Экзаменационные вопросы для аспирантов и соискателей по курсу «История и философия науки» (раздел 1)
1. Взаимосвязь философии и науки. Предмет философии науки
2. Формирование античной науки и ее философские аспекты
3. Наука в Средние века в Европе. Арабская наука
4. Философские основания и этапы развития классической науки
5. Философские основания неклассической науки
6. Логический позитивизм как философская концепция науки.
7. Философия науки К. Поппера
8. Проблема роста знания в научно-исследовательской программе И.Лакатоса.
9. Теория научных революций Т. Куна.
10. Плюрализм в эпистемологии П.Фейерабенда.
11. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования
12. Эмпирические методы научного познания
13. Теоретические методы научного познания. Гипотетико-дедуктивный метод
14. Социология науки. Социальная характеристика научной деятельности
15. Наука как основа экономического и социального развития в современном
мире.
16. Идеалы и нормы научного исследования как компонент оснований
науки. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.
|
|
17. Научная картина мира.
18. Научно-технический прогресс и его моральные проблемы.
19. Философия интеллектуальной собственности.
20. Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур.
Вопросы для аспирантов по проблемам биологии и экологии (раздел П)
- Основные этапы и тенденции развития биологического знания.
- Формы и типы научных революций в биологии.
- Эволюция методов биологического познания и языка биологических наук.
- Основные объяснительные принципы существования живого в трудах мыслителей античности и средневековья.
- Основные достижения биологического познания в Новое время: систематика, познание строения и жизнедеятельности организмов, концепция обмена веществ, ассимиляция и диссимиляция, катаболизма; исследование процессов оплодотворения, первые эволюционные концепции (Линней, Бюффон, Паллас).
- Методологические проблемы становления современной биологии.
- Становление и развитие генетики. Основные проблемы современной генетики.
- Микробиология: предмет, методы, достижения, перспективы.
- Методологические проблемы изучения биоразнообразия.
- Методологические проблемы изучения экологических явлений.
- Синтетическая теория эволюции и ее постулаты.
- Антропология и эволюция человека.
- Этические проблемы биологических исследований.
- Специфика предметности в естественных науках.
- Специфика истины в биологическом знании.
- Статус биологических наук в современной картине мира.
- Характеристика центральных догм о живой природе в 18 веке и их критика.
- Формирование биологии как комплексной науки и ее успехи в первой половине 19 века.
- Дискуссии в понимании процесса эволюции и их влияние на развитие биологии в 20 веке.
- Проблемы современного эволюционизма.
Примерные вопросы для аспирантов по истории биологии
|
|
- Представления о живой природе в античном мире.
- Представления о живой природе в трудах Аристотеля.
- Значение трудов К.Линнея для развития биологии.
- Учение Ж.Б. Ламарка. Первая эволюционная теория.
- Социально-экономические и естественнонаучные предпосылки возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина.
- Эволюционное учение Ч.Дарвина и его методологическое значение для развития биологии.
- Успехи развития биологии во второй половине 19 века.
- Основные направления развития и достижения биологии в первой половине 20 века.
- Синтетическая теория эволюции.
- Биологические науки на рубеже 20 и 21 века.
- Антропоцентрическое и биосферное мышление.
- Экологические проблемы человечества в 21 веке.
- Современная экология: наука или мировоззрение.
- Проблемы социальной экологии.
- Учение Вернадского В.И. как философская идея.
- Экологические формы воздействия человека на биосферу.
- Экологические основы устойчивого развития.
Примерная тематика рефератов для аспирантов и соискателей по курсу «История и философия науки»