Виды воспитания:
1. по объекту воспитания:
- экономическое,
- гражданское,
- интеллектуальное,
- интернациональное,
- правовое,
- прогностическое,
- духовно-нравственное,
- эстетическое,
- патриотическое.
2. по содержанию:
- трудовое,
- умственное,
- физическое.
3. по формам:
- воспитание в специальных учебных заведениях:
школьное - семейное,
конфессиональное,
внешкольное - по месту жительства.
4. по отношению воспитателя к воспитаннику:
- демократическое,
- свободное,
- авторитарное.
Специфика принципов воспитания, требования к ним.
Принцип воспитания - это общее исходное положение, в котором выражаются основные требования к содержанию методам и организации воспитательного процесса.
Требования к принципам воспитания:
обязательность (полное воплощение их в практику);
комплексность (одновременное, а не поочерёдное применение принципов на всех этапах воспитательного процесса);
равнозначность (среди этих требований нет главных и второстепенных, одинаковое внимание уделяется ко всем принципам воспитания)
|
|
Принципы воспитания, которые опираются на воспитательный процесс составляют систему.
Современная, отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
Общественная направленность воспитания.
- в его основе лежит общественно полезный труд:
a) Дети должны понимать роль труда в жизни общества и жизни каждого человека.
b) Уважать людей труда, которые создают материальные и духовные ценности.
c) Бережно относится к общественному достоянию и природному богатству.
Связь воспитания с жизнью и трудом.
- это не терпимое отношение к проявлениям без хозяйственности, безответственности и нарушением трудовой дисциплины.
Опора на положительное в воспитании.
- главное это формирование положительных черт и качеств, которые необходимо выявить и развить у учащихся,
- только терпение, сотрудничество и заинтересованность педагога в судббе воспитанника дают положительные результаты,
Гуманизация воспитания.
Этот принцип требует:
- гуманного отношения к личности воспитанника,
- уважение его прав и свобод,
- предъявление воспитаннику пассивных требований,
- уважение его даже тогда, когда ребёнок отказывается выполнять предъявляемые требования,
- уважение права личности быть самим собой,
- отказ от унижающих достоинства личности наказаний,
- формирование требуемых качеств