Scholastikos

Филогелос, или Любовь к смеху, которую некогда приписывали Филагрию Александрийскому и относили к V веку н.э., — на самом деле собрание гораздо более древних гречес-

ких анекдотов, в которых фигурирует некий схоластик [рассеянный профессор], а также жители Абдер и Кум — излюбленные мишени тогдашних аналогов нынешних анек-

дотов про ирландцев или поляков.

• Схоластик, желавший посмотреть, как он выглядит во сне, лег перед зеркалом с закрытыми глазами.

Hellas

• Схоластик встретил друга и сказал: «Я слышал, ты умер». «Но ты видишь же, что я жив». «Да. Но тот, кто сказал мне это, заслуживает доверия больше, чем ты».

• Кумаинец отправился к бальзамировщику забрать тело своего отца. Бальзамировщик, ища нужный труп, спросил, нет ли у него чего-то особенного. «Он сильно кашляет» — ответил кумаинец.

• Кумаинец продавал мед. Прохожий попробовал и нашел его превосходным. «Да, сказал кумаинец, — я бы ни за что не стал его продавать, если бы в него не упала мышь».

• Один схоластик решил сэкономить, приучив своего осла не есть, и перестал его кормить. Когда животное умерло с голоду, хозяин жаловался: «И это тогда, когда он совсем, было, научился жить без еды».

Собиратели фольклора регистрируют варианты последнего анекдота в эстонском, латинском, литовском, шведском, английском, испанском, каталонском, валлонском, немецком, итальянском, словенском, сербохорватском, русском и греческом языках. Малькольм Бредбери упоминает его в Ставке обмена как часть наследия воображаемой восточноевропейской страны Слаки.

Но, с точки зрения историка, самыми важными были, наверное, труды Гераклита. Гераклит заявил, что все в мире подвержено непрерывной перемене и угасанию; что эта перемена вызывается неизбежным столкновением противоположностей — другими словами, диалектикой. Таким образом, он установил две главнейшие для ремесла историка идеи: изменение во времени и обусловленность. «Нельзя войти в одну реку дважды», — было его излюбленным изречением. [ЭЛЕКТРОН]

Греческая математика развивалась под воздействием и спекулятивного мышления, и религиозного мистицизма. Полагают, что Фалес обучился основам математики и геометрии в Египте. Но только Пифагор из Самоса (ок. 572-497 гг. до н. э.), обобщив результаты предшественников, сделал целый ряд важных открытий. Он обосновал Теорию чисел, сформулировал теорему о гипотенузе прямоугольного треугольника, и, самое интересное, разработал математические основания музыкальной гармонии. Возможно, именно он был автором прекрасной (хотя и неверной) теории музыки сфер. Евдокс открыл теорию пропорций и метод разрежения при измерении криволинейных поверхностей. Его ученик Менехм открыл конические сечения.

Все эти исследования проложили путь Евклиду из Александрии (пр. ок. 300 г. до н. э.), о труде которого Начала говорят, что он оставался непревзойденным дольше, чем какая- нибудь другая книга (за исключением Библии). Евклид был великим систематизатором в математике, он предложил самые надежные доказательства всех положительных знаний. Когда правитель Египта


спросил его, нельзя ли сделать геометрию проще, он ответил, что к ней нет «царских путей». В следующем поколении царили Архимед и Эратосфен из Кирен (276-196 гг. до н. э.), который в своем вычислении диаметра земли (252 ООО стадий или 7850 миль) ошибся всего на 1%. Наконец, был еще Аполлоний Пергский (ок. 220 г. до н. э.), который написал громадный восьмитомный труд о коническом сечении и установил значение числа π даже точнее Архимеда. [АРХИМЕД]

Греческая моральная философия, разделившаяся позднее на несколько соперничающих школ, очень отличалась от учений традиционной религии. Скептики, школе которых положил основание Пиррон из Элиды (даты ero жизни не известны), утверждали, что невозможно достоверно что-нибудь знать, и потому единственной целью человека должна быть добродетель. Пиррон был умозрительный философ, настроенный против философских умозрений, и оказал большое влияние на Афинскую Академию после смерти Платона.

Киники, школу которых основал Диоген Синопский (ок. 412-323 гг. до н. э.), верили в добродетель освобождения от желаний, что несколько сродни толстовству. Их наименование означало буквально «собаки». Диоген, этот выдающийся эксцентрик, жил в бочке в знак отказа от удобств и ходил но улицам Афин днем с фонарем в «поисках порядочного человека». Говорят, что, повстречавшись в Коринфе с Александром Великим, он попросил царя «не закрывать ему солнце».

Эпикурейцы, получившие такое наименование в честь Эпикура из Самоса (342-270 гг. до н. э.), считали, что люди должны искать счастья, не стра-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: