Профессиональная пригодность – это совокупность психических и психофизиологических особенностей человека необходимых для достижения успеха в выбранной профессии.
Профессиональная готовность – это определенный уровень умений и навыков.
Профессиограмма – своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, специальных и педагогических знаний и умений необходимых учителю.
Кузьмина Е.В. в 1967г. проанализировав деятельность учителя выделила в ее структуре 3 взаимосвязанных компонента:
а) конструктивный:
1) конструктивно-содержательный (отбор учебного материал, планирование и организация педагогического процесса);
2) конструктивно-оперативный (планирование своих действий и действий учащихся);
3) конструктивно-материальный (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);
б) организаторский – выполнение действий направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организация совместной деятельности в нем;
|
|
в) коммуникативный – общение – установление педагогических отношений педагога с учащимися, родителями и педагогами других школ.
Педагога характеризуют следующие качества:
- любовь к детям;
- высокая гражданская ответственность и социальная активность;
- подлинная интеллигентность;
- чувство долга;
- духовная культура;
- высокий профессионализм;
- постоянное самообразование;
- профессиональная работоспособность.
Ведущее место в профессиограмме занимает позиция педагога:
• социальная (система взглядов, убеждений и ценностных ориентаций);
• профессиональная (его отношение к педагогической профессии, целям).
Важную роль играет авторитет учителя, который завоевывается упорным трудом.
Авторитет – совокупность его достоинств.