Владеть навыками. Тема 13.1. Государственное управление охраной и защитой безопасности личности, общества и государства

Тема 13.1. Государственное управление охраной и защитой безопасности личности, общества и государства

В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О бе­зопасности» безопасность— состояние защищенности жизненно важ­ных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает су­ществование и возможности прогрессивного развития личности, об­щества и государства. Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам лич­ности, общества и государства.

Безопасность обеспечивается и достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, сис­темой мер политического, экономического, организационного и ино­го характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам лич­ности, общества и государства. Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная от­ветственность личности, общества и государства по обеспечению бе­зопасности; интеграция с международными системами безопасности.

К основным объектам безопасности относятся: личность—ее права и свободы; общество— его материальные и духовные ценности; государство —его конституционный строй, суверенитет и территори­альная целостность. Реальная и потенциальная угроза объектам безо­пасности, исходящая от внутренних и внешних источников опаснос­ти, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Действующее законодательство предусматривает многие виды безопасности. Так, Конституция РФ содержит правовые основания для выделения общественной безопасности и государственной бе­зопасности. Многие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ называют и регулируют правовые основания, условия и порядок государственной организации обеспе­чения различных видов безопасности: промышленная безопасность, безопасность гидротехнических сооружений, пожарная безопасность, безопасность дорожного движения, экономическая безопасность и многие другие виды безопасности, среди которых следует выделить главный интегрированный вид безопасности — национальную безо­пасность, важнейшими составными частями и взаимосвязанными

элементами которой являются экономическая и информационная безопасность, поскольку экономические и информационные процес­сы сопровождают и опосредуют все сферы и отрасли государствен­ного управления в широком и узком, собственно организационном смысле. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, представляющей собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, об­щества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального наро­да как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Согласно этой Концепции, национальные интересы России —это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполити­ческой, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

13.1.1. Система безопасности Российской Федерации, силы и средства ее обеспечения

Согласно Федеральному закону «О безопасности» систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организа­ции и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Основными функциями системы безопасности являются: выявление и прогнози­рование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; созда­ние и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопас­ности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; осуществле­ние системы мер по восстановлению нормального функционирова­ния объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, за­ключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Со­вет Безопасности Российской Федерации; контролирует и координи­рует деятельность государственных органов обеспечения безопасно­сти; принимает оперативные решения по обеспечению безопасности на основе и в соответствии с действующими законами.

Правительство РФ в пределах определенной законом компетен­ции обеспечивает руководство государственными органами обес­печения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности подведомс­твенными ему по соответствующим вопросам федеральными органа­ми исполнительной власти.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной влас­ти на основе действующего законодательства и в пределах своей ком­петенции обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности, на основе и в соответствии с законом разрабатывают внутриведомственные норма­тивные правовые акты по обеспечению безопасности.

Конституционным органом, осуществляющим подготовку реше­ний Президента РФ в области обеспечения безопасности, является Совет безопасности РФ.

Аппарат Совета безопасности во главе с Секретарем СБ являет­ся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ со статусом главного управления Президента РФ и осуществля­ет организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета безопасности по реализации его полномочий в области безопасности личности, общества и государс­тва. Основными рабочими органами Совета безопасности являются его Межведомственные комиссии.

По Федеральному закону «О безопасности» силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные ор­ганы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обес­печения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, службы ликвида­ции последствий чрезвычайных ситуаций, формирования граждан­ской обороны; пограничные войска, внутренние войска и т. д.

В общегосударственной организации системы охраны и заши­ты безопасности личности, общества и государства определяющая роль принадлежит общегосударственным организационно-правовым средствам обеспечения различных видов безопасности личности, об­щества и государства. К ним относятся: 1) особые правовые режи­мы жизнедеятельности населения территорий и объектов (режимы чрезвычайного положения, военного положения, режим закрытых административно-территориальных образований); 2) определенный государственный порядок и правила реализации некоторых особо значимых и потенциально небезопасных для общества и государства прав и свобод граждан (правила охраны государственной и служеб­ной тайны, государственный порядок гражданского оборота оружия и боеприпасов к нему, государственное регулирование въезда в страну и выезда из страны граждан, паспортная система и регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства граждан, установлен­ный порядок организации и проведения митингов, уличных шествий,

положение; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчер­пывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений; государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения; время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях—60 суток. По истечении этих сроков чрезвычайное положение считается прекращенным. Но, если в течение этих сроков цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Пре­зидента РФ с соблюдением требований, установленных для введения чрезвычайного положения.

Для осуществления единого управления силами и средства­ми, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант территории чрезвычайного положения, основные функции и полномочия которого четко оп­ределены в статье 18 Закона «О чрезвычайном положении» (издает приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвы­чайного положения, устанавливает время и срок действия комен­дантского часа и т. п.). Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе ко­мендатуры территории чрезвычайного положения указом Прези­дента РФ может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. При этом оперативным штабом руководит комендант территории чрезвычайного положения.

При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации все войска и воинские формирования пере­даются в оперативное подчинение федеральному органу исполни­тельной власти, определяемому Президентом РФ.

Военное положение вводится в соответствии с ч. 2 ст. 87 Кон­ституции РФ, а его режим определен Федеральным конституцион­ным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». Под военным положением понимается особый правовой режим, вво­димый на территории страны или в отдельных ее местностях Пре­зидентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Режим военного положения определяется вышеназванным законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предо­твращения агрессии против Российской Федерации. Целью введения • военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

демонстраций и пикетирования, государственная регистрационная и лицензионная системы и т. д.); 3) специальные предметно-функцио­нальные виды государственной и негосударственной деятельности (оперативно-розыскная деятельность, частная детективная и охран­ная деятельность).

Все эти общегосударственные организационно-правовые сред­ства обеспечения безопасности личности, общества и государства служат общему делу комплексного системного обеспечения охраны и защиты всех видов безопасности, учитываются и так или иначе ис­пользуются всеми субъектами любых конкретных отраслей и сфер обеспечения безопасности личности, общества и государства.

13.1.2. Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства (система и краткая характери­стика)

Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправ­ления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объеди­нений, вводимый в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвы­чайном положении» на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, допускающий установленные этим Зако­ном отдельные ограничения прав и свобод граждан, организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополни­тельных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации. А целя­ми введения чрезвычайного положения являются устранение обстоя­тельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение за­щиты прав человека и гражданина, зашиты конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоя­тельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жиз­ни и безопасности граждан или конституционному строю Российс­кой Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ с неза­медлительным сообщением об этом обеим палатам Федерального Соб­рания. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения неза­медлительно передается на утверждение Совета Федерации РФ, и в нем должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; обоснование необходимости его введения; границы территории, на которой вводится чрезвычайное

В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, их организа­ции и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обя­занности. Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирова­ния и органы, выполняющие задачи в области обороны, применяются для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными пра­вовыми актами, а также в соответствии с общепризнанными принци­пами и нормами международного права. Общая или частичная моби­лизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами. Основанием для введения военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия или непосредственная угроза агрессии.

Военное положение на территории Российской Федерации или в си i 11.ных ее местностях вводится указом Президента РФ, в котором должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которых начина­ет действовать военное положение; границы территории, на которой вводится военное положение. Указ Президента РФ о введении воен­ного положения передается на утверждение Совету Федерации, кото­рый должен его рассмотреть в течение 48 часов с момента получения. Указ Президента РФ о введении военного положения, не утвержден­ный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после принятия такого решения, о чем население страны или состав­ляющих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

В упоминаемом выше Федеральном конституционном законе «О военном положении» подробно определены полномочия орга­нов государственной власти (ст. 11 — 17) в области обеспечения ре­жима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения (полномочия Президента РФ, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правитель­ства РФ, федеральных и субъектов Федерации органов исполни­тельной власти в области обеспечения режима военного положения, деятельности судов и органов прокуратуры на территории, на ко­торой введено военное положение), а также особенности правово­го положения граждан и организаций в период действия военного положения (ст. 18—20), кроме этого законом предусмотрено уве­домление и информирование Организации Объединенных Наций и Совета Европы о введении военного положения и его отмене (пре­кращении его действия).

Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании в

соответствии со ст. 3 Закона РФ от 28 ноября 1996 г. № 144-ФЗ «О за­крытом административно-территориальном образовании» включает в себя: установление контролируемых и (или) запретных зон по грани­це и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории; ограни­чения на полеты летательных аппаратов над его территорией; огра­ничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности на этой территории.

Закрытое административно-территориальное образование на­ходится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам: установления административной подчиненности, границ этого образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объ­ектам; определения полномочий органов государственной власти субъектов Федерации; обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны-общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности. Решения по этим вопросам принимаются Правительством РФ. Решение о созда­нии (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом РФ по предложению Прави­тельства РФ, которое также устанавливает порядок обеспечения осо­бого режима конкретных закрытых административно-территориаль­ных образований.

Режим охраны государственной и служебной тайны обеспечива­ется государством в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в редакции от 1 декабря 2007 г.) и принятыми на его основе другими нормативными право­выми актами. Согласно названному закону государственная тай­на—защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контр­разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распро­странение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Носители сведений, составляющих государственную тайну, материальные объекты, в том числе физические поля, в ко­торых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, техничес­ких решений и процессов. Система зашиты государственной тайны представляет собой совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты, сведений, со­ставляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероп­риятий, проводимых в этих целях.

Помимо государственной тайны, объектом государственной ох­раны является также профессиональная и служебная тайна, которую составляют сведения конфиденциального характера: 1) сведения о

фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, поз­воляющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами слу­чаях; 2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; 3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами госу­дарственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна); 4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачеб­ная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообще­ний и т. д.); 5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); 6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Лица, виновные в нарушении законодательства о профессиональной и служебной тайне, подлежат дисциплинарной, гражданско-правовой, административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Государственный порядок оборота оружия в основе своей опре­делен Законом РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (в редакции от 4 марта 2008 г.), который регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боево­го ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российс­кой Федерации, и направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

По своему социальному предназначению все оружие, в зависимо­сти от целей его использования соответствующими субъектами, а так­же по основным параметрам и характеристикам, разделяется на граж­данское; служебное; боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Закон «Об оружии» четко закрепляет ограничения, устанавлива­емые на оборот гражданского и служебного оружия (ст. 6); предус­матривает обязательную сертификацию и ведение Государственного кадастра гражданского и служебного оружия (ст. 7, 8); устанавливает строгие требования к лицензированию производства оружия, торгов­ли им, его приобретения, коллекционирования или экспонирования (ст. 9); регламентирует процедуру приобретения на территории Рос­сии, ввоза и вывоза гражданского оружия иностранными гражданами (ст. 14, 17), а также предусматривает четкие правовые основания, ус­ловия и порядок приобретения и использования оружия физически­ми и юридическими лицами.

Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутрен-

них дел и органы, уполномоченные Правительством РФ выдавать ли­цензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов. А контроль за оборотом оружия, имеющегося на воору­жении государственных военизированных организаций, осуществля­ется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Государственный порядок выезда из Российской Федерации и въез­да в нее как организационно-правовое средство защиты безопаснос­ти личности, общества и государства имеет своей целью и предна­значением не допустить незаконного въезда в страну иностранцев и лиц без гражданства и выезда за ее пределы российских граж­дан. Выезд из Российской Федерации и въезд в нее (включая тран­зитный проезд через ее территорию) регулируются в своей основе Конституцией РФ, международными договорами и Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Россий­ской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в редакции от 22 июля 2008 г.). В соответствии с этим Законом каждый может сво­бодно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Рос­сии имеет право беспрепятственно возвращаться в страну и не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию. Российский гражданин не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном данным законом.

Право гражданина Российской Федерации на выезд из страны может быть временно ограничено в случаях, если он: 1) при допус­ке к сведениям особой важности или совершенно секретным све­дениям, отнесенным к государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления с этими сведениями—до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом). Этот срок по заключению Межведомственной комиссии по защите государствен­ной тайны может быть продлен, но при этом срок ограничения пра­ва на выезд не должен превышать в общей сложности десяти лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведения­ми особой важности или совершенно секретными сведениями; 2) в соответствии с законодательством призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу—до окончания военной или альтернативой гражданской службы; 3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого—до вынесения решения по делу или вступления в за­конную силу приговора суда; 4) осужден за совершение преступле­ния—до отбытия (исполнения наказания) или до освобождения от наказания; 5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных

на него судом,—до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; 6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федера­ции—до решения вопроса и срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы. Во всех перечисленных случаях временного ограничения права на выезд орган внутренних дел вы­дает гражданину уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об огра­ничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права на выезд данного гражданина. Отказ российскому гражданину в праве на вы­езд из Российской Федерации может быть обжалован в суд.

Основными документами, удостоверяющими личность граждани­на, по которым граждане осуществляют выезд из России и обратный въезд в страну, признаются: паспорт, дипломатический паспорт, слу­жебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Россий­ской Федерацией в этом качестве. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией. Основанием для оформле­ния въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консуль­ское учреждение Российской Федерации.

Паспортно-регистрационная система как организационно-право­вое средство охраны и зашиты безопасности личности, общества и государства призвана помогать в деле борьбы с незаконной миграцией населения, розыску правонарушителей и установлению их личности. Элементами паспортно-регистрационной системы являются: госу­дарственный учет выдачи паспортов российским гражданам, регист­рация владельца паспорта по месту жительства и месту пребывания, административная ответственность за нарушения правил паспортной системы.

Постановлением Правительства РФ от 22 января 2002 г. было утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федера­ции, согласно которому паспорт обязаны иметь все граждане Россий­ской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории, поскольку паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражда­нами своих прав и свобод, а также для исполнения ими обязанностей

перед другими гражданами, государством и обществом осуществляется регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жи­тельства. Органами регистрационного учета в городах, поселках, сель­ских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в на­селенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел в остальных населенных пунктах—органы местного самоуправления. Ответствен­ными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жи­тельства являются должностные лица, связанные с выполнением орга­низационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жи­лыми помещениями и помещениями социального назначения.

Запрещается изъятие паспорта у гражданина, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Виновные в нарушениях правил паспортной системы граждане и должностные лица подлежат админис­тративной ответственности, предусмотренной статьями 19.15—19.18 КоАП РФ.

Разрешительно-лицензионная система — установленный государст­венный порядок, связанный с необходимостью получения физичес­кими и юридическими лицами предварительного разрешения упол­номоченных на то государственных органов исполнительной власти и их должностных лиц на приобретение и использование некоторых предметов, а также осуществление определенных действий, потенци­ально опасных для возможных нарушений стабильности существую­щего общественного порядка и общественной безопасности.

Разрешительная система —комплекс правил (административно-правовых норм), посредством которых регулируются: порядок про­изводства, приобретения, хранения, сбыта, перевозки определенных предметов и веществ; порядок открытия некоторых предприятий и организаций, а также правила совершения некоторых действий. Так, проведение митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетиро­вания допускается лишь при условии предварительного уведомления властей и получения разрешения на проведение этих мероприятий от муниципальных органов местного самоуправления.

Объектами разрешительной системы выступают предметы (ору­жие и боеприпасы, взрывчатые, отравляющие, наркотические ве­щества, множительная техника цветного копирования и некоторые другие предметы) и действия (въезд в пограничную зону, на терри­торию закрытых территориальных образований, открытие тиров, оружейных и пиротехнических мастерских, проведение уличных шествий, демонстраций и пикетирования, занятие частной детектив­ной и охранной деятельностью и другие). При этом нередко наряду с разрешением на приобретение предмета разрешительной системы одновременно требуется также специальное разрешение (лицензия) на деятельность, связанную с его использованием.

Оперативно-розыскная деятельность— вид деятельности, осу­ществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным за­коном от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в редакции от 29 апреля 2008 г.), в пределах их пол­номочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприя­тий в целях зашиты здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) должна основываться на конституционных принципах закон­ности, уважения и соблюдения Прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Задачами ОРД являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступления, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осущест­вление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действи­ях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Содержание ОРД составляют следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравни­тельного исследования, проверочная закупка, исследование пред­метов и документов, наблюдение, отождествление личности; об­следование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент (статья 6 За­кона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Этот перечень опе­ративно-розыскных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются ин­формационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические, оперативно-технические и иные средст­ва, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняю­щие вреда окружающей среде.

Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на тер­ритории Российской Федерации предоставляется оперативным под­разделениям органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, орга­нов пограничной службы, таможенных, налоговых органов, службы внешней разведки, органов уголовно-исполнительной системы Ми­нистерства юстиции РФ. Перечень органов, осуществляющих ОРД,

может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют руководители этих органов, а прокурорский надзор за соблюдением законодательства об ОРД —Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры. При этом сведения о лицах, вне­дренных в организованные преступные группы, и о штатных неглас­ных сотрудниках, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, представля­ются прокурору только с письменного согласия указанных лиц за ис­ключением случаев, требующих привлечения их к уголовной ответст­венности. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет про­курорского надзора не входят.

Частная детективная и охранная деятельность представляет собой оказание на возмездной основе услуг физическим и юридическим липам предприятиями, имеющими специальное разрешение (ли­цензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Эта деятельность осуществляется на ос­нове и в соответствии с Федеральным законом от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Рос­сийской Федерации» (в редакции от 24 июля 2007 г.). На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников пра­воохранительных органов, не распространяется и они не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отне­сенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны и имеет много разновидностей проявления своего содержания.

Вышеназванный Федеральный закон разрешает в целях сыска предоставлять следующие виды услуг: 1) сбор сведений по граждан­ским делам на договорной основе с участниками процесса; 2) изуче­ние рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; 3) уста­новление обстоятельств неправомерного использования в предпри­нимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, со­ставляющих коммерческую тайну; 4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; 5) поиск без вести пропавших граждан; 6) поиск утра­ченного гражданами или предприятиями, учреждениями, органи­зациями имущества; 7) сбор сведений по уголовным делам на дого­ворной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее

дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве нахо­дится уголовное дело.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов ус­луг: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) охрана имущества собс­твенников, в том числе при его транспортировке; 3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожар­ной сигнализации; 4) консультирование и подготовка рекоменда­ций клиентам по вопросам правомерной зашиты от противоправных посягательств; 6) обеспечение порядка в местах проведения массо­вых мероприятий. Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного детективного пред­приятия или объединения, частного охранника или частного охран­ного предприятия либо охранного подразделения, запрещается ока­зывать перечисленные виды услуг.

Частная детективная (сыскная) и охранная деятельность являют­ся объектом строгого государственного лицензирования, осуществля­емого органами внутренних дел.

Частные детективы, частные детективные и охранные предпри­ятия (объединения, ассоциации), службы безопасности на предпри­ятиях приобретают газовые пистолеты и боеприпасы к ним, специ­альные средства, например «Черемуху» или его аналоги, через органы внутренних дел самостоятельно в установленном для граждан поряд­ке, а огнестрельное оружие и боеприпасы к нему выдаются органами внутренних дел частным охранным предприятиям и службам безо­пасности на предприятиях во временное пользование за плату. Спе­циальным постановлением Правительства РФ утверждены: Перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности; Перечень видов вооружения охранников и Правила применения частными детективами и охранниками специ­альных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: