Современные информационные технологии в обучении

Сегодня в помощь учителю, воспитателю, родителям приходят компьютерные технологии создания и применения наглядных материалов. Технология мультимедиа позволяет соединить в единое целое различные формы представления информации: текст, голос, музыку, графику, иллюстрации, видео и т.д. Технологии CD-ROM, CD-RW и DVD позволяют создавать огромные информационные банки визуальной и акустической информации на компактных и надежных носителях (на одном диске CD-ROM помещается многотомная энциклопедия с десятками тысяч статей, тысячами иллюстраций, сотнями фрагментов звукозаписи, видео и анимации). Телекоммуникационные технологии предоставляют в распоряжение учителя безграничные информационные ресурсы планеты. Поисковые технологии и системы управления базами данных позволяют эффективно ориентироваться в этих ресурсах и быстро находить необходимые материалы. Проекционные технологии избавляют учащихся от необходимости быть прикованными к экрану компьютера, перенося его изображение (в том числе и динамическое) на большой настенный экран с помощью графопроектора. Технологии допечатной подготовки предоставляют каждому желающему мощный и удобный инструментарий создания и содержательного наполнения композиции, верстки, изготовления макетов учебных пособий, альбомов, книг, наглядных вспомогательных материалов. Все это впечатляет, но в то же время, как показывает практика, часто мешает адекватной оценке новых средств с точки зрения дидактики, особенно на начальном этапе знакомства с новыми технологиями.

Современные информационные средства и технологии обогащают учеб­ный процесс, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большин­ство чувственных компонентов обучаемого, повышают эффек­тивность усвоения учебного материала. Возрастает процесс восприятия учебного материала, вовлекаются и развиваются зрительная и слуховая составляющие памяти. СИТ превратили учебную наглядность из ста­тической в динамическую, то есть появилась возможность от­слеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой воз­можностью обладало лишь учебно-образовательное телевиде­ние, но у этой наглядности отсутствует аспект, связанный с ин­терактивностью. Очень важное дидактическое преимущество мультимедийных средств заключается в том, что они позволяют моделировать процессы, которые практически невозможно по­лучить в реальных условиях. СИТ дают возможность виртуально отслеживать эти процессы во време­ни, позволяют интерактивно менять их параметры. В настоящее время в процессе обучения наблюдается довольно много случа­ев связанных с тем, что учитель не имеет возможности провес­ти демонстрацию многих изучаемых явлений и процессов в учебной аудитории, в этом случае современные информационные средства и технологии являются единственно возможными на сегодняш­ний день.

Вместе с тем имеются недостатки применения СИТ:

- замена живого слова преподавателя, что приводит к непониманию информации;

- замена реальных процессов виртуальными, модельными, что приводит к непониманию реальных процессов в трудовой деятельности;

- замена реальных приборов и приспособлений виртуальными, что приводит к неумению снимать измерения показатели в реальной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: