ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА | ОБУЧЕНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕ | |
(контролируется государством, органы которого разрабатывают и утверждают инструкции по профессиональному обучению) | (контролируется управляемой предпринимателями торгово-промышленной палатами, которые регистрируют «Договор о производственном обучении», осуществляют контроль за его выполнением, проводят вступительные и выпускные экзамены, присваивают квалификацию) |
Управление Германской системой профессиональной подготовкой децентрализовано. Государство контролирует обучение в профессиональной школе, а торгово-промышленная и ремесленная палаты (самоуправляющиеся органы предпринимателей) – обучение на производстве.
Выпускники школ обращаются в местные ведомства по труду или же устанавливают контакты с предприятиями. Прием учеников осуществляется предпринимателями на основе экзамена и специального тестирования. Обучение в дуальной системе начинается с заключения «Договора о производственном ученичестве» между учеником и владельцем предприятия. Договор определяет: цель обучения, способ и содержание обучения, начало и продолжительность обучения, продолжительность рабочего дня, испытательного срока, величину и сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпуска, условия, при которых договор может быть расторгнут.
|
|
Регистрируется данный договор торгово-промышленной или ремесленной палатами, которые также осуществляют контроль за его выполнением, проводят экзамен, присваивают квалификацию.
Содержание и процесс обучения конкретной профессии регулируют инструкции по профессиональному обучению, которые разрабатываются Федеральным институтом профессионального образования и утверждаются отраслевым министерством. Инструкции имеют рекомендательный характер.
Немецкие исследователи отмечают следующие недостатки дуальной системы:
· на многих предприятиях ученики овладевают лишь частью умений и навыков, предусмотренных инструкцией;
· обучение носит бессистемный характер;
· учебные планы и программы профессиональной школы не согласованы с содержанием обучения на производстве;
· предприниматели не желают создавать специальные рабочие места для учеников.
В настоящее время структура профессионального образования Германии имеет 3 ступени:
1 ступень – один год начальной профессиональной подготовки в процессе, которого получают теоретические основы выбранного профессионального направления.
2 ступень – общепрофессиональная подготовка – это знакомство с теоретическими и практическими основами группы родственных профессий.
|
|
3 ступень – специализация.
В 70-80-е гг. происходит структурная перестройка дуальной системы. Создаются профессиональные академии с трехлетним сроком обучения.
Обязательными предметами профессионального образования являются религия, родной язык, обществоведение. Остальные предметы имеют узкую профессиональную направленность. Теоретическая подготовка составляет 25 % всего времени обучения.
ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ
Швеция уделяет большое внимание развитию и реформированию профессионального образования. Тратит на это 8% валового национального продукта. На сегодняшний день в Швеции соотношение ученик-учитель достигло 12:1. Уже старшие классы школы имеют 2 направления: профессиональное и академическое.
После завершения обязательного школьного образования 2/3 учащихся поступают в профессиональные школы, в которых могут выбрать 2 или 3 направления и учатся там два – три года.
1/3 учащихся предпочитают академический курс, который длится три-четыре года.
Государство предоставляет различные дотации и стипендии, гарантирует рабочие места после окончания профессиональной школы.
СХЕМА ШВЕДСКОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ | АКАДЕМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ | |
2/3 всех выпускников | 1/3 всех выпускников | |
Обучаются 2 – 3 года | Обучаются 3 – 4 года |
ФРАНЦУЗСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Во Франции средняя общеобразовательная школа длится 10 лет. Она состоит из начального образования (6 лет) для большинства детей длится с 6 до 11 лет, затем они переходят в колледж – это общеобразовательное четырехлетнее заведение. Перед последними двумя годами обучения в колледже происходит деление на классическую и предпрофессиональную подготовку. Далее обучение продолжается:
· через систему ученичества. В системе ученичества получают специальную подготовку на предприятии и посещают центры профессионального ученичества, находящиеся под государственным контролем. Срок обучения 2 года, после чего ученики получают свидетельство о профпригодности по узкой специализации.
· через систему лицеев готовят высококвалифицированных специалистов. Лицеи организуются в 2-х направлениях: общеобразовательном и профессионально-техническом. Обучение длится 2-3 года. После окончания профессионально-технического лицея получают звание бакалавра. Все бакалавры имеют право продолжать обучение в высших учебных заведениях.
Общее и профессиональное образование Франции является бесплатным, вся деятельность этой системы строго централизована и находится под контролем государства. Законы, постановления и другие документы, относящиеся к содержанию, программам, дипломам, преподавательским кадрам принимаются на государственном уровне.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ США
В соединенных штатах ответственность за образование и в том числе за профессиональное образование лежит на правительствах отдельных штатов. При управлениях образования каждого штата действуют Бюро директора по вопросам профессионального образования. В каждом штате функционируют Советы профессионального обучения.
На базе 12-летней средней школы после 10 класса выделяется три типа профилей: общий, академический, профессиональный.
Профессиональное образование осуществляется через следующие учебные заведения:
· Колледж (2 года)
· Технические и педагогические институты (4 года)
· Классические и профессиональные колледжи (4 года)
· Университеты (4 года)
Одной из распространенных форм подготовки рабочих кадров в США является обучение рабочих на производстве.
СХЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ США
11 -12 КЛАСС СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ выделяется три профиля | ||||||
общий | академический | профессиональный | ||||
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА | ||||||
Обучение рабочих на производстве | Колледж (2 года) | Технические и педагогические институты (4 года) | Классические и профессиональные колледжи (4 года) | Универ- ситеты (4 года) | ||
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИИ
|
|
Система профессионального образования Англии включает три ступени: низшую, среднюю, высшую.
Низшая ступень организуется главным образом промышленными и коммерческими фирмами, основывается на системе ученичества. Под ученичеством понимается начальная профессиональная подготовка на предприятиях, которая длится 4-5 лет.
Средняя ступень реализуется в различных типах учебных заведений:
· Государственные колледжи
· Политехнические высшие учебные заведения
· Районные колледжи (обучающих техников и рабочих)
· Местные колледжи (организуют курсы для работников проходящих обучение в системе ученичества. Данные курсы позволяют сдать экзамены на квалифицированного рабочего).
Высшая ступень организуется в университетах с трехлетним сроком обучения
СХЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АНГЛИИ
Высшая ступень | |||
Организуется в университетах с 3-х летним сроком обучения | |||
Средняя ступень | |||
· Государственные колледжи · Политехнические высшие учебные заведения · Районные колледжи (обучающих техников и рабочих) · Местные колледжи | |||
Низшая ступень | |||
Организуется промышленными и коммерческими фирмами, основывается на системе ученичества, которая является начальной профессиональной подготовкой и длится 4-5 лет |