Государство как управляющая система

Государство является сложной общественно-политической системой, важнейшими компонентами которой являются: народ, территория, система права, система власти и управления. И, несмотря на огромное множество определений государства, для управленца наиболее важным является видение государства как субъекта управления.

В демократическом, правовом государстве главным субъектом государственного управления является народ, выбирающий представителей в органы власти и посредством этого действующий в процессе управления. Государство действует от имени народа и выступает как консолидирующий субъект управления, при этом создавая для управления свои органы (парламент, правительство, суды).

Общество с точки зрения теории управления рассматривается как объект государственно-управляющего воздействия, т.е. управляемая система.

Необходимо понимать, что государство представляет собой многомерное явление, которое в сознании и жизни людей, общества отражается разными аспектами в зависимости от той его стороны, которая связана с конкретным вопросом, отношением, процессом, поведением, действием и т.д. Причем каждое проявление государства имеет смысл, ибо несет в себе нечто от его сущности.

По источнику и суверенному носителю властной силы с времен классификации Аристотеля государства подразделяются на монархию, аристократию и демократию. По форме правления, т.е. организации общегосударственной (или, высшей государственной) власти, различают парламентские и президентские республики. Имеются и смешанные формы: полупрезидентская республика и парламентская монархия. Главное здесь – признание принципа разделения властей и специфика механизмов его практической реализации. Выбор формы правления, функций, структуры и других параметров общегосударственной власти существенно влияет на государственное управление. Поэтому общенациональные процессы зачастую и концентрируются вокруг выбора формы правления и персонального наполнения ее структур.

По форме государственного устройства выделяют, как правило, 2 вида государств – унитарные и федеративные (конфедерация – это союз государств). Большое значение имеет разграничение государств по действующему в них политическому режиму, который и представляет собой действительность государственной власти. Известны следующие типы политических режимов: деспотический (тоталитарный, автократический, авторитарный режимы), демократически-правовой.

В каждом государстве в определенный исторический период наблюдается сочетание различных типовых форм государственной организации. Соответственно, требуется глубокое знание типологических характеристик государства, которое только и способно давать соответствующие структурные импульсы для понимания сущности государственного управления в данном государстве. В не меньшей степени актуальны и содержательные посылки, которые дают знание общественных функций государства.

Общественная сущность (природа) государства познается через эти функции.

Прежде всего, следует упомянуть о политической функции, т.е. функции обеспечения целостности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство. Актуальной является и социальная функция государства, т.е. обеспечение на всей его территории прав и свобод каждого человека и гражданина. Современное государство не ослабляет, а, наоборот, усиливает свою экономическую функцию, состоящую в создании организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества. Кроме того, государство выполняет такую только ему присущую общественную функцию, как поддержание свободы, суверенитета и исторического существования народов своей страны в рамках мирового сообщества. В настоящее время в научной литературе выделяют различные уровни государственного управления. В зависимости от центральной власти и органов административно-территориальных единиц выделяют субординационное и координационное управление.

По воздействию на объект и в зависимости от самого объекта управления выделяют отраслевое и функциональное управление.

В зависимости от масштаба временных рамок, управление может быть стратегическим, тактическим и оперативным.

Можно выделить такой специфический вид управления, как антикризисное, которое вводится для предупреждения и проведения процедуры банкротства предприятий.

По способам учета интересов объектов управления, использования методов, государственное управление может быть административным и экономическим.

Можно выделить также доверительное управление, при котором используются принципы частного предпринимательства.

Все виды государственного управления обусловлены формой правления, территориально-административным устройством, политическим режимом, что, в конечном счете, определяет социальную сущность государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: