Кронштейн 66 отделять воспрещается

Разобрать погон, для чего:

· установить верхний станок основанием вверх;

· вывинтить ключом 10 двадцать четыре болта 47 (рис. 90), отделить шестерню 52, регулировочные шайбы 45, шарики 49, сепаратор 50, регулировочное кольцо 40;

· снять наружные 48 и внутренние 51 проволочные кольца.

Разобрать стопор по-походному вращающейся части, для чего:

· снять отверткой кольцо 80 (рис. 96);

· вынуть стержень 109 и пружину 110.

Разобрать ограничитель поворота верхнего станка, для чего выбить штифт 43 (рис. 90), отделить гнеток 42 и пружину 41.

Вывинтить торцовым ключом три масленки 16 (рис. 89).

Сборка верхнего станка

Перед сборкой верхнего станка для сборки погона и цапф необходимо подготовить 24 штыря - отрезка проволоки диаметром 3-4 мм и длиной 50 мм.

Сборку верхнего станка производить в следующем порядке:

Собрать стопор по-походному вращающейся части, для чего:

· вложить стержень 109 (рис. 96) с пружиной 110;

· надеть кольцо 80.

Собрать погон, для чего:

· вложить проволочные кольца 51 (рис. 90) в проточку основания к верхнего станка и проволочные кольца 48 в проточки регулировочного кольца 40 и шестерни 52;

· прикрепить к шестерне 52 тремя витками мягкой проволоки манжету 44, если она была снята;

· установить верхний станок основания вверх и вложить в него регулировочное кольцо 40, сепаратор 50 и шарики 49;

· вставить штыри в каждое резьбовое отверстие регулировочного кольца и надеть на них регулировочные шайбы 45;

· установить шестерню 52 погона так, чтобы штыри проходили через соответствующие отверстия в шестерне;

· вынимать поочередно штыри и взамен их ввинчивать болты 47, надевая предварительно на них пружинные шайбы 46.

Собрать ограничитель горизонтального поворота, для чего:

· вложить пружину 41, гнеток 42;

· закрепить упор 10 штифтом 43.

Собрать правую цапфу, для чего:

· вложить в проточку основания 68 (рис. 91) правой цапфы проволочные кольца 57, в проточки кольца 69 и регулировочного кольца 61 — проволочные кольца 56;

· вложить в основание 68 кольцо 69, сепаратор 60 и шарики 59;

· вставить штыри (как и при сборке погона) в резьбовые отверстия кольца 69;

· надеть на штыри регулировочные шайбы 55;

· заполнить внутреннюю полость цапфы смазкой ГОИ-54п;

· надеть на штыри регулировочное кольцо 61;

· вынимать поочередно штыри и взамен их ввинчивать болты 62, надевая на них пружинные шайбы 63;

· вставить правую цапфу изнутри в правую станину и закрепить ее винтами 39 (рис. 89).

Собрать левую цапфу, для чего:

· вложить в проточку основания левой цапфы проволочные кольца 57 (рис. 91);

· вложить проволочные кольца 56 в проточку корпуса левой цапфы — станину м и в регулировочное кольцо 61;

· поставить верхний станок на правый бок;

· вложить основание 58 левой цапфы в станину м, вложить сепаратор 60, шарики 59;

· вставить штыри в резьбовые отверстия станины;

· надеть на штыри регулировочные шайбы 55;

· заполнить внутреннюю полость цапфы смазкой ГОИ-54п;

· надеть на штыри регулировочное кольцо 61;

· вынимать поочередно штыри, ввинчивая взамен их болты 62 с пружинными шайбами 63.

Собрать привод к механизму стабилизации курса цели, для чего:

· вложить нижний шарикоподшипник 141 (рис. 98) в стакан 144, вставить шестерню-валик 143, вложить внутреннюю 146 и наружную 145 втулки;

· вложить верхний шарикоподшипник 141, навинтить отверткой кольцо 139 сальника;

· навинтить на шестерню-валик 143 шарнир 137 с вилкой, забить штифт 138;

· вставить стакан 144 с собранными деталями во втулку верхнего станка, забить штифт 147 (при постановке стакана 144 в установках более поздних выпусков, где штифт 147 заменен отгибной шайбой, поставленной между торцами стакана 144 и стакана, приваренного к станку, необходимо совместить керны, поставленные при разборке);

· прикрепить к кронштейну 134 редуктор стабилизации;

· надеть на вал редуктора стабилизации шарнир 136, забить штифт 135;

· прикрепить двумя болтами 21 (рис. 89), пользуясь ключом 12-14, кронштейн 134 (рис. 98) к перемычке станин верхнего станка, предварительно введя в зацепление вилку шарнира 136 с соединительной вилкой шарнира 137 и установив кожух 148.

Собрать ручной тормоз вращающейся части, для чего:

· вложить втулку 84 (рис. 94) и колодку 85, предварительно вложив в соответствующие отверстия штифты 72 и 77 и пружины 76;

· навинтить муфту 82 на колодку 55;

· надеть на муфту 82 пружину 83 и рукоятку 81;

· закрепить рукоятку 81 болтом 86 с шайбой 87.

Собрать стопор качающейся части, для чего вложить стержень 78 (рис. 93) с пружиной 79, надеть кольцо 80.

Собрать тормоз качающейся части, для чего:

· вложить втулку 70 (рис. 92) и колодку 71, предварительно вложив в соответствующие отверстия штифты 72 и 77 и две пружины 76;

· навинтить муфту 74;

· надеть на муфту рукоятку 73, закрепив ее болтом 86 с шайбой 87.

Собрать ножной тормоз вращающейся части и привод спуска, для чего:

· вложить втулку 104 (рис. 95) и колодку 105, предварительно вложив в соответствующие отверстия штифты 72 и 77 и две пружины;

· навинтить гайку 102;

· присоединить осью предохранитель 126 (рис. 97) с пружиной;

· вставить ось 96 (рис. 95), рычаг 97, забить штифты 32 и 35 (рис. 89) и ввинтить винт 95 (рис. 95);

· вставить рычаг спуска 123 (рис. 97), забить штифт 34 (рис. 89);

· надеть на рычаг 97 (рис. 95) винт 98;

· навинтить на винт 98 тягу 100, надеть на тягу муфту 101, присоединив к ней конец пружины 107, и посадить муфту на шлицы гайки 102;

· закрепить муфту 101 болтом 106 с шайбой;

· прикрепить с помощью оси 36 (рис. 89) дугу 1 спуска, навинтить и зашплинтовать гайку 3;

· надеть на тягу 118 (рис. 97) шайбу 727, пружину 125;

· ввинтить тягу 118 в серьгу 122;

· надеть рукоятку 112 ручного спуска, поставить шайбу 116 и шплинт 117;

· соединить тягу 118 с рукояткой 112 осью 115;

· присоединить пружину 107 (рис. 95) к левой станине;

· вставить и зашплинтовать валик 30 (рис. 89).

Прикрепить осью 156 (рис. 101) тягу параллелограмма, поставив шарикоподшипник 155, кольца 157; зашплинтовать ось.

Поставить сиденья 19 и 26 (рис. 89), прикрепив их осями 17 к кронштейнам д, отрегулировать положение сидений винтами 152 (рис. 99), затянув контргайки 151 ключом 17-22.

Поставить щитки 29 (рис. 89), закрепив зажимы 12 винтами 14.

Поставить щиток 4 предохранения от пламени.

Поставить аккумулятор, прикрепить распределительную коробку 5 с электропроводкой.

Ввинтить торцевым ключом три масленки 16.

6.11. Разборка и сборка платформы

Разборка платформы

Платформу разбирать только при ремонте. Степень разборки определяется необходимым объемом ремонта. Перед разборкой установить платформу в походное положение, подложив под платформу деревянные брусья так, чтобы колеса вывесить над землей. Разборку платформы производить в следующем порядке:

Снять буфера 17 (рис. 107) перевода хода, для чего:

· вывинтить на несколько оборотов стопорный винт 108 (рис. 111);

· надеть на шток приспособление для разборки буфера и присоединить шток к буферу;

· нажатием на поршень буфера перевода хода несколько поджать пружину и выбить палец 15 (рис. 107), платформа при этом должна стоять на колесах;

· расшплинтовать и вынуть палец 77 (рис. 109), отделить буфер перевода хода; поджатие поршня буфера производить приспособлением для разборки буфера со штоком (рис. 134).

Снять колеса, как указано в подразд. 6.4.

Снять тяги 72 (рис. 109), для чего расшплинтовать и вынуть по два (с правой и левой стороны) пальца 76.

Снять правый и левый рычаги 56, для чего:

· заметить рисками взаимное положение секторов 61 и 64 и кронштейна 57 для обеспечения правильной сборки; риски нанести на секторе 64 и балке а хода (рис. 107), на секторе 64 (рис. 109) и на кронштейне 57, на торце сектора 61 (после свинчивания гайки 63) и на кронштейне 57. На установках более поздних выпусков на платформе с правой и с левой стороны и на секторах 64 имеются контрольные риски, окрашенные в красный цвет;

· вывинтить торцовым ключом масленки из шипов рычагов 56, вывинтить на несколько оборотов стопорные винты 62;

· свинтить рожковым ключом 38 гайки 63;

· вывинтить винты 58, отделить крышку 60;

· оттянуть ручку 9 (рис. 107) до выхода стопоров 55 (рис. 109) из отверстий рычагов и вынуть рычаги 56 из отверстий в кронштейнах 57;

· вынуть секторы 61.

Вынуть торсионы 2 (рис. 107), для чего:

· вывинтить стопорные винты 16;

· ввинтить в резьбовое отверстие торсиона шток с гайкой, имеющийся в ЗИП, надев на шток съемник, и навинчивать гайку ключом 27-30, по мере навинчивания гайки будет извлекаться торсион. На установках более поздних выпусков вместо штока с гайкой и съемника применяется приспособление.

Вынуть торсионный вал 23 (рис. 107), для чего вывинтить на несколько оборотов болты 69 (рис. 109), снять правый и левый рычаги 71 и вынуть торсионный вал.

Расшплинтовать и вынуть шесть пальцев 47, отделить правую 3 (рис. 107) и левую 18 тяги, тягу 14, ручку 9, правую серьгу 4, для чего:

· расшплинтовать и вынуть ось 94 (рис. 110), отделить рычаг 96 с шайбой 74;

· вывинтить стержень 10 (рис. 107), отделить пружину 13 и шток 12.

Вынуть кронштейны 57 (рис. 109), для чего:

· вывинтить на несколько оборотов стопорные винты 46 и с помощью выколотки диаметром 5 мм свинтить гайки 45;

· вынуть кронштейны 57, крюки 52, пружины 51;

· вывинтить ключом 12-14 на несколько оборотов винты 53, вынуть стопоры 55.

Снять с балки хода секторы 64.

Вывинтить торцовым ключом масленки 26 (рис. 107).

Отделить и разобрать стрелу, для чего:

· вывинтить на несколько оборотов стопорные винты 31 и 33 (рис. 108), свинтить ключом для круглых гаек 55-62 гайку 30 (и рожковым ключом - гайку 32), выбить ось 5 и замок 6, отделить стрелу;

· расшплинтовать и вынуть палец 42, отделить защелку 35 и пружину 34;

· вывинтить на несколько оборотов два стопорных винта 36, вывинтить ключом 17-22 оси 37 ручек, отделить поручни 8;

· выбить собранный в стакане 41 фиксатор;

· закрепить стакан 41 в тисках и выбить выколоткой диаметром 2,5 мм штифт 39, отделить фиксатор 38 и пружину 40.

Вывести за пределы выступа кольца и снять ограничители 19 (рис. 107) поворота вращающейся части.

Расшплинтовать и вынуть ось (палец) 92 (рис.110), отделить ручку 87, вынуть фиксатор 86, пружину 85.

Снять и разобрать домкраты в следующем порядке:

· установить платформу на какие-либо опоры и освободить домкраты;

· выбить выколоткой диаметром 2,5 мм штифт 134 (рис. 112) и свинтить наконечник 118, придерживая от вращения рукоятку 131 ключом 12—14;

· снять пружину рукоятки;

· вывинтить на несколько оборотов стопорный винт 119;

· свинтить ключом для круглых гаек 55-62 гайку 133;

· отогнуть шайбу 88 (рис. 110), вывинтить на несколько оборотов стопорный винт 89 и вынуть домкрат из втулки к платформы;

· снять шарикоподшипник 120 (рис. 112);

· вывинтить два винта 124, отделить шпонку 123, вывинтить внутренний стакан 128, снять наружный стакан 121;

· вывинтить рожковым ключом на 56 мм гайку 126, вынуть два полукольца 127 и отделить тарель 130, внутренний стакан 128, рукоятку 131;

· вывинтить стопорный винт 150, отвинтить гайку 149 и отделить от тарели 130 пяту 129 и буфер 151;

· выбить выколоткой диаметром 2,5 мм два штифта 135, свинтить гайку 125, свинтить резьбовую втулку 122.

Разобрать буфера перевода хода, для чего:

· вывинтить пробки 102 (рис. 111) и 116, слить стеол;

· вывинтить рожковым ключом 38 гайку 107 и вынуть прижимное кольцо 104, манжету 103 и упорное кольцо 110;

· свинтить ключом 17-22 колпачок 99, гайку 100;

· вывинтить ключом 9-11 иглу 101.

Дальнейшую разборку нужно производить в приспособлении для разборки буфера хода со штоком, с помощью которого можно поджать пружину 111, и после вывинчивания ключом 68-72 гайки 106 постепенно разжать пружину 111. После отделения пружины 111 и поршня 109 вывинтить с помощью отвертки гайку 115, отделить пружину 114, стаканчик 113, шарик 112.

Разобрать колеса. Разборка каждого колеса производится в следующем порядке:

· отжать отверткой стопорное кольцо 146 (рис. 113) и накидным ключом свинтить колпак 145;

· свинтить торцовым ключом пять гаек 148 и отделить колесо 140 от ступицы 136;

· вынуть шплинт 144;

· свинтить ключом 27-30 гайку 143, удерживая от вращения ось 139 (если колесо снято с установки);

· вынуть ось 139;

· вынуть из ступицы внутреннее кольцо роликоподшипника 141;

· снять плоскогубцами распорное кольцо 151 и вынуть роликоподшипник 137 с кольцом 149, сальником 138 и заслонкой 150;

· вынуть наружное кольца роликоподшипника 141;

· снять ступицу 136 с роликоподшипником 141 и наружной обоймой роликоподшипника 137;

· снять с оси 139 внутреннюю обойму роликоподшипника 137 и сальник 138;

· вынуть роликоподшипник 141 из ступицы.

Снять с платформы задние фонари и электропроводку к ним, для чего:

· вывинтить два винта крепления наружного кожуха вилки;

· открыть наружный кожух вилки;

· отвернуть четыре винта крепления проводов и отделить вилку;

· свинтить гайки 48 (рис. 109) крепления заднего фонаря, отделить задний фонарь с проводом (провод отсоединить от клемм и вытянуть из трубы).

Сборка платформы

Собрать колесо, для чего:

· вставить в ступицу последовательно роликоподшипник 137 (рис. 113), кольцо 149, сальник 138, заслонку 150 и зафиксировать распорным кольцом 151;

· вставить в ступицу роликоподшипник 141 и ось 139;

· поставить шайбу 142 и навинтить ключом 27-30 гайку 143 до тугого вращения ступицы от руки, после чего отпустить гайку на 1/6 оборота и зашплинтовать;

· внутреннюю полость подшипников заполнить смазкой 1-13 жировой;

· надеть колесо 140 на болты 147, навинтить пять гаек 148;

· вложить стопорное кольцо 146 и, придерживая его отверткой, ввинтить накидным ключом колпак 145.

Собрать буфер перевода хода, для чего:

· ввинтить ключом 9-11 в корпус л иглы (рис. 111) иглу 101;

· навинтить ключом 17-22 гайку 100 и колпачок 99, поставив две прокладки 117;

· надеть на поршень 109 гайку 106, упорное кольцо 110, манжету 103, прижимное кольцо 104 и ввинтить рожковым ключом 38 гайку 107;

· вложить в гнездо клапана шарик 112, стаканчик 113, пружину 114 и ввинтить с помощью отвертки гайку 115,

· вложить в цилиндр н пружину 111, вставить поршень 109 и с помощью приспособления, использовавшегося для разборки буфера перевода хода, поджимать пружину 111 до тех пор, пока окажется возможным ввинтить гайку 106 (ключом 68-72) с уплотнительным кольцом 105;

· ввинтить пробки 116 и 102 с прокладками 117. Заполнение буфера перевода хода стеолом М производится после его закрепления на установке.

Собрать домкраты, для чего:

· вложить винт 132 (рис. 112) в наружный стакан 121;

· навинтить резьбовую втулку 122 на винт 132 до упора;

· навинтить на винт 132 гайку 125 до совмещения по торцам;

· забить два штифта 135 и закернить их;

· навинтить внутренний стакан 128 на резьбовую втулку 122 до упора;

· совместить окно под шпонку в наружном стакане 121 со шпоночной канавкой во внутреннем стакане 128;

· вложить шпонку 123, ввинтить два винта 124 и закернить их;

· вставить во внутренний стакан 128 со стороны шаровой пяты рукоятку 131;

· надеть на шаровую пяту внутреннего стакана 128 гайку 126;

· вложить внутренний стакан 128 шаровой пятой в гнездо пяты 129;

· вложить два полукольца 127 и навинтить рожковым ключом 56 гайку 126;

· закернить гайку 126;

· вложить в тарель 130 буфер 151, наложить сверху буфера пяту 129 и закрепить пяту на тарели 130 гайкой 149 со стопорным винтом 150;

· надеть шарикоподшипник 120 на винт 132; при сборке все неокрашенные поверхности деталей домкрата смазать, а подшипник заполнить смазкой ГОИ-54п;

· вложить домкрат во втулку к (рис. 110) платформы;

· навинтить ключом для круглых гаек 55-62 гайку 133 (рис. 112) до обеспечения свободного вращения домкрата во втулке;

· ввинтить стопорный винт 119;

· навинтить на рукоятку 131 наконечник 118, подложив под него пружину, придерживая рукоятку от вращения ключом 12-14;

· забить и закернить штифт 134;

· совместить паз в наружном стакане 121 с отверстием под стопорный винт 89 (рис. 110);

· ввинтить стопорный винт 89 с шайбой 88;

· отогнуть шайбу 88 на грань винта и втулки.

Собрать фиксатор верхнего стакана, для чего:

· вложить фиксатор 86 с пружиной 85 снаружи в предназначенное для него гнездо в платформе;

· поджав пружину 85, утопить фиксатор и надеть ручку 87, закрепив ее пальцем 92;

· зашплинтовать ось, поставив шайбу 91.

Собрать и присоединить стрелу, для чего:

· вложить в стакан 41 (рис. 108) пружину 40 и фиксатор 38;

· закрепить стакан 41 в тисках и забить штифт 39;

· вставить стакан 41 с фиксатором во втулку стрелы;

· вставить в поручни 8 оси 37 и ввинтить их ключом 17-22 до упора;

· ввинтить стопорные винты 36;

· прикрепить к платформе осью 5 (рис. 107) стрелу 7, навинтить ключом 55-62 гайку 30 (рис. 108), ввинтить стопорный винт 31;

· вставить замок 6, навинтить ключом 45-52 гайку 32, ввинтить стопорный винт 33;

· прикрепить с помощью пальца 42 защелку 35, вложив пружину 34;

· зашплинтовать палец 42, поставив шайбу 44.

Надеть на концы балки хода секторы 64 (рис. 109).

Прикрепить осью 94 (рис. 110) рычаг 96, надеть шайбу 74, зашплинтовать ось, для чего:

· вставить два крюка 52 (рис. 109) с пружинами 51;

· вставить шток 12 (рис. 107) с пружиной 13, ввинтить стержень 10;

· прикрепить шестью пальцами 47 (рис. 109) тягу 14 (рис. 107), левую тягу 18, правую тягу 3, свинченную (предварительно) с правой серьгой 4;

· ввинчивая тягу 14 в шток 12, обеспечить заход левого стопора 55 (рис. 109) в гнездо рычага 56 на длину не менее 13 мм, при этом при выведенном стопоре 55 (при оттянутой ручке 9 (рис. 107) зазор между торцом стопора и соответствующим торцом рычага 56 (рис. 109) должен быть не менее 0,5 мм).

После отладки левой стороны отрегулировать с помощью тяги 3 (рис. 107) и серьги 4 одновременность выхода стопоров 55 (рис. 109) из гнезд рычагов 56.

Проверку одновременности выхода стопоров 55 из гнезд произвести следующим образом:

— поставить платформу без колес на землю (стопоры 55 находятся в гнездах рычагов 56). Оттянуть ручку 9 (рис. 107), при этом стопоры 55 (рис. 109) должны строго одновременно выйти из своих гнезд. Если одновременности выхода стопоров нет, необходимо платформу перевести в исходное положение, подрегулировать правую тягу и произвести проверку вновь.

После окончательной регулировки тягу 3 (рис. 107) с серьгой 4 зашплинтовать (на установках раннего выпуска) или законтрить гайкой (на установках более позднего выпуска).

Примечание. Регулировку одновременности выхода стопоров 55 (рис. 109) из рычагов 56 производить после полной сборки платформы;

— зашплинтовать пальцы 47, поставив шайбы.

Вставить торсионный вал 23 (рис. 107), надеть рычаги 71 (рис. 109), для чего ввинтить ключом 10 болты 69 с шайбами 70.

Вставить торсионы 2 (рис. 107), обращая внимание на клеймение (торсион с клеймом л - на левую сторону, с клеймом п - на правую), для чего:

· дослать ударами молотка торсионы за резьбовые отверстия под стопорные винты 16, надев на торсионы по две гайки 45 (рис. 109);

· ввинтить стопорные винты 16 (рис. 107).

Вложить в кронштейны 57 (рис. 109) с полуосями стопоры 55, для чего:

· вставить кронштейны 57 полуосями в балки хода, введя выступы стопоров 55 в пазы крюков 52;

· навинтить с помощью выколотки диаметром 5 мм по две гайки 45, ввинтить стопорные винты 46.

Вставить рычаги 56 в кронштейны 57, надев на шипы рычагов 56 секторы 61, одновременно отведя ручку 9 (рис. 107) до утапливания стопоров 55 (рис. 109), для чего:

· рычаг 56 устанавливается в соответствии с положением секторов 61 и 64, которые устанавливаются по рискам, нанесенным перед разборкой. Секторы 61 вводятся через окна в кронштейнах 57 (на установках более поздних выпусков на платформе с правой и левой стороны и на секторах 64 имеются контрольные риски, окрашенные в красный цвет);

· навинтить рожковым ключом 38 гайки 63, присоединить винтами 58 крышки 60;

· ввинтить стопорные винты 62.

Прикрепить с помощью пальцев 76 тяги 72, зашплинтовать пальцы 76, поставив шайбы 74.

Присоединить колеса, как указано в подразд. 6.13.

Установить буфера перевода хода на платформу, для чего:

· прикрепить к платформе корпус буфера перевода хода пальцем 77, зашплинтовать палец, поставив шайбу 78;

· утопить поршень 109 (рис. 111), несколько поджав пружину 111 с помощью приспособления;

· вставить ось 15 (рис. 107), ввинтить стопорный винт 108 (рис. 111).

Наполнить буфер перевода хода стеолом М (после окончательной сборки установки), для чего:

· перевести установку в боевое положение, вывесить колеса над грунтом;

· отгоризонтировать установку по уровню;

· вывинтить ключом 17-22 верхнюю наливную и боковые пробки 102 и пробку на корпусе иглы;

· свинтить ключом 17-22 колпачок 99 и гайку 100;

· вывинтить отверткой иглу 101 на три оборота;

· медленно заливать стеол М через наливное отверстие резервуара-наполнителя до тех пор, пока стеол не потечет через боковое контрольное отверстие;

· завернуть до отказа пробки наливного корпуса иглы и бокового отверстия, завернуть отверткой до отказа иглу, затем отвернуть на один оборот;

· перевести установку в походное положение.

Проверить плавность опускания установки на домкраты под действием собственного веса, поставив при этом в коробкодержатели снаряженные патронные коробки.

Регулируя иглой 101 проходное отверстие, отладить плавность опускания установки на домкраты; при этом опускание установки должно быть плавным, без ударов о грунт, время опускания - не менее 4 с.

Завернуть до отказа гайку 100 на игле и навернуть колпачок 99.

Установить задние фонари 24 (рис. 107) и электропроводку к ним, для чего:

· провести с помощью проволоки шнур 28 в платформе от коробки л до заднего фонаря;

· присоединить провод к соответствующим клеммам заднего фонаря 24;

· прикрепить задний фонарь гайками с шайбами, обеспечив соединение контакта «массы» с корпусом установки;

· надеть на провод со стороны коробки л кожух вилки, присоединить провод к соответствующим клеммам вилки;

· надеть на вилку кожух, закрепив его двумя винтами.

Ввинтить масленки.

Присоединить ограничители к кольцу платформы.

6.12. Присоединение верхнего станка с люлькой к платформе

Верхний станок с поставленной на стопор по-походному вращающейся частью поставить на кольцо платформы так, чтобы ограничитель горизонтального поворота (упор) 10 (рис. 89) совпал с указателем е (рис. 107) на платформе, после чего повернуть верхний станок в горизонтальной плоскости против хода часовой стрелки до защелкивания фиксатора 86 платформы (рис, 110).

6.13. Присоединение колес

Для присоединения колеса необходимо:

· установить платформу установки домкратами на опоры;

· вставить ось 139 колеса (рис. 113) во втулку рычага 56 (рис. 109);

· нажать до отказа на защелку 68, повернуть фиксатор 50 на 180° и отпустить защелку.

6.14. Постановка автоматов

Постановку автоматов рекомендуется производить с отделенным стволом (порядок присоединения к автомату ствола приведен в подразд. 4.3) и в такой последовательности:

· взять ствольную коробку за рукоятки на затыльнике и хомуте и установить на люльке так, чтобы направляющие ствольной коробки оказались сзади заднего крепления автомата на люльке, а хомут лег на люльку;

· продвинуть энергичным движением ствольную коробку вперед до упора;

· поворотом рукоятки эксцентрика на 180° закрепить хомут. Проверить зазор между кромками звеньеотвода и боковыми поверхностями крышек коробок автоматов, который должен быть 0,3-1,5 мм. Указанный зазор обеспечить перемещением регулиро­вочных козырьков.

6.15. Постановка прицела и присоединение к нему

коллиматора и оптического наземного прицела

Постановка прицела производится в следующем порядке:

· открыть эксцентриковый зажим, повернув рукоятку 6 (рис. 89) вниз на себя;

· взяться одному номеру расчета правой рукой за ручку 83 (рис. 118), а левой рукой за вилку 111 (рис. 123), другому - левой рукой за ручку, а правой за корпус привода дальности;

· поставить прицел на площадку кронштейна г (рис. 89) так, чтобы палец 82 (рис. 118) и упор 84 на основании прицела вошли в соответствующие отверстия площадки;

· повернуть рукоятку 6 (рис. 89) эксцентрикового зажима от себя вверх и зафиксировать в этом положении;

· подключить привод механизма стабилизации курса цели, установив скобу 99 (рис. 120) шарнира в паз валика привода;

· повернуть рукоятку 112 (рис. 123) зажима вилки прицела, снять вилку со стяжки, присоединить тягу параллелограмма к вилке прицела и закрепить ее зажимом;

· снять стяжку с прицела и уложить ее в ящик ЗИП;

· поставить коллиматор и наземный прицел, закрепить их барашками;

· установить патрон с проводом 117 (рис. 126) на патрубок коллиматора и, повернув по ходу часовой стрелки, закрепить его;

· подсоединить к реостату разъем патрона 117 с проводом и разъем системы электроосвещения шкал прицела;

· надеть чехол, поставить ограждение прицела.

7. УСТРОЙСТВО ЗЕНИТНОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРИЦЕЛА ЗАП-23

7.1. Назначение и принцип устройства прицела

Зенитный автоматический прицел ЗАП-23 (рис. 116) служит для решения задачи встречи снаряда с целью при стрельбе по воздушным и наземным целям.

 
 


Рис. 116. Прицел ЗАП-23

Сущность работы зенитного автоматического прицела ЗАП-23 заключается в том, что при введении в прицел входных данных он автоматически строит угол между линией визирования и направлением осей каналов стволов. При изменении входных данных угол автоматически изменяется. Если после введения или в процессе изменения введенных в прицел входных данных, пользуясь механизмами наведения установки, удерживать перекрестие коллиматора на цели, то стволы установки все время будут направлены так, что средняя траектория снаряда пересечется с целью в определенной точке пространства (упрежденной точке).

В прицел при стрельбе вводятся следующие входные данные: курс цели, скорость цели и дальность до нее. При негоризонтальном полете цели в прицел вводятся углы пикирования или кабрировании.

Дальность до цели определяется на глаз или с помощью стереодальномера. Остальные данные определяются на глаз.

Углы места цели и азимуты вводятся непосредственно визированием на цель.

Прицел позволяет вводить текущую дальность при курсе цели 0° и скорости 300 м/с до 3000 м и решает задачу встречи снаряда с целью на дальности до 2000 м.

Прицел ЗАП-23 задачу встречи снаряда с целью решает методом последовательных приближений.

В основу схемы прицела положено условие, что цель за время полета снаряда до упрежденной точки движется прямолинейно и равномерно и независимо от угла пикирования или кабрирования, скорость цели не изменяется и равна скорости цели при горизонтальном полете.

Углы прицеливания строятся при изменении дальности. Каретка дальности 1 (рис. 117), перемещаясь от привода дальности по наклонным направляющим 70 орудийной линейки, перемещает направляющую 24 с крышкой визирной линейки 22, которая, скользя по визирной линейке, поворачивается и вращает вал 2 с малым звеном 3 и коллиматором 4. Линия визирования коллиматора получает угол наклона.

Изменение угла прицеливания также происходит при изменении угла места цели. При придании углов возвышения стволам установки автоматически изменяется первоначальный угол наклона направляющих каретки (за счет двух эксцентриков 10 и 71) и тем самым изменяется угол рассогласования между визирной линейкой 22 и направляющей 70 от его максимального значения в горизонте до нуля при угле места цели 90°.

Автоматический прицел строит треугольник, подобный пространственному упредительному треугольнику.

Сторона треугольника, параллельная направлению полета цели, называется курсовой линейкой, сторона, соответствующая текущей дальности, - визирной линейкой и сторона, соответствующая упрежденной дальности, - орудийной линейкой.

Курсовая линейка устанавливается всегда параллельно направлению полета цели, визирная линейка направлена на цель, а орудийная линейка всегда находится в плоскости стрельбы.

Для обеспечения меткой стрельбы по наземным целям на прицеле ЗАП-23 смонтирован оптический наземный прицел, имеющий независимую от зенитного прицела линию визирования.


7.2. Устройство частей и механизмов прицела

Зенитный автоматический прицел ЗАП-23 состоит из основания прицела (рис. 118), курсовой головки (рис. 119 и 120), каретки дальности с визирным параллелограммом и механизмом сведения зенитного баланса (рис. 121 и 122), орудийной линейки с компенсатором и вилкой (рис. 123 и 124), качалки с механизмом привода дальности (рис. 125), коллиматора КВ-Л (рис. 126), оптического наземного прицела (рис. 127) и системы электроосвещения шкал (рис. 128).

Основание прицела

Основание прицела (рис. 118) представляет собой литой кронштейн 79, служащий для сборки всех частей прицела и для крепления прицела на установке.

 
 


Рис. 118. Основание прицела:

58 — ось; 64 — механическая сборка шестерен; 79 — кронштейн с ручкой; 80 — пружина; 81 — масленка; 82 — палец; 83 — ручка; 84 — упор; a — отверстие для предохранительной стяжки; б — паз; л — щиток сливного отверстия

В проушинах кронштейна закреплена ось 58, на которую надета качалка с механизмом привода дальности и задний кронштейн орудийной линейки с задним эксцентриком.

Справа кронштейн имеет полость, в которой смонтирована механическая сборка шестерен 64 привода дальности.

В основании кронштейна закреплен палец 82 с пазом б, в который входит эксцентрик крепления прицела на установке.

Само крепление смонтировано на кронштейне г (рис. 89) верхнего станка установки. Палец 82 (рис. 118) поджимается двумя пружинами 80.

К передней части основания прицела прикреплен упор 84, а к задней приварена ручка 83 для удобства снятия и постановки прицела. На боковой стенке передней части основания прицела имеется отверстие а, в которое при снятии и установке прицела вставляется стяжка для запирания прицела.

В правой проушине находится масленка 81.

Курсовая головка

Курсовая головка (рис. 119 и 120) служит для ввода в прицел скорости цели, курса цели, углов пикирования или кабрирования. Она состоит из механизма ввода скорости цели, механизма ввода курса цели, механизма ввода углов пикирования или кабрирования, механизма стабилизации курса цели. Основные механизмы курсовой головки смонтированы в корпусе 94 с кольцами. В патрубке в корпуса курсовой головки собрана часть деталей механизма привода дальности. Корпус имеет фланец г с отверстиями для крепления курсовой головки к основанию прицела. Все механизмы головки защищены от загрязнения снизу состоящим из двух частей кожухом 88, сверху - крышкой 55 со шторкой.

Механизм ввода скорости цели предназначается для ввода в прицел скорости цели. Он состоит из двух маховиков 48, один из которых имеет клапан 49, храповика 46, который входит в зацепление с зубчатым сектором 50, закрепленным на правом указателе 89 курса цели, двух пар цилиндрических шестерен 43 и 51, малой шестерни 39, рейки 37, каретки 36 с направляющими, штока 30, шкал 47 с делениями от 0 до 300 м/с (цена одного деления шкалы 5 м/с). Шкалы для пользования ими в ночных условиях имеют электроосвещение.

Механизм ввода курса цели предназначен для ввода в прицел курса цели. Он состоит из правого указателя 89, двуплечевого рычага с пальцами 44, конуса 52, пальца 54 с подшипником, сектора 53, сборки 91 стакана, спирального колеса 35 с внутренним зубчатым венцом и наружной червячной нарезкой.

Наружная нарезка колеса (спирального) служит для сцепления с червяком механизма стабилизации курса цели.

На сборке стакана помещена шкала курса с нанесенными делениями от 0 до 360° (цена одного деления шкалы 1°). Для ориентирования установок во взводе шкала курса может поворачиваться относительно корпуса курсовой головки при нажатии на рукоятку фиксатора 57. Шкала для пользования ею в ночное время имеет электроосвещение.

На крышке со шторкой находится самолетик 96. При вводе курса цели самолетик устанавливается параллельно курсу цели. На корпусе курсовой головки имеется индекс 86.


Рис. 119. Курсовая головка:

22 — визирная линейка; 30 — шток; 33 — маховик с ручкой; 35 — спиральное колесо; 36 — каретка с направляющими; 37 — рейка; 38 — зубчатый сектор; 39 — малая шестерня; 41 — зубчатый сектор; 43 — шестерня; 44 — рычаг с пальцами; 48 — левый и правый маховики; 51 — шестерня; 52 — конус; 53 — сектор; 54 — палец с подшипником; 55 — крышка со шторкой; 57 — фиксатор с рукояткой; 85 — правая и левая шкалы; 86 — индекс; 87 — индекс; 88 — кожух; 89 — правый указатель; 90 — пружина; 91 — сборка стакана; 92 — направляющая; 94 — корпус с кольцами; 96 — самолетик; 138 — обойма; 139 — палец; 140 — винт; 141 — винт; 142 — сальник; 143 — планка; 144 — шторка с шестерней; 145 — щиток; 146 — крышка; 147 — палец; 148 — гайка; 149 — винт; 150 — левая шкала; 151 — левая крышка; 158 — сальник; в — патрубок


Рис. 120. Курсовая головка:

31 — конические шестерни; 32 — валик; 33 — маховик с рукояткой; 34 — червяк; 38 — зубчатый сектор; 46 — храповик; 47 — левая и правая шкалы; 48 — левый и правый маховики; 49 — клапан; 50 — сектор; 72 — поводок; 84 — переходная втулка; 88 — левый и правый кожуха; 89 — правый шарнир; 97 — валик; 98 — конические шестерни; 99 — шарнир; 100 — корпус с осью; 152 — шарикоподшипник; 153 — шайба; 154 — крышка; 155 — палец; 156 — пружина; г — фланец

Механизм ввода углов пикирования или кабрирования служит для ввода в прицел угла пикирования или кабрирования цели.

Он состоит из правого указателя 89 (он же служит и для ввода курса цели), зубчатого сектора 41, зубчатого сектора 38, шкал 85 и индексов 87 (индексы служат также и для установки скорости цели).

Шкала углов пикирования имеет деления от 0 до 90°, а шкала углов кабрирования - от 0 до 60° (цена одного деления шкал 5°). Зубчатый сектор 41 служит для фиксации указателя курса в установленном положении. Выключение сектора производится с помощью рычага 44 с пальцами.

Механизм стабилизации курса цели служит для сохранения введенного в прицел курса цели при горизонтальной наводке установки.

Углы поворота зенитной установки снимаются с погона установки с помощью специального привода, соединенного с механизмом стабилизации курса цели.

Механизм стабилизации курса цели состоит из сектора 53 (выключающегося при нажатии педали рычага с пальцами), соединенного с внутренним зубчатым венцом спирального колеса 35, червяка 34, соединенного с наружной нарезкой спирального колеса, двух конических шестерен 98, валика 32, шарнира 99 и корпуса 100 с осью.

Редуктор механизма стабилизации состоит из двух конических шестерен 31 и переходной втулки 84.

Маховик 33 с рукояткой служит для ввода в прицел дальности. Он посажен на валик 97 с поводком 72. Поводок соединен с тремя промежуточными шестернями привода дальности, помещенными в основании прицела.

Каретка дальности (рис. 121 и 122)

Каретка дальности совместно с курсовой головкой, механизмом привода дальности и орудийной линейкой с компенсатором служит для выработки упрежденной дальности.

Каретка дальности состоит из механизма шкалы дальности, механизма сведения зенитного баланса и визирного параллелограмма.

К корпусу каретки дальности прикреплен штырь для соединения ее с рычагом механизма привода дальности.

Механизм шкалы дальности служит для ввода в прицел текущей дальности. Он собран в корпусе каретки дальности и состоит из двойной цилиндрической шестерни 14, которая находится в зацеплении с рейкой-червяком 8 (рис. 124), помещенной в квадратной направляющей 109 орудийной линейки; цилиндрической шестерни 13 (рис. 121), пары конических шестерен 18, шкалы дальности 20, по которой производится установка текущей дальности.

 
 


Рис. 121. Каретка дальности:

3 — малое звено; 5 — тяга; 13 — шестерня; 14 — шестерня; 16 — коническая шестерня; 17 — коническая шестерня; 18 — конические шестерни; 20 — шкала дальности; 21 — индекс; 63 — цилиндрическая шестерня; 106 — эксцентрики; 107 — хомутик; 137 — кронштейн; М — щиток сливного отверстия

 
 


Рис. 122. Каретка дальности:

2 — вал с фланцем; 7 — малая шестерня; 11 —зубчатый сектор; 12— шестерня; 22 — визирная линейка; 23 — зубчатый сектор; 24 — направляющая с крышкой; 25 — цилиндрическая шестерня; 26 — цилиндрическая шестерня; 27 — щуп; 28 — цилиндрическая шестерня; 56 — шестерня; 59 — цилиндрическая шестерня; 60 — двойная шестерня; 61 — рейка; 63 — цилиндрическая шестерня; 101 — направляющая и крышка; 103 — вилка; 104 — барашек; 105 — стойка; д — криволинейный паз

Шкала 20 дальности имеет деления в сотнях метров (в гектометрах — цена одного деления шкалы 100 м) и предохраняется защитным стеклом с укрепленным на нем корпусом электроосвещения шкалы.

На шкале дальности обозначены цифрами только деления, соответствующие сотням метров: 5; 10; 15; 20; 25; 30.

Механизм сведения зенитного баланса (рис. 121 и 122) предназначен для выработки упрежденной дальности. Он смонтирован в направляющей 24 с крышкой и состоит из визирной линейки 22 с криволинейным пазом д, щупа 27, цилиндрической шестерни 28 с внутренними зубьями, двух цилиндрических шестерен 25, свободно надетых на фланцы, цилиндрических шестерен 26 и 59, двойной шестерни 60, шестерни 56, направляющей 24 с крышкой, зубчатых секторов 11 и 23, шестерни 12, валика сектора с шестерней 7, рейки 61, цилиндрической шестерни 63, вала с коническими шестернями 16 и 17, оси с индексом 21 и шкалы дальности 20.

Визирный параллелограмм служит для передачи на коллиматор угловых перемещений визирной линейки. Он состоит из направляющей 24 с крышкой, тяги 5, малого звена 3, вала 2 и четырех шарниров.

Кронштейн коллиматора состоит из вилки 103, кронштейна 137, стойки 105 с отверстием для хвостовика коллиматора, барашка 104, двух эксцентриков 106 и хомутика 107.

Эксцентрики служат для установки коллиматора в требуемом положении при выверке коллиматора по контрольно-выверочной мишени.

Орудийная линейка с компенсатором и вилкой (рис. 123 и 124)

Орудийная линейка предназначена для направления движения каретки дальности.

Орудийная линейка состоит из круглой 113 и квадратной 109 направляющих, соединенных с вилкой 111 и качалкой (рис. 125) через ушко 110 кронштейна (рис. 123) и эксцентрик 10, а с основанием прицела - через задний кронштейн 108 и эксцентрик 71 (рис. 124).

На эксцентрике 10 имеется ползун 116, обеспечивающий перемещение направляющих относительно основания прицела при работе обоих эксцентриков во время придания подъемным механизмом установке углов возвышения.

В квадратной направляющей помещена рейка-червяк 8, в зацеплении с которой находится шестерня 14 (рис. 121) каретки дальности.

Компенсатор состоит из рычага 9 (рис. 124), верхнее плечо которого соединено с эксцентриком 10, а нижнее - с рейкой-червяком 8. При вводе углов возвышения за счет работы компенсатора рейка-червяк 8 перемещается в квадратной направляющей. От загрязнения ползун с эксцентриком 10 и компенсатор защищены кожухом.

Вилка 111 (рис. 123) служит для соединения прицела с тягой параллелограмма установки и состоит из корпуса и рукоятки 112.

 
 


Рис. 123. Орудийная линейка с компенсатором:

10 — эксцентрик; 108 — кронштейн; 109 — направляющая; 110 — ушко кронштейна; 111 - вилка; 112 - рукоятка

Качалка с механизмом привода дальности (рис. 125)

Качалка является малым плечом параллелограмма установки. В передней части качалки прорезано отверстие е, в которое вставлена втулка для соединения с передним эксцентриком 10 (рис. 123) и вилкой 111 параллелограмма, а в задней части находятся проушины ж (рис. 125) для соединения с основанием прицела.

На левой проушине закреплена шкала углов возвышения установки. Шкала имеет деления от -10 до +90° (цена одного деления шкалы 5°).

Сверху качалка имеет контрольную площадку.

 
 


Рис. 124. Орудийная линейка с компенсатором:

8 — рейка-червяк; 9 — рычаг; 10 — эксцентрик; 71 — эксцентрик; 109 — направляющая; 113 — направляющая; 116 — ползун

 
 


Рис. 125. Качалка с механизмом привода дальности:

65 — двойная шестерня; 66 — червячный валик; 67 — червячное колесо; 68 — рычаг; 73 — упоры; 74 — ограничительная гайка; 114 — качалка с втулками; е — отверстие; ж — проушины

Слева к качалке крепится кронштейн со стяжным хомутом для крепления наземного прицела.

Механизм привода дальности собран в задней части качалки. Он состоит из двойной цилиндрической шестерни 65 (находящейся в зацеплении с верхней промежуточной цилиндрической шестерней основания прицела и с малой шестерней, сидящей на червячном валике механизма привода дальности), червячного валика 66, червячного колеса 67 и рычага 68.

Рычаг 68 с помощью тяги 69 (рис. 117) связан с корпусом каретки 1 дальности. На червячном валике 66 (рис. 125) имеется резьба, по которой перемещается гайка 74; перемещение гайки ограничивается упорами 73 и соответствует изменению дальности от 0 до 2000 м.

Коллиматор (рис. 126)

В качестве визира для наведения установки при стрельбе по зенитным целям в прицеле ЗАП-23 применен оптический коллиматор левый КВ-Л, индекс 51-ОЮ-618Б.


Рис.126. Коллиматор левый КВ-Л

93 — защитное стекло; 95 — зажимное кольцо; 117 — патрон с проводом; 118 — светофильтр; 119 — отражатель; 120 — левый корпус; 121 — хомутик; к — хвостовик

Оптические детали коллиматора смонтированы в корпусе 120. Полупрозрачный отражатель 119 и светофильтр 118 смонтированы снаружи корпуса.

Сетка коллиматора КВ-Л подсвечивается как естественным (дневным) светом, так и с помощью специального осветителя (патрон с проводом) 117, питаемого от аккумулятора, расположенного на установке.

Яркость освещения штрихов сетки при искусственном освещении регулируется реостатом.

Для обеспечения наблюдения за целью в условиях яркого солнечного освещения предусмотрен откидной светофильтр 118.

Для согласования направления оптической оси коллиматора с осями стволов автоматов установки в вертикальной плоскости на хвостовике имеется хомутик 121. В вилку хомутика при постановке коллиматора на прицел входит эксцентрик 106 (рис. 121).

Оптический наземный прицел (рис. 127)

В качестве прицела для наведения установки при стрельбе по наземным целям в прицеле ЗАП-23 применен оптический наземный прицел Т-3, индекс 1ОП8, представляющий собой телескопическую систему с подвижным перекрестием.


Рис. 127. Оптический наземный прицел Т-3:

75 — шкала боковых поправок; 122 — шкала дистанций; 123 — маховичок установки дистанций; 124 — маховичок боковых поправок

Смещение перекрестия вверх, вниз, влево и вправо осуществляется маховичками 123 и 124 со шкалами дистанций 122 и боковых поправок 75. На шкале дистанций 122 нанесены деления 0, 5, 6, 7 и т. д. до 20. Цена каждого деления соответствует дальности, равной 100 м. Стрельба на все дальности до 500 м ведется с прицелом 5.

На шкале 75 боковых поправок нанесены деления в тысячных вправо и влево от центрального положения; ими учитываются отклонения снарядов по горизонту в пределах ±0-10. Цена каждого деления равна одной тысячной.

Электроосвещение шкал прицела (рис. 128)

Электроосвещение шкал прицела служит для обеспечения работы с прицелом в ночных условиях.

Корпуса патронов освещения закреплены на корпусе курсовой головки прицела и защитном стекле шкалы дальности.

 
 


Рис. 128. Система электроосвещения шкал прицела:

76 — тумблер; 77 — патроны освещения

Освещаются шкалы курса, скорости и дальности. Для включения и выключения электроосвещения на основании прицела установлен тумблер 76.

В реостате имеются два штепсельных разъема: Ш1 - для включения системы электроосвещения шкал курса, скорости и дальности прицела и Ш2 — для включения осветителя коллиматора. При необходимости в одно из этих гнезд включается переносная лампочка.

Питание электроосвещения прицела производится от щелочного аккумулятора типа 2ФКН-9-1.

Номинальное напряжение на клеммах полностью заряженного аккумулятора 2,5 В, емкость 9 А·ч.

На установке аккумулятор помещается в перемычке станин верхнего станка.

7.3. Действие частей и механизмов прицела

Действие частей и механизмов прицела при вводе скорости цели

(рис. 119 и 120)

Величина скорости цели вводится в прицел поворотом маховика 48 до совмещения нужного деления шкалы 47 с индексом 87 при одновременном нажатии на клапан 49, при этом храповик 46 выйдет из зацепления с сектором 50.

Вращение рукояток через шестерни 51, 43 и 39 передается на рейку 37 каретки 36. Каретка шарнирно связана со штоком 30 курсовой головки и перемещает его соответственно устанавливаемой скорости.

Шток, перемещаясь, передвигает визирную линейку 22 (рис. 122) в продольном направлении (а при введенном курсе цели - и в боковом направлении).

Одновременно происходит перемещение визирной линейки в направляющей 24 с крышкой (рис. 122). При этом щуп 27 механизма сведения зенитного баланса будет отклоняться от своего первоначального положения. Поэтому индекс 21 (рис. 121) шкалы дальности 20 несколько отклонится от своего прежнего положения. Отклонение визирной линейки приводит к соответствующему отклонению коллиматора 4 (рис. 117).

Действие частей и механизмов прицела при вводе курса цели

(рис. 119 и 120)

Ввод в прицел курса цели производится поворотом курсовой головки таким образом, чтобы указатель 89 курса, а следовательно, и самолетик 96 были направлены параллельно курсу цели.

Поворот курсовой головки производится при одновременном нажатии на рычаг 44.

Можно устанавливать курс цели по соответствующей команде. В этом случае индекс 86 совмещается со скомандованным делением шкалы курса.

При нажатии на нижнюю часть (педаль) рычага 44 верхняя его часть перемещает конус 52 вдоль оси.

При этом конус 52 перемещает палец 54 с роликом вверх. Шток, перемещаясь, выводит сектор 53 из зацепления с внутренним зубчатым венцом спирального колеса 35, чем обеспечивается отклонение механизма стабилизации курса цели.

Если в прицел была введена скорость цели, то шток 30 курсовой головки перемещается по окружности, радиус которой пропорционален введенной скорости. Перемещение штока приводит к перемещению визирной линейки 22 (рис. 122) и через визирный параллелограмм передается на коллиматор. В результате этого перекрестие коллиматора смещается в боковом направлении.

При перемещении визирной линейки щуп 27 механизма сведения зенитного баланса, отклоняясь, поворачивает индекс 21 (рис. 121) шкалы дальности 20.

Если скорость цели до установки курса цели в прицел не была введена, то ось вращения курсовой головки при вводе курса цели совпадаете осью штока 30 (рис. 119). При этом визирная линейка, а следовательно, коллиматор и индекс шкалы дальности никаких перемещений не получат.

Неизменное направление введенного в прицел курса цели при вращении установки поворотным механизмом сохраняется за счет действия механизма стабилизации курса цели.

Действие частей и механизмов прицела при вводе углов

пикирования или кабрирования

Установка угла пикирования или кабрирования производится наклоном указателя 89 (рис. 119) курса цели при одновременном нажатии на рычаг 44 (нажатие на рычаг выводит из зацепления зубчатые секторы 41 и 38, что дает возможность наклонить указатель курса).

Если в прицел были введены скорость и курс цели, то при наклоне указателя 89 курса шток курсовой головки перемещает задний конец визирной линейки 22 (рис. 122) по высоте и горизонту. Отклонение визирной линейки передается на визирный параллелограмм, и коллиматор получит соответствующее угловое перемещение.

Перемещение визирной линейки относительно направляющей с крышкой 24 отклоняет щуп механизма сведения зенитного баланса и это приводит к смещению индекса 21 дальности (рис. 121).

Если в прицел до ввода углов пикирования и кабрирования скорость цели не была введена, то при установке этих углов шток курсовой головки, а следовательно, коллиматор и индекс никакого перемещения не получают, так как в этом случае нижний шарнир штока совмещен с осью качания указателя курса.

Действие частей и механизмов прицела при вводе дальности

(рис. 120 и 121)

Дальность в прицел вводится вращением маховика 33 с рукояткой до совмещения индекса 21 со скомандованным делением шкалы дальности 20. При вращении маховика 33 с рукояткой вращается валик 97 с поводком 72, который соединен с тремя промежуточными шестернями, входящими в механическую сборку шестерен 64 (рис. 118) и смонтированными в полости основания прицела. Верхняя промежуточная шестерня вращает двойную шестерню 65 (рис. 125) механизма привода дальности и через нее червячный валик 66. Червяк вращает червячное колесо 67. Вращение червячного колеса через рычаг 68 и тягу 69 (рис. 117) заставляет перемещаться каретку дальности 1.

При перемещении каретки дальности по направляющим орудийной линейки цилиндрическая шестерня 14 каретки дальности, обкатываясь по рейке 8, получает вращение, которое передается через цилиндрическую шестерню 13 на коническую пару 18 (рис. 121).

Коническая пара передает вращение шкале дальности 20.

Направляющие орудийной линейки имеют наклон по отношению к осям стволов 1°50' (при угле места цели 0°). Шарнир, закрепленный на каретке и поддерживающий передний конец визирной линейки, при перемещении каретки дальности по направляющим орудийной линейки опускается (при увеличении дальности), а задний конец визирной линейки, шарнирно закрепленный на штоке курсовой головки, остается неподвижным.

В результате получается наклон визирной линейки, равный углу прицеливания и соответствующий установленной по шкале дальности 20.

Угол прицеливания через визирный параллелограмм передается на коллиматор.

При увеличении дальности коллиматор наклоняется и перекрестие коллиматора идет вниз - угол прицеливания увеличивается.

При уменьшении дальности наклон коллиматора уменьшается и перекрестие его перемещается вверх - угол прицеливания уменьшается.

Действие частей и механизмов прицела при вводе угла места цели

Угол места цели вводится в прицел при придании автоматам угла возвышения подъемным механизмом установки.

При придании автоматам углов возвышения за счет работы переднего и заднего эксцентриков изменяется угол между орудийной линейкой и осями стволов автоматов. При придании стволам автоматов угла возвышения 90° орудийная линейка расположился параллельно осям каналов стволов автоматов и визирной линейке.

Угол прицеливания при этом независимо от установленной дальности будет равен нулю.

С уменьшением угла возвышения угол прицеливания будет плавно увеличиваться и достигнет наибольшей величины при угле возвышения, равном нулю. В результате этого коллиматор наклоняется - угол прицеливания увеличивается.

Действие механизма стабилизации курса

Механизм стабилизации курса цели служит для сохранения введенного в прицел курса цели при горизонтальном наведении автоматов в цель.

Привод к механизму стабилизации курса осуществляется от шестерни погона через шестерню-валик 143 (рис. 98), шарнир с вилкой 137, шарнир 136.

При поворачивании вращающейся части установки поворотным механизмом шестерня-валик 143, обкатываясь по зубчатому венцу погона, приводит во вращение валик стабилизации курса и две конические шестерни 31 (рис. 120) редуктора, которые приводят в движение две другие конические шестерни 98, и через червячную передачу, внутреннее зацепление колеса 35 (рис. 119) и сектор 53 движение передается к курсовой головке, которая поворачивается на тот же угол, на который повернулась вращающаяся часть установки, но в обратном направлении.

При изменении курса цели новый курс вводится поворотом курсовой головки с помощью указателя курса, а цепь привода стабилизации размыкается нажатием на рычаг 44, который отводит зубчатый сектор 53 от внутреннего зацепления колеса 35.

Работа механизма сведения зенитного баланса (рис. 121 и 122)

Величина упрежденной дальности зависит от величин входных данных, вводимых в прицел.

При вводе входных данных в прицел визирная линейка 22 получает перемещение в направляющей 24 с крышкой, наклоняется в вертикальной плоскости и получает поворот в горизонтальной плоскости.

При перемещении визирной линейки в направляющей криволинейный паз визирной линейки поворачивает щуп 27, а вместе с ним и цилиндрическую шестерню 28 с внутренними зубьями. При ее повороте получают вращение две цилиндрические шестерни 25, они передают вращение средней цилиндрической шестерне 26, на валике которой имеется зубчатый сектор 23. Зубчатый сектор через промежуточную шестерню 12 передает вращение второму зубчатому сектору 11, на валике которого имеется цилиндрическая шестерня 7, перемещающая рейку 61.

При перемещении рейки вращается цилиндрическая шестерня 63, которая через вал и конические шестерни 16 и 17 передает вращение на индекс 21. При этом происходит смещение индекса с установленной дальности.

Для выработки упрежденной дальности необходимо довернуть шкалу на величину смещения индекса с помощью маховика привода дальности. При довороте шкалы происходит перемещение каретки дальности и щуп передает дополнительное перемещение от криволинейного паза визирной линейки.

Этот процесс происходит до тех пор, пока нужное деление шкалы не совместится с индексом, т. е. пока не будет выработана необходимая упрежденная дальность. Практически выработка упрежденной дальности происходит быстро.

Наклон визирной линейки в вертикальной плоскости обеспечивает построение упрежденного угла в вертикальной плоскости. При построении этого угла дополнительного перемещения индекса не происходит, так как щуп наклоняется вместе с визирной линейкой.

Поворот визирной линейки в горизонтальной плоскости обеспечивает построение упрежденного угла в горизонтальной плоскости.

При повороте визирной линейки в горизонтальной плоскости вместе с визирной линейкой поворачивается и щуп 27. Поворот щупа может привести к дополнительному смещению индекса, а дополнительное смещение индекса может привести к ошибке в упрежденной дальности.

Чтобы исключить дополнительное смещение индекса, в механизме сведения зенитного баланса имеется дифференциал, работа которого сводится к следующему.

При повороте визирной линейки в горизонтальной плоскости криволинейный паз визирной линейки поворачивает щуп, а вместе с ним и цилиндрическую шестерню 28 с внутренними зубьями. При повороте ее получают вращение две цилиндрические шестерни 25, свободно надетые на фланцы.

В это же время поворачивается в горизонтальной плоскости и направляющая 24 с крышкой с закрепленной на ней цилиндрической шестерней 56. Эта шестерня поворачивает двойную шестерню 60. Двойная шестерня поворачивает большую шестерню 59, а вместе с ней и фланцы с шестернями 25.

При этом две шестерни 25 обкатываются по цилиндрической шестерне 28 с внутренними зубьями.

При обкатывании шестерен 25 по шестерне 28 они вращаются в обратную сторону настолько, насколько были повернуты шестерни с внутренними зубьями.

Вследствие этого средняя шестерня 26 не вращается и индекс остается неподвижным.

8. ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ, ИНСТРУМЕНТ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

8.1. Состав ЗИП

ЗИП предназначен для проведения ремонта и обеспечения правильного ухода за спаренной установкой при ее эксплуатации.

Каждая установка комплектуется индивидуальным ЗИП согласно перечню формуляра, прилагаемого к каждой установке. Сумка с инструментом и принадлежностью первой необходимости для обслуживания установки и автоматов помещается в багажнике установки. Запасные детали автоматов установки и дополнительная принадлежность к ним размещаются в ящике ЗИП. Там же помещается машинка для снаряжения лент и ЗИП прицела ЗАП-23. В него укладываются при снятии с установки также коллиматор, оптический наземный прицел, переносная лампочка и осветитель.

В установках более ранних выпусков машинка для снаряжения лент и ЗИП прицела находятся в отдельных ящиках.

8.2. Описание основных приспособлений ЗИП

Патронная лента

Для снаряжения патронов используется металлическая рассыпная лента, состоящая из отдельных звеньев (рис. 129).

Звенья в патронной ленте соединяются между собой с помощью петли и крючка. Блокировка соединенных звеньев от расцепления осуществляется патроном.

На передней части звена имеется направляющий выступ, в средней части - две пары лапок, удерживающих патрон, а сзади - два фиксатора патрона. Один фиксатор в виде крючка упирается во фланец гильзы и ограничивает перемещение патрона назад, а другой в виде выдавки заходит в проточку гильзы.


Рис. 129. Патронная лента:

а — петля; б — крючок; в — выдавка; г — фиксатор

Машинка для снаряжения патронной ленты

Машинка для снаряжения ленты служит для досылания патронов в звенья, заранее собранные в ленту.

Патроны при этом должны быть вложены в звенья вручную. Собранная таким образом лента помещается в лентоподводящем лотке и по мере прохождения через уравнивающий механизм машинки может быть наращена до требуемой длины. Помимо снаряжения машинкой можно также разбирать снаряженную ленту (извлекать патроны из звеньев).

Машинка состоит из корпуса 10 (рис. 130), в котором помещается движок 9 с рейкой и поводком. Внутри движка имеется толкатель 17 с фиксатором. Фиксатор служит для удержания толкателя в двух положениях: в положении снаряжения (заднем) и в положении расснаряжения (переднем). В зацеплении с рейкой находится сектор 4, снабженный рычагом 5. В правильно собранной машинке первый зуб сектора должен располагаться перед первым зубом рейки. Через прорезь в поводке движка 9 проходит тяга 6 с буртиками, служащими упором при движении поводка. Противоположный конец тяги шарнирно связан с рычагом 11. Рычаг цапфой связан с кареткой 12, которая может перемещаться по направляющей планке корпуса. К каретке осью 14 крепится подаватель 15, отжимаемый вниз пружиной.

В передней части корпуса имеется упор 13, который обеспечивает направление звену в момент досылания патрона в звено. С правой стороны корпуса машинки имеется лоток 1. Для удобства работы и укладки машинки в ящик лоток можно укорачивать, отсоеди


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: