеющих определённые «намерения», «добрых» или «злых», приписывая человеческие качества и человеческие родственные отношения земле, небу, морю, ветру, Солнцу, Луне, звёздам, растениям, животным, предметам быта и т.п. В образах бесчисленных мифологических существ персонифицируются (олицетворяются) не только силы и явления природы, но и человеческие занятия, свойства и состояния человека и т.п. Мифология бессознательно-некритически проецирует на весь мир кровно-родственные человеческие отношения, составляющие первичную основу человеческого общества.
Мифология достигает своего высшего развития в храмовой, жреческой религии и искусстве, входя в их состав вместе с возникновением цивилизации. Мифы записываются, систематизируются, обобщаются, им придаётся художественная форма, они становятся предметом рефлексии, богословских размышлений жрецов – так возникают и великие эпические произведения, и священные книги, в которых излагается то или иное вероучение.
После возникновения более развитых, дифференцированных форм сознания (собственно религии, искусства, науки, философии) его архаический мифологический слой не исчезает. Древнейшие мифологические представления вошли в состав мировых религий, они составляют основу и народного фольклора, и высокого, классического искусства. Они составляют важную часть сознания современного человека и современного общества, которое и в «век науки» осталось существенно мифологическим. Современную мифологию легко узнать по указанным выше признакам. Везде, где мы видим широкое распространение в массовом сознании некритически-фантастических объяснений существующего и происходящего деятельностью отличных от человека, более могущественных, чем человек, но тем не менее похожих на него существ, наделённых сознанием и волей, везде, где наблюдаем поклонение небесным или земным идолам, мы видим хорошо известные структуры и функции мифического сознания, творящего и новые, современные мифы. В современных представлениях о едином Боге, создателе мира и человека, о злых или добрых духах, о душах умерших, о «нечистой силе», о привидениях, о святых, о магах и колдунах, об инопланетянах, о суперменах, в современном культе «великих людей», «великих вождей», так называемых «звёзд» массовой культуры и т.д. обнаруживаются древнейшие механизмы работы первобытного мифологического сознания. Более того, оно иногда пытается взять своеобразный «реванш» у возникших позднее, более развитых и высоких форм сознания. Огромная сложность духовной культуры, трудность приобщения к ней вызывают естественную защитную реакцию психики и даже ненависть к науке и культуре у тех, кто не может совладать с ней, кого она подавляет. Поэтому в наше время довольно широко распространилась своеобразная тяга к архаическому, дологическому, примитивному, нерефлектирующему сознанию и поведению – стремление «купировать» рефлексию, «уколоться и забыться» в тех простых переживаниях, образах, объяснениях и способах поведения, которые в изобилии предлагает современная фабрика мифологических грёз - средства массовой информации и массовая культура.
В VII-VI вв. до Р.Х., практически одновременно в Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае, в первых высокоразвитых цивилизациях, в недрах мифологического мышления, на его основе, в связи с ним и как его отрицание постепенно возникла совершенно новая форма мышления, другой тип сознания и знания, другой способ интеллектуальной деятельности и жизненного поведения, который и получил в Древней Греции название «философии». Здесь впервые в истории появляется теоретическое рассуждение, рождается наука. Наука – продукт личной свободы,свободы мысли, слова и поступка, когда достоинство той или иной идеи подвергается свободному испытанию и критике, когда основанием для принятия или отклонения того или иного утверждения служат факты опыта и доводы разума - рассуждение, аргументация, обоснование, логика и доказательство, но не традиция, авторитет и вера. Безличный суггестивный миф, циркулирующий в нерефлектированном коллективном (массовом) сознании, уступает место сознательному и критическому личному творчеству, самостоятельному поиску истины, уступает место духовнойнезависимости отдельной личности, столь ярко представленной Сократом, построению собственного мировоззрения, невиданного раньше нигде и никогда, а также плюрализму мнений и теорий. За исторически кратчайший срок, в одно, можно сказать, историческое мгновение, в Древней Греции было создано множество совершенно новых идей, новых «рассказов» о мире совершенно нового, небывалого прежде типа. Миф уступил место логосу, рассказ – теории.
Очень важно, однако, не просмотреть за этой пестротой и разноголосицей первых личностно окрашенных, чрезвычайно оригинальных философских учений, самое важное, главную мысль, объединяющую первых философов при всех их страстных и яростных спорах, поскольку именно она и делает их всех - философами.