Любая социальная система (а к таковой относится и право) развивается на протяжении длительного времени и неоднократно меняет вектор своего движения. Признавая право элементом системы «общество», его тесное взаимодействие с иными подсистемами социума (экономической, политической, духовно-религиозной), мы получаем адекватную картину правовой реальности. Центральное место в этой реальности занимает человек со своими притязаниями, обязанностями по отношению к другим людям и специфической ментальностью, присущей именно данному обществу в данный момент времени.
XX в. дал научному сообществу несколько вариантов исторического понимания общественного развития. Это - формационный и цивилизационный подходы к типологии права и государства (и иных компонентов общества).
Обратившись к анализу марксистского учения об общественном развитии, можно сразу же заметить ярко выраженный его детерминизм. Марксова схема исходила из наличия фундаментального противоречия в форме классовой борьбы между эксплуатируемыми и эксплуататорами. Причем результат этой борьбы оказывался предопределенным: менее «прогрессивный» способ производства заменялся более «прогрессивным», а само развитие общества носило «линейный» характер, что сближало формационный подход с воззрениями на исторический процесс эпохи Просвещения. Различие было лишь в том, что Просвещение исходило из духовных основ развития (необходимо просветить массы), а марксизм отталкивался от состояния экономической жизни (нужно ликвидировать принуждение в какой бы то ни было форме и поставить людей в изначально равные условия). Первоначальная схема развития человечества, предложенная Ф. Энгельсом, включала три стадии: дикость - варварство - цивилизация. На последней стадии развития появляется политическая организация, призванная не допустить уничтожения одного социального слоя другим. Следовательно, «так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникало в самих столкновениях этих классов, то, оно, по общему правилу, является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса»[212]. В такой трактовке исторического процесса события разворачиваются с «железной» последовательностью, не допускающей проявления человеческой индивидуальности. Логика развития неумолима и отклонений от «генеральной линии» быть не может.
|
|
Реальное же движение социума никогда не происходит линейно. Оно осуществляется с различными отклонениями, поворотами и возвратом назад. По К. Марксу и его последователям, «локомотивом истории» выступают революции, с помощью которых одна стадия развития сменяется другой. Однако довольно часто революции носят лишь политический, а не социальный характер, что отчетливо просматривается на примере многих стран (и России в том числе). По верному замечанию Ш. Эйзенштадта, «... если ограничиться несколькими случаями, Россия продемонстрировала очень высокую степень преемственности культурных кодов, характера взаимоотношений между центром и периферией и образцов социальной стратификации. Как перед, так и после русской революции это общество отличалось очень высокой степенью влияния центра на периферию в целях мобилизации ее ресурсов и контроля за теми видами ее деятельности, которые имели значение для всего общества...»[213]. Действительно, российское общество демонстрирует нам удивительную силу традиционализма, наполняя новые политические и правовые институты старым содержанием. Заряд прошлого оказывается слишком мощным, чтобы его изменить, и в результате воспроизводится традиционалистская парадигма. Как раз на эту сторону исторического познания обращал внимание известный представитель школы «Анналов» М. Блок. Ученый ясно осознавал факт того, что «если бы общество полностью детерминировалось лишь ближайшим предшествующим периодом, оно, даже обладая самой гибкой структурой, при таком резком изменении лишилось бы своего костяка...»[214]. Таким образом, выводят первый принцип исторического развития общества (и права как его элемента). Это - постепенность, плавность, преемственность. Конкретных иллюстраций этого принципа множество: сравнительное правоведение позволяет показать эволюционный процесс развития внеевропейских систем права, основной чертой которых как раз и является внутренняя стабильность, несмотря на внешние заимствования и поверхностную вестернизацию[215]. Действительно, роль ментальности человека той или иной эпохи накладывает неизгладимый отпечаток на состояние общества и во многом формирует юридические представления о власти и праве (как сущем, так и должном). Как раз эта важнейшая сторона исторического метода полностью игнорируется сторонниками марксистского направления. Вместо детального анализа развития данного конкретного общества сторонники диалектического материализма осуществляют типологию общества, государства и права на основании четко определенных схем, укладывая на «прокрустово ложе» все цивилизации, даже и те, которые развиваются совершенно иначе, чем Европа (которая и послужила отправной точкой марксистских исследований).
|
|
По Ф. Энгельсу, «античное государство было преимущественно государством рабовладельцев для подчинения рабов, как феодальное государство - орган дворянства для подчинения и обуздания крепостных и зависимых крестьян, а современное представительное государство - орудие эксплуатации наемного труда капиталом»[216]. Сообразно этой классификации типов государства право также подлежало делению на рабовладельческое, феодальное и буржуазное. Классики марксизма не видели в историческом процессе других явлений, таких, например, как солидарность, взаимопомощь и нацеленность на разрешение конфликтных ситуаций. Последнюю функцию государства (а до его возникновения - ранних политических организаций) следует выделить особо. Обратившись к реальным фактам ранней истории человечества или к современным архаическим сообществам, мы сразу же обнаруживаем примирительные процедуры, достаточно развитые для эффективного разрешения противоречий и конфликтов[217].
|
|
Ранние формы права (или, более нейтрально, нормативные способы регулирования общественных отношений) самым тесным образом были связаны с ментальностью человека, его осознанием своего места в мире. Архаическое (раннее) право обладало следующими, только ему присущими чертами:
- нормы архаического права носили преимущественно устный характер;
- большое разнообразие норм архаического права;
- архаическое право носило казуистический характер;
- архаическое право имело несистемный характер;
- объективистский характер;
- необязательность, альтернативность юрисдикции и санкций;
- целью архаического права было примирение сторон;
- ответственность по архаическому праву носила коллективный характер;
- архаическое право отражало зачатки социального неравенства;
- доказательства, используемые в архаическом праве, отличались символичностью, демонстративностью, церемониальностью и красочностью;
- архаическое право было пронизано религиозным духом[218].
Внешним выражением архаического права была устная традиция, передававшаяся из поколения в поколение в форме разнообразных мифов. По словам Н. Рулана, «в традиционных обществах миф выполняет роль закона. Посредством предписаний и запрещений, преследующих цель восстановить порядок, нарушенный силами беспорядка, он утверждает гуманное общество, устанавливая в нем иерархию взаимодополняющих групп»[219].
Каждая цивилизация прошлого и современности обладает только и присущими чертами менталитета населения, в том числе и в сфере правосознания. Возвращаясь к Европе, отметим вслед за В.П. Малаховым следующие характерные формы правосознания народов этого региона:
- рационализм;
- политичность;
- идея свободы;
- идея гражданского общества;
- идея закона;
- идея естественных прав человека[220].
Предложенная исследователем классификация достаточно убедительно показывает сущность представлений о праве в рамках цивилизации Запада. Всего этого достаточно для опровержения марксистского положения о ведущей роли классовой борьбы в ходе исторического развития Европы. Отметим примечательный факт: основой современной правовой системы Запада (по крайней мере его континентальной составляющей) являются реципированные конструкции римского частного права, самой фундаментальной юридической системы античной эпохи. Э. Аннерс отметил: «Римское право уже с незапамятных времен пользуется во всем юридическом мире огромным уважением как право, с юридической точки зрения занимающее самое высокое положение по уровню своих правовых норм в течение всей истории цивилизации и продолжающее сохранять этот уровень вплоть до сегодняшнего дня»[221]. Значимость римского частного права основывается прежде всего на универсальном категориальном аппарате и юридической технике (в том числе искусстве толкования норм, юридической герменевтике). Европейский мир, достигнув в XII—XIII вв. определенных успехов в экономической сфере, смог начать освоение всего огромного богатства римского права, причем это освоение осуществлялось университетами, дававшими фундаментальное знание в систематизированной форме.
|
|
Марксисты ошибались и в оценке сущности римского права. Оно функционировало не столько для угнетения одним социальным слоем другого (рабовладение было присуще далеко не всем периодам римской истории и основная масса продуктов и услуг вырабатывалась и предлагалась свободными людьми), сколько в целях регулирования развитого товарооборота. Ряд исследователей совершенно обоснованно утверждает, что «римское частное право является предельным выражением свободного населения. К началу н.э. уже давно исчезли пережитки первобытно-общинного строя, проявление семейной общности имущества. В центре частного права стоит единоличный субъект собственности, самостоятельно выступающий в обороте и единолично несущий ответственность за свои действия»[222]. Европейская правовая традиция как раз и унаследовала эти принципы, несколько видоизменив их в соответствии со своими потребностями.
Вторая черта исторического развития общества - поливариантность, выражающаяся в наличии нескольких потенциальных направлений движения, одно из которых окажется в итоге доминирующим. Например, в ХУ1-ХУП вв. правовая система Англии под воздействием абсолютистских устремлений королевской власти подверглась массированному влиянию римского права, выразившемуся в том, что королевские указы ввели закрытый процесс о суде лорда-канцлера и начали регулировать деятельность судов общего права. После же революции 1641-1649 гг. ситуация вернулась к прежнему состоянию, и судьи общего права постепенно распространили свою юрисдикцию на большинство категорий дел.
Кроме того, следует обратить внимание на еще один значимый факт: поливариантность общественного развития предполагает движение социума от порядка к хаосу и обратно, он (социум) как бы пульсирует, проходя разные ступени своей эволюции. По наблюдениям исследователей, «с синергетической точки зрения, рождение нового порядка из хаоса не вынуждается какой-то внешней силой, а имеет спонтанный характер. Вот почему синергетика является теорией самоорганизации (а не организации)»[223].
Если обратиться к ментальным качествам человека в рамках российской правовой традиции, то мы получим следующие основные элементы:
- религиозность;
- моральность;
- идея правды;
- идея милости;
- идея служения;
- идея мучения (мученичества)[224].
Соответственно и место права в жизни российского человека совершенно иное, чем в странах Запада. Оно признается только тогда, когда отвечает на «последние вопросы бытия». По сути, право отождествляется с нравственностью и религиозными нормами (да и до сих пор отношение россиян к позитивному праву не отличается большим уважением). Даже в период расцвета отечественной теоретико-правовой мысли (конец XIX - начало XX в.) она во многом носила отвлеченный характер. По мысли А.И. Ковлера, «поднявшись на невиданные высоты теоретических поисков общественного идеала, в котором праву отводилась соответствующая роль, наши мыслители потеряли из виду... человека с его насущными правами. Конечно, среди россыпей блестящих мыслей наших выдающихся юристов рубежа XIX и XX вв. можно найти и антропологическую ноту, но это не больше, чем нота»[225]. Российская цивилизация, в отличие от Запада, никогда не ставила во главу своего развития такие понятия, как «собственность», «права личности» или «корпоративные права». Отечественная правовая система всегда основывалась (по крайней мере, с XIV в.) на приоритетном развитии публичного права, что лишь подчеркивало ведущую роль централизованного государства в повседневной жизни.
История же показывает, что отсутствие четких критериев между публичным и частным началами общественной жизни порождает деспотизм власти, и борьба с ним оказывается крайне напряженной и трудной. Этот пример еще раз напоминает ним о поливариантности исторического процесса. Безальтернативность развития привела бы уже давно к образованию одной глобальной цивилизации с единой системой власти и правового регулирования, чего в реальности нет. Соглашаясь с В.В. Васильковой в оценке возможностей синергетики (и по отношению к истории), мы приходим к выводу о том, «что классические объяснительные принципы и схемы не способны ответить на те вопросы, которые ставит современная эпоха постклассичности. Используя терминологию А. Дж. Тойнби, можно сказать, что современная социальная теория ищет Ответ-на-Вызов современной эпохи»[226].
Эволюция государственности и правовой системы, их форм и способов функционирования непосредственно зависят от ментальности народа, его самооценки и отношения к внешнему воздействию. Каждый этнос по-своему отвечает на вызов времени, и, соответственно, индивидуальным и самобытным будет результат. Например, сила или слабость того или иного государственного образования определяется отношением народа к власти, выраженным в формулах: «Государство - это мы» (характерна для Древней Греции и Рима) или «Государство - это они» (Индия, Китай, отчасти - Россия). Можно, видимо, говорить о том, что в мире существует не одна история, охватывающая с «железной» необходимостью все страны и континенты, а множество историй, присущих различным цивилизациям в определенный момент времени. Таким образом, подытоживая ситуацию с формационным подходом, выделим те его стороны, которые (по В.В. Ильину) не позволяют плодотворно осуществлять исследования исторической эволюции человечества:
- дегуманистичность;
- схематичность;
- несоответствие эпистемологически значимому критерию гомогенности;
- эсхатологичность;
- спрямление, сглаживание истории;
- узок как семантическая конструкция;
- допущение структурной изоляции генетически связанных социально-исторических таксонов[227].
По существу, формационный подход, получивший в XX в. мощный идеологический заряд, является антиисторическим и не допускает осуществления реформы как способа исторического развития. Революции, по мнению многих исследователей, лишь разрушали старую социальную систему, не давая ничего взамен. К тому же социальные революции в мире происходили крайне редко. Реформа же при всей своей внешней радикальности способствует движению страны (цивилизации - если они совпадают) к новому качественному состоянию.
Тут мы затрагиваем одну очень важную деталь: различные цивилизации обладают и различной степенью приспособляемости к изменяющимся условиям.
Выше мы попытались высказать некоторые идеи о ментальных основах цивилизаций в целом, на макроуровне. Но не менее значимым и актуальным представляется анализ микроуровня исторического развития той или иной цивилизации или отдельной страны. Этот уровень исследования должен включать в себя изучение отдельных социальных групп и слоев, а по отношению к праву отражать эволюцию правовых институтов и норм поведения в различных исторических условиях. По сути, речь может идти о «истории повседневного», которая протекает плавно и незаметно для стороннего наблюдателя, если последний не включен в систему наблюдения постоянно. Для успешного анализа данной сферы социального бытия огромное значение имеют дневники, письма и иные свидетельства участников тех или иных событий, хотя до конца понять их вряд ли будет возможно. Как заметил Л. Февр, «история - наука о человеке, о прошлом человечества, а не о вещах или явлениях. Да и существуют ли идеи вне зависимости от людей, которые их исповедуют? Ведь идеи - это всего лишь одна из составных частей того умственного багажа, слагающегося из впечатлений, воспоминаний, чтений и бесед, который носит с собой каждый из нас»[228].