- всеобщие выборы, предоставляющие возможность смены власти ненасильственными средствами;
- политический плюрализм и право на оппозицию;
- независимая судебная система, основанная на принципе верховенства закона;
- право на частную жизнь;
- гарантия прав и свобод личности и национальных меньшинств;
- все формы собственности равноправны (государственная, кооперативная, частная) в условиях рыночных отношений, однако признается и планирование, а государство регулирует рынок в интересах людей и не допускает доминирования большого бизнеса;
- экономическая деятельность отличается социальной направленностью и подконтрольна обществу;
- высокое качество жизни для всего общества, что означает достойные условия и содержание труда, всеобщее пенсионное обеспечение, доступное образование, практически бесплатное здравоохранение, бесплатный проезд для детей, контроль за состоянием окружающей среды;
- мир и всестороннее сотрудничество государств.
В настоящее время наиболее заметные и сильные политические социал-демократические партии существуют в Европе, в таких странах, как Германия, Дания, Испания, Норвегия и, конечно же, Швеция, которая не участвовала в двух мировых войнах, а рабочая партия Швеции с 30-х годов прошлого века находилась у власти более сорока лет. Швеция создала свою модель социализма, которая характеризуется высокоразвитой экономикой смешанного типа, занятостью практически всего трудоспособного населения, сильной системой социального обеспечения, высочайшим уровнем образованности населения.
|
|
Тема 13. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире
13.1 Политический процесс: сущность, структура, стадии
Политический процесс представляет собой совокупную деятельность всех субъектов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование политической системы общества в определенных временных и пространственных границах. Понятие «политический процесс» охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности.
В политическом процессе взаимодействуют разнообразные факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере. Регулируется он как нормами права (прежде всего конституционного), так и разнообразными писаными и неписаными внеправовыми нормами (уставами и другими документами партий, иных общественных объединений, обычаями, традициями, этико-моральными нормами и др.), а иногда протекает спонтанно, непредсказуемо.
Политический процесс отличается относительной самостоятельностью, однако, в конечном счете, он обусловлен экономической структурой, государственным устройством, характером социально-политических отношений в обществе.
|
|
Структура политического процесса включает субъекты и объекты политики, политические интересы и отношения, средства и методы политической деятельности.
Различают четыре фазы протекания политического процесса: 1) конституирование, становление политической системы; 2) функционирование существующей политической системы; 3) развитие политической системы; 4) этап упадка, распада политической системы. Будучи взаимодополняемыми, эти стадии сохраняют присущие каждой из них особенности, выполняют свои собственные предназначения и осуществляются специфическими методами политических действий.
В зависимости от объекта проявления политической воли они подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.
С точки зрения характера политического участия различают неангажированный и ангажированный (добровольный или санкционированный) политический процесс. Неангажированные политические процессы предполагают свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти. При ангажированных – преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жестко централизованные методы принятия управленческих решений. Это обусловлено правлением теократических группировок, военных элит, авторитарных лидеров и монархов или существованием единственной партии в стране.
С точки зрения публичности осуществления своих функций участниками можно выделить открытый и скрытый (теневой) политические процессы. Открытый политический процесс характеризуется доступностью для общественности различных фаз и этапов принятия политических решений, корректировкой программ, рекрутированием элит и др. Скрытый политический процесс базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти, в роли которых могут выступать запрещенные, нелегализованные и непризнанные обществом структуры.
Политические процессы дифференцируются по характеру и методам преобразования власти: революционные и эволюционные.
С точки зрения устойчивости взаимоотношений институтов политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политическом процессе.
13.2 Политическая деятельность
Политическая деятельность представляет собой совокупность действий больших общественных групп (классов, наций, социальных слоев и т.д.) по реализации своих политических интересов по поводу завоевания, использования и удержания власти. Социальной причиной политических действий являются экономические интересы. Поэтому политическая деятельность людей выступает в качестве производной по отношению к экономической и в то же время обладает значительной самостоятельностью. Политическая деятельность связана с существующим, типом общественных отношений. Эти отношения отражают сотрудничество или борьбу между общественными группами за сохранение или изменение существующего общественного порядка в государстве.
Примерами политических действий являются: революции и контрреволюционные выступления, классовые столкновения, мятежи, государственные перевороты, реформы, избирательные кампании, митинги, военные операции и т.д. К политической деятельности относят также официальные визиты государственных делегаций в дружественные страны, дипломатические переговоры, межправительственные переговоры по какой-либо проблеме.
По значимости общественных изменений первое место отводится революции, контрреволюции и мятежу. Второй тип политической деятельности по важности составляют реформы, которые не подрывают основы власти правящего класса. Третий основной тип политических действий – это политические перевороты: государственный переворот, путч, военный заговор. К наиболее разрушительной силе по масштабам изменений в общественных отношениях относится революция.
|
|
Политическую деятельность можно рассматривать через такие характеристики как спонтанность, степень организованности, устойчивость и т.д.
Объектом политической деятельности является политическая власть. В состав ее субъектов включены все классы и слои, составляющие социально-классовую структуру общества, нации и народности, а также партии, общественные организации и движения.
Говоря об объекте и субъекте политической деятельности, следует отметить, что грани между ними не абсолютны, а относительны. Субъект может одновременно выступать и ее объектом. Примером может служить человек, который подчас превращается также и в средство политики. Важнейшим субъектом политической жизни общества является государство. Оно одновременно выступает субъектом, объектом и средством политической деятельности. Борьба за завоевание и удержание государственной власти в собственных руках чрезвычайно важна для политической практики классов, слоев, наций, партий и других организаций. Здесь государство выступает и субъектом, и средством политической деятельности.
Таким образом, политическая деятельность – это индивидуальная или коллективная, спонтанная или организованная деятельность общественных субъектов. Она ведется в рамках существующих отношений власти или вопреки им, регулируется, как правило, правовыми или уставными нормами, в некоторых случаях может принимать форму политической борьбы.
13.3 Политическое поведение и политическое участие
Политическое поведение представляет собой совокупность действий и поступков, предпринимаемых субъектом политики по отношению к политической практике. Способы политического поведения весьма разнообразны: это участие социальных субъектов в становлении или противостоянии власти, охватывающее деятельность в формальных или неформальных организациях, массовых движениях; включение в различные элементы политической системы или отстраненность от них; публичная демонстрация взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы.
|
|
Политическое поведение имеет место везде, где существуют и развиваются политические отношения и процессы, действуют политические организации и институты. Оно может варьироваться по степени интенсивности в форме проявления – от корректных, культурных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательства, словесных оскорблений (т.н. «вербальная агрессия») и даже до применения физической силы (т.н. «физическая агрессия»).
Политическое поведение подразделяется на два основных вида: «открытое» (политическое действие) и «закрытое» (политическая иммобильность или политическое бездействие).
Политическое поведение можно классифицировать как социально осмысленное (когда процесс социализации личности завершился); ценностно-ориентированное; аффектированное и традиционно обусловленное. Это в значительной степени связано с завершением процесса политической самоидентификации личности и группы. Поведение, как и его конкретное воплощение – действие, может быть прямым, т.е. непосредственно направленным на объект, или косвенным (опосредованным), основанным на делегировании полномочий в разных формах и степени.
Политическое участие можно рассматривать как динамичную и массовую форму многообразных взаимоотношений индивидов и организационно-властных структур, образований по поводу политической власти и управления. Оно осуществляется в различных формах, с неодинаковой степенью интенсивности, в разных по масштабy социальных и территориальных образованиях.
Активная форма добровольного политического участия включает в себя деятельность депутатов представительных органов власти, функционеров политических партий и общественно-политических организаций, организаторов политических кампаний и акций (выборов, референдумов и т. д.).
Пассивная форма добровольного политического участия предполагает только участие в выборах, референдумах, опросах общественного мнения.
Принудительное политическое участие характерно для служащих милитаризованных государственных структур, членов политических партий и организаций с жесткой централизацией и дисциплиной.
По сфере территориального распространения политическое участие может носить общенациональный, местный и локальный характер.
В плане интенсивности и последовательности различают постоянное (членство в партии, работа в политических организациях), эпизодическое, регулярное (участие в выборах) и разовое (участие в референдуме по поводу принятия Конституции) политическое участие. По отношению к действующему законодательству в той или иной стране различают легальное (соответствующее Конституции и законам) и нелегальное (противоречащее закону) политическое участие.
Тема 14. Государственная политика и управление в Республике Беларусь
14.1 Государственная политика и управление в Республике Беларусь
Государственная политика и государственное управление выступают как специфические системы деятельности субъектов политики, различающиеся способами, процедурами и результатами деятельности.
Государство реализует свои внутренние и внешние функции государство реализует через государственную политику и государственную власть, которые представляют собой конституционно-правовой институт.
Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. В широком смысле оно представляет собой совокупность всех видов деятельности государства. Возможности государственного управления определяются: волей и силой государственной власти, уровнем развития и отлаженностью системы государственного управления, располагаемыми ресурсами и их эффективным использованием.
В зависимости от масштаба временных рамок, управление может быть стратегическим, тактическим и оперативным.
Стратегическое управление определяет долгосрочную перспективу развития общества как по всем, так и по отдельным направлениям, сферам, объектам, территориям, задает программу деятельности каждому звену управления.
Тактическое (кратковременное) управление – это необходимые действия по реализации намеченных целей. Данный вид управления предполагает высокий профессионализм, гибкость мышления, инициативность управленческого персонала.
Оперативное управление направлено на решение текущих задач, а также возникающих в процессе управления конкретных проблем. Здесь предполагается четкая постановка задач, исходя из сложившейся ситуации.
Процесс формирования и реформирования системы органов управления в Республике Беларусь начался в 90-е гг. XX в. Это связано с переходом от централизованно-плановой системы к социально ориентированной рыночной экономике. Побудительными мотивами явились экономическая и политическая ситуация, наполнение государственного суверенитета республики всеми атрибутами власти. Это было связано с распадом бывшего СССР и его органов управления, перераспределением субъектов собственности (включением в республиканскую собственность предприятий и организаций союзного подчинения, расширением состава субъектов коммунальной собственности) и необходимостью формирования и развития новых форм межгосударственных связей в экономической, социальной и политической сферах.
В результате проведенной реорганизации система органов государственного управления Республики Беларусь стала более управляемой, компактной и менее затратной. Она была приведена в соответствие с развивающимися рыночными отношениями – сократилось количество органов государственного управления; уменьшилось количество министерств и госкомитетов с 44 до 28, в большинстве из них произошли существенные изменения в компетенции.
Традиционные формы оценки эффективности государственного управленческого решения представлены политическим или административным контролем и являются результатами парламентских слушаний, отчетов руководителей и контрольных комиссий, государственной аудиторской проверки и т. п.
Следует отметить, что оценку эффективности государственного управления осуществляют разные общественные институты: гражданин, семья, трудовые коллективы, общественные объединения, государственные структуры.
14.2 Социальная политика в Республике Беларусь
Социальная политика – это деятельность государственных и общественных организаций по регулированию социальной сферы и социальных отношений, совокупность политических установок, принципов, решений и действий, направленных на удовлетворение социальных интересов и потребностей личности и социальных групп, слоев.
Эффективность социальной политики определяется тем, в какой степени улучшается жизнь человека, облагораживаются условия его труда и отдыха, быта, укрепляется здоровье, повышаются сознательность и культура, совершенствуются межэтнические и межличностные отношения, соблюдаются декларированные социальные права и гарантии и т.д. Очевидно, что возможности осуществления целей социальной политики зависят в большей степени от результатов экономической политики.
Под субъектами социальной политики понимаются государственные органы, учреждения и организации, которые осуществляют социальную политику.
Объектом социальной политики являются общество, его социальные слои, группы, классы, иные социальные общности, индивид. Но вместе с тем, эти же социальные общности являются и носителями социальной политики, ее субъектом. В соотношении государства и общества последнее выступает как объект лишь в том смысле, что из этого «социума» формируется и организуется властью социальная политика.
Социальная политика Республики Беларусь имеет различные измерения экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Соответственно этому существуют объективные критерии, количественные и качественные характеристики проводимой в обществе социальной политики. Приоритетное значение имеют: практическая реализация принципа социальной справедливости; учет социальных интересов различных групп людей, удовлетворение их рациональных потребностей; социальная защищенность населения, особенно его малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, тяжелобольных и др.
Социальная политика охватывает своими регулятивными функциями отношения между городом и деревней, людьми умственного и физического труда, различными нациями, народностями и этническими группами, между классами и внутриклассовыми слоями, между государством и индивидом. Она затрагивает все сферы жизнедеятельности людей (труд, быт, культуру). Причем в соответствии со своей спецификой, одни из этих сфер (например, производство) служат объектом ее непосредственно регулирующего воздействия, а в других (например, в области демографии) такое воздействие осуществляется косвенно, путем создания условий, побуждающих людей к желательному для общества социальному поведению.
Социальная политика устанавливает отношения между обществом и личностью через регулирование отношений между обществом и составляющими его социальными группами, принадлежность к которым определяет содержание социальных интересов. В соответствии с этим одним из важнейших принципов социальной политики выступает управление интересами и через интересы людей. Главной задачей социальной политики Республики Беларусь является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Тема 15. Международные политические отношения и геополитика
15.1 Международные отношения: понятия и сущность
Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном, но и на международном уровне. Это объясняется тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Они связаны со спецификой внешней политики. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на всю политику в целом, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно.
Международные отношения представляют собой специфический вид общественных отношений, это совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических, военных, гуманитарных и других связей и взаимоотношений между государствами, социальными, экономическими, политическими силами, действующими на мировой арене. Доминирующую роль в международных отношениях играют межгосударственные отношения.
Принципы международных политических отношений: признание суверенного равенства государств; нерушимость установленных границ, признание территориальной целостности государств; неприменение силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела других государств; уважение прав и свобод человека; равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой; развитие сотрудничества между государствами, добросовестное выполнение субъектами мировой политики обязательств перед международным сообществом.
Виды международных отношений: политические, экономические, научно-технические, военно-стратегические, культурные.
Основным субъектом международных политических отношений выступает государство, имеющее полномочия осуществлять внешнюю политику, участвовать в отношениях с другими государствами и организациями, заключать договоры и т.д. Наряду с государством в систему международных политических отношений входят различного рода межгосударственные объединения, союзы и организации, призванные обеспечивать безопасность, как в отдельных регионах, так и в мире в целом. Также в роли важных субъектов международных политических отношений выступают религия и церковь. Наконец, весьма важным субъектом формирования и функционирования международных политических отношений выступают сами люди.
Характерные черты современных международных политических отношений:
- противоречивость перехода к многополюсному миру. Субъектами мировой политики являются более 200 суверенных государств, но доминирующая роль сохраняется за США. Мировая политика слабо предсказуема и нестабильна. Проявляются противоречия между западной, восточной, исламской цивилизациями;
- глобализация политических и экономических отношений. Возрастает роль общих закономерностей общественного прогресса и в то же время сохраняется разнообразие моделей социально-политического развития;
- противоречивость и низкие темпы социально-экономических и политических преобразований в России, Беларуси и других бывших советских республиках. Влияние этих государств на мировые политические процессы минимально и неадекватно национальным интересам, социально-экономическому и военно-политическому потенциалу;
- неустойчивость тенденции к демократизации и гуманизации мировой политики. Распад СССР, расширение числа субъектов мировой политики не ускорили «движение» международного сообщества к ненасильственному, безъядерному миру, новому, более справедливому мировому порядку.
15.2 Внешняя политика государств: сущность, субъекты, средства
Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене по реализации своих национальных интересов. Она отражает отношения государства с другими субъектами мировой политики.
Внешняя политика государства преследует две неразрывно связанные между собой цели: 1) обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для осуществления внутриполитического курса; 2) участие в реализации внешнеполитических задач мирового сообщества.
Средства осуществления внешней политики государства: дипломатические отношения с другими государствами; взаимодействие с международными организациями в целях укрепления всеобщей безопасности; взаимовыгодное сотрудничество с мировым сообществом, отвечающее общечеловеческим и национальным интересам.
Методы внешней политики государства: заключение двусторонних и многосторонних соглашений; обмен информацией и визитами на разных уровнях; равноправные отношения в торговле, научно-технической, экономической, военно-политической и иных сферах. Во внешней политике современные государства нередко используют также методы военного противостояния, устрашения, силового давления на конкурента, принуждения к принятию невыгодных ему условий, возмездия в случае военных конфликтов.
Взаимодействуя между собой государства создают разнообразные по характеру деятельности, функциям, правам и полномочиям международные организации – универсальные (объединяющие все государства), специализированные (по специальным вопросам), региональные (по вопросам поддержания международного мира и безопасности). Сегодня действует широкая сеть межправительственных организаций: Организация Объединенных Наций (ООН); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); Европейский Союз (ЕС); Лига арабских государств (ЛАГ); Организация американских государств (ОАГ); Международный валютный фонд (МВФ), Североатлантический блок (НАТО); Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.
Активными участниками международной жизни являются такие авторитетные организации, как Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация здравоохранения (ВОЗ) и др. Влиятельным и авторитетным участником внешней политики выступают в наше время и религиозные организации.
Значительное влияние на внешнюю политику государств оказывают международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). Они обладают большими финансовыми ресурсами, тесными контактами с правительственными структурами, что определяет их активное воздействие на состояние и стабильность всей системы международных отношений.
15.3 Геополитика. Глобальные проблемы и глобализация в современном мире
Геополитика – политическая концепция, отражающая сложную зависимость и связь политики государства с его географическим положением (климатом, природными ресурсами, территорией и др.).
Опыт крупных международных конфликтов привел к необходимости разработки теоретических моделей маневрирования большими массами людей, техникой, продовольствием, снаряжением и т.д. при сочетании сложных географических, политических и военных условий. Первым употребил термин «геополитика» шведский профессор истории Р. Челлен. В конце XIX – начале XX вв. геополитика сложилась как самостоятельное направление в теории международных отношений.
Первоначально смысл геополитики в трактовке исследователей международных отношений сводился к установлению военного или политического контроля «морских» или «сухопутных государств» над стратегически важными территориями. К середине XX в., в условиях территориально поделенного мира, акценты в теории геополитики постепенно смещались в сторону обеспечения безопасности национальных государств и мирового сообщества.
Характерные черты геополитической ситуации в XXI в.:
1. Старые механизмы, обеспечивающие баланс сил на мировой арене, разрушены, а новые не созданы.
2. США не отказались от претензий на господство и доминирование в мире, что противоречит интересам мирового сообщества.
3. В мире сохраняются недоверие и предрассудки в отношениях недавних «врагов», а сегодня – партнеров. Значительные средства тратятся на вооружение, сохраняются и модернизируются ядерные арсеналы.
4. Международная безопасность не может быть прочной в условиях мира, разделенного на две части: зону стабильности, благосостояния и демократии (Западная Европа, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия) и зону бедности, анархии, тирании или незрелой демократии (страны Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и страны Востока).
5. Реализация концепции многополюсного мира в XXI в. во многом зависит от результативности реформ в России, Украине, Беларуси и других странах СНГ, их интеграции в систему общечеловеческой цивилизации.
Глобальные проблемы современности – комплекс политических, экономических, социальных, экологических проблем общемирового характера, от решения которых зависит судьба человеческой цивилизации. Эти проблемы условно можно разделить на три группы.
Проблемы преимущественно политического характера: мирное разрешение межгосударственных, межнациональных и региональных конфликтов; борьба с международным терроризмом; предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений, разоружение; установление нового мирового порядка, упрочение системы международной безопасности; укрепление гарантий реализации прав и свобод человека; утверждение на планете принципов правового государства и гражданского общества.
Проблемы социально-экономического характера: преодоление экономической отсталости, ликвидация голода и нищеты, постепенное снижение негативных тенденций в духовном развитии стран и народов; обеспечение эффективного производства и воспроизводства мирового валового продукта; предупреждение и искоренение преступности; оптимизация демографической ситуации, борьба с опасными болезнями; освоение на благо человечества космического пространства и Мирового океана; повышение уровня и качества жизни людей.
Проблемы экологического характера: рациональное использование природных ресурсов; поиск путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности производства; предотвращение вредного воздействия на природу военной деятельности.
Глобальные проблемы человечества взаимосвязаны и требуют комплексного подхода, объединения усилий и ресурсов мирового сообщества. Основная политическая предпосылка их решения – создание нового, более справедливого мирового порядка, перестройка международных отношений на подлинно демократических и гуманных принципах.