Образовательный процесс по дисциплине строится на основе комбинации следующих образовательных технологий.
Интегральную модель образовательного процесса по дисциплине формируют технологии методологического уровня: модульно-рейтинговое, контекстное обучение, развивающее и проектное обучение, элементы технологии развития критического мышления.
Реализация данной модели предполагает использование следующих технологий стратегического уровня (задающих организационные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса), осуществляемых с использованием определенных тактических процедур:
– лекционные (вводная лекция, лекция-презентация, проблемная лекция);
– практические (работа в малых группах, игровые методики, метод кейс-стади, методы арт-терапии, использование видеоматериалов);
– активизации творческой деятельности (дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, метод проектов и др.);
– самоуправления (самостоятельная работа студентов, создание словаря терминов по материалам модулей, создание самостоятельной профилактической программы по одному из видов зависимого поведения, подготовка презентаций по темам домашних заданий, метод экспертных оценок).
|
|
Рекомендуется использование информационных технологий при организации коммуникации со студентами для представления информации, выдачи рекомендаций и консультирования по оперативным вопросам (электронная почта), использование мультимедиа-средств при проведении лекционных и семинарских занятий.
Таблица 5.1 - Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы (рекомендованные)
Тема занятий | Форма проведения |
Раздел 1 Профилактика и коррекция химических зависимостей | |
1.1 Зависимость: понятие и виды | Вводная лекция; проблемная лекция, встреча с представителем ФСКН. |
1.2 Никотинизм | Проблемная лекция, дискуссия, мозговой штурм «Ловушки рекламы табачных изделий». |
1.3 Алкоголизм | Проблемная лекция, работа в малых группах; арт-терапевтический метод «Создание антирекламы алкоголя»; видеофильм с дальнейшим обсуждением. |
1.4 Наркомания. Токсикомания | Лекция-презентация; мозговой штурм; дискуссия, метод экспертных оценок. Проблемная лекции; метод кейсов, дискуссия в малых группах и общегрупповая дискуссия. |
1.5 Первичная, вторичная и третичная профилактика химических зависимостей | Игровые методы, метод ролевых игр, метод проектов, проведение антинаркотической акции на психолого-педагогическом факультете, встреча с представителями наркологического центра «Катарсис» |
Раздел 2 Профилактика и коррекция нехимических зависимостей | |
2.1 Интернет-зависимость, компьютерная зависимость. Зависимость от азартных игр (гэмблинг) | Проблемная лекция-презентация; рефлексия; дискуссия, работа в малых группах, создание Интернет-ресурса для зависимых. Обсуждение ситуации (использование видеофильма как ситуация для анализа), анализ дневниковых записей Достоевского, метод кейсов. |
2.2 Трудоголизм, шоппинг-зависимость, зависимость от еды, сексоголизм | Презентация домашних заданий студентами; информационная лекция-презентация; анализ ситуаций и дискуссия |
2.3 Созависимость | презентация развития проектов студентов; информационная лекция-презентация; |
2.4 Первичная, вторичная и третичная профилактика нехимических зависимостей | Игровые методы, метод ролевых игр, метод проектов, тренинговые формы, метод экспертных оценок. презентация собственных профилактических программ |
2.5 Методы психологической диагностики зависимости | Лекция-презентация, дискуссия «Эффективность диагностики в работе с зависимыми», круглый стол по проблеме. |
|
|