Предыстория и начало европейской исторической традиции

Между мифом и историей: протоистория. Эпос, литература и искусство архаической эпохи о деяниях богов и героев, храмовые записи о свершениях правителей. Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории. Гесиод и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.

Греческая историография классической эпохи. История как жанр литературы. Первые историки. «Отец истории» Геродот. Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота. Фукидид и его «прагматическая история». История как генезис событий «настоящего». Психологизация истории. Критерии достоверности и отбор свидетельств. Аристотель: концепция истины, противопоставление истории и поэзии (драмы). Исократ и «парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории».

Эллинистическая историография. Династические культы эллинистических царей и появление «местных» историй. Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Предмет истории: «знакомство с частностями» и «понимание целого». От свидетельств очевидцев к опоре на «авторитеты». Синтез прагматической и парадигматической истории: история как исследование особого типа и как школа жизни.

Римская историография. От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима. Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп: опыт написания «современной истории». Тит Ливий: ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики. История и мораль: дидактическая функция истории. Публий Корнелий Тацит: риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм. История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла. «Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: первая попытка создания теории историописания. Цели и метод историописания. Проблема источников. Лучший историк – «свидетель событий». Язык и стиль повествования. «Последний римский историк» Аммиан Марцеллин: герой истории – Империя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: