Содержание системы управления финансами

Финансы и их система не в состоянии эффективно выполнять свои функции и играть позитивную роль в обеспечении денежными средствами воспроизводственного процесса без надлежащего управления финансовыми потоками в экономике и на уровне отдельных её субъектов (органов власти, организаций и домашних хозяйств). Управление финансами представляет собой целенаправленное воздействие управляющих субъектов финансовых отношений (органов власти, организаций, домашних хозяйств) на систему финансов и её звенья, используя специальные финансовые приемы, методы и инструменты, с целью бесперебойного финансового обеспечения экономики и надлежащего выполнения её субъектами задач и обязанностей. При этом под финансовым обеспечением понимается двусторонний контролируемый процесс привлечения источников (финансовых ресурсов, денежных доходов) и их использования (расходования) на экономически обоснованные нужды.

Управление финансами – это упорядоченная система, имеющая свои субъекты, объекты, структурные элементы, приемы, методы и инструменты, цель, задачи и конечный результат. Наглядно система управления финансами представлена на рис. 7.1.

Субъекты управления финансами включают в себя всю совокупность управленческих структур и органов, имеющих отношение к воздействию на систему финансов через финансовую политику, финансовый механизм и их финансово-правовое обеспечение на макро- и микроуровнях. Каждому объекту управления – звену системы финансов - присущи свои органы управления, за исключением домашних хозяйств, финансами которых управляют индивидуумы, члены семьи. К тому же, само управление финансами домашних хозяйств, по сравнению с управлением публичными финансами и финансами организаций, отличается упрощённым характером и зависимостью от других субъектов управления. Поэтому в данном параграфе речь пойдет преимущественно об управлении финансами органов публичной власти и организаций.


           
   
 
 
 
   

Общее стратегическое руководство финансами страны осуществляют её глава и администрация, правительство и его министерства, а также парламент (в России – Государственная Дума РФ и Федеральное Собрание), которое выполняют, соответственно, функции разработки и реализации финансовой политики и законодательного обеспечения финансовых отношений. Из состава аппарата финансового управления в России следует выделить Министерство финансов, которое координирует деятельность всех специальных органов управления финансами, непосредственно разрабатывает и реализует финансовую политику в стране, а также контролирует финансовые и бюджетные потоки в экономике. Минфин РФ призван обеспечивать:

- проведение единой финансовой, в том числе бюджетной и налоговой политики;

- концентрацию финансовых ресурсов в федеральном бюджете и государственных внебюджетных фондах, а также на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

- управление внутренним и внешним государственным долгом;

- контроль за соблюдением финансового законодательство и эффективным расходованием государственных средств;

- управление государственными финансовыми резервами и фондами (Фондом национального благосостояния, Резервным фондом);

- участие в разработке финансовых показателей планов и прогнозов социально-экономического развития страны;

- участие в разработке направлений денежной, валютной и кредитной политики РФ;

- участие в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и национальных проектов;

- реализация мер финансового оздоровления, структурной перестройки экономики и поддержки отечественных производителей;

- разработка проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ и механизма межбюджетных отношений;

- исполнение федерального бюджета и проведение бюджетного контроля.

Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразделения входят в структуру Министерства финансов РФ и совместно с последним осуществляют управление налоговой системой и налогообложением. Федеральная таможенная служба и ее подразделения выполняют обязанности ФНС при взимании налогов и таможенных пошлин (сборов), а также обеспечивают реализацию внешнеторговой экспортно-импортной политики защиты национального рынка.

Счетная палата РФ и ее региональные отделения осуществляют контроль за надлежащим исполнением бюджетов всех уровней и бюджетов внебюджетных фондов, представляют по результатам проверок предписания, обязательные к исполнению. Контроль за целевым использованием бюджетных средств организациями осуществляют также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Минфина РФ и контрольные управления региональных финансовых органов. Контроль деятельности профессиональных участников финансового рынка возложен на Банк России, Федеральную службу страхового надзора и Федеральную службу по финансовым рынкам.

Федеральное казначейство и его территориальные управления осуществляют кассовое исполнение бюджетов всех уровней публичной власти и государственных внебюджетных фондов, распределение налоговых поступлений и доходных источников в рамках исполнения межбюджетных отношений, отдельные контрольные функции и бюджетный учет в порядке открытия и ведения единых казначейских счетов бюджетополучателей.

На уровне субъектов Федерации и муниципальных образований функционируют аналогичные или близкие по назначению к федеральным структуры и органы управления финансами. Их управленческие цели, задачи и функции во многом сходны с федеральными, но ограничиваются своими территориями и соответствующими финансовыми (бюджетными и внебюджетными) потоками. Кроме того, региональные и местные органы управления финансами обязаны выполнять задачи и функции, возложенные на них федеральными органами власти и управления финансами.

Финансовое управление в организациях отличается разнообразием и зависит от их организационно-правовой формы. Общее стратегическое руководство и управление финансами могут осуществлять совет директоров, исполнительный директор и управляющий, их заместитель по финансам, главный бухгалтер и другие должностные лица высшего менеджмента. Тактическое и оперативное управление финансовыми потоками, их организацию, планирование, регулирование и контроль осуществляют специальные финансовые службы, включая бухгалтерию и отдел налогового планирования (последний создается обычно только на крупных предприятиях).

Объектом управления выступает система финансов в целом, обеспечивающая функционирование экономики и социальной сферы страны, а также отрасли и звенья этой системы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, домашних хозяйств и профессиональных участников финансового рынка по его сегментам. Воздействие субъекта управления на его объект на макро-, мезо- и микроуровнях осуществляется посредством таких организационно-финансовых категорий управления, как финансовая политика, финансовый механизм и финансовое право.

Финансовая политика должна строится на научно-обоснованной концепции, включающей стратегические и тактические финансовые цели и задачи, которые ставятся и разрабатываются соответствующими органами стратегического управления. Финансовая концепция конкретизуется в процессе оперативной финансовой стратегии и тактики. Их реализация на практике осуществляется в процессе оперативной финансовой работы управленческого финансового аппарата и финансовых служб.

Управление финансами в рамках разработанной финансовой политики непосредственно осуществляется через финансовый механизм, т.е. через формы, методы и инструменты планирования, регулирования и контроля движения финансовых ресурсов, образования и использования публичных и частнохозяйственных денежных доходов субъектов финансовых отношений.

Наконец, финансовое право предполагает правовое законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования финансов и субъектов управления ими, финансовой политики и финансового механизма. Нормы финансового права закрепляют их легитимность и юридически оформляют систему финансов и её звенья.

Воздействие субъекта управления финансами на управляемый объект имеет конечной целью достижение экономически или социально значимого результата (эффекта). В самом общем виде, последний выражается в полноценном обеспечении экономики, органов публичной власти, хозяйствующих субъектов, включая домашние хозяйства, доходными источниками на основе эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов и эффективного контроля (самоконтроля) входящих в систему и исходящих из нее финансовых потоков в публично-правовой и частноправовой формах. В конечном счете результат (эффект) управления финансами выражается в экономическом росте, приросте общественных благ, предоставляемых государством (муниципальными образованиями), объёма продаж, прибыли и рентабельности, в обновлении оборудования и технологий, росте оплаты труда, пенсий и других личных доходов, в улучшении прочих качественных показателей экономической и социальной жизни общества.

В системе управления финансами обычно выделяют стратегическое и тактическое и оперативное управление, различающиеся характером и сроками. Стратегическое финансовое управление осуществляется общим высшим руководством страны и организаций в процессе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов социально-экономического развития общества и предприятия, долгосрочных целевых федеральных, инвестиционных и иных программ и корпоративных проектов, в ходе планирования направлений совершенствования и оздоровления публичных и частнохозяйственных финансов. Стратегическое управление на макро-, мезо- и микроуровне предполагает определение доходных источников, объема и структуры финансовых ресурсов, способных полноценно обеспечить воспроизводственный процесс на расширенной основе, эффективных направлений использования финансовых ресурсов и резервов их дальнейшего рост. Тактическое и оперативное управление финансами представляет собой текущую деятельность специальных органов управления, направленных на выполнение экономических, социальных и финансовых прогнозов и программ (проектов) с целью получения максимально возможного эффекта (результата) при минимальных затратах ресурсов. В ходе оперативного финансового управления осуществляется корректировка планов, выявления и устранение узких мест в финансовом обеспечении хозяйственной деятельности, изыскиваются дополнительные источники финансовых ресурсов и новые эффективные направления их вложения.

В заключении важно обратить внимание на то, что при осуществлении стратегического и тактического (оперативного) управления финансами необходимо соблюдать системность в принятии управленческих решений на основе научного обоснования применяемых методов финансового планирования и прогнозирования, организации оперативного управления финансовыми ресурсами, выработки рыночных способов финансового регулирования и контроля. Это потребует применения новых форм, методов и инструментов управления финансовыми потоками, определения в качестве приоритетных одних направлений развития финансов и бесперспективности других, совершенствования финансового механизма с позицией повышения эффективности и результативности управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: