Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э. 147

выявить различие между прошлым и настоящим, когда девственность стали считать сексуальным извращением, в высшей степени противоречащим при-

роде. «На современного человека веет холодом, — заключает П. Браун, — от воздержания, отречения (от плотских утех), целибата (обета безбрачия) и

девственной жизни первохристиан... И может ли их жизнь быть примером или утешением современному человеку, читатели должны решать сами».

других Евангелий именно явным присутствием здесь греческого учения о Логосе. Современные ученые особенно выделяют в этом Евангелии не только иудейский, но и эллинистический контекст. Особое место в этом отношении занимает Филон Александрийский, эллинизированный еврей, стремившийся примирить Писание с платонизмом. [дьявол]

Новейшие исследования показывают, что христианство и иудаизм не порывали связи еще, возможно, в течение двух веков. Долгое время эти два частично совпадавших сообщества лелеяли общие мессианские мечты. Иудаистские тексты, относящиеся к 200 г. до н. э. — 50 г. н. э. (из недавно открытых Рукописей Мертвого моря) поразительно напоминают евангельские тексты. Некоторые утверждают, что окончательный разрыв между христианством и иудаизмом произошел в 131 г. н. э., когда руководитель второго Иудейского восстания против Рима Симон Бар-Кохба провозгласил себя Мессией31. [ПАСХА]

Но что бы ни считать датой окончательного разрыва, иудаизм всегда оставался рядом с христианством. Так, каждую неделю (вот уже 2000 лет) всегда за наступлением священного дня отдохновения для евреев в пятницу вечером, в субботу вечером наступал священный день отдохновения для христиан. После того как возжигаются свечи и совершается молитва о мире, затем открывается Ковчег Завета и читают из Торы, святой книги Закона: Ковчег открывается

Тора — древо жизни для тех Кто держит ее крепко и те,

Кто приникают к ней, благословенны. Ее пути приятны, и все дороги мирны.

   
Ковчег закрывается. Конгрегация садится32.

Поначалу у христианства было много соперников. В первые два века Империи процветали мистические культы Изиды, Кибелы и персидского бога-солнца Митры. У них было несколько очень важных черт, общих с ранним христианством, включая восторженное единение с божеством, представление о личном Спасителе, или Господе, а также обряды инициации, похожие на крещение. Эти общие черты составляют предмет исследования антропологии религии.

Много общего с христианством имел и гностицизм. Поначалу гностики были философами, «искателями знания», но они привлекали к себе более религиозно настроенных последователей. Гностики многое заимствовали и из иудаизма, и из христианства, причем у христианства они заимствовали все больше, так что co временем их стали считать христианской сектой. Гностики различали Создателя, или Демиурга, создавшего мир зла, и верховное Божество; так же и в природе человека они различали его греховную, физическую экзистенцию и божественную сущность, дающую человеку возможность достичь высших небесных сфер. В Новом Завете упоминается Симон-волхв. В Риме был известен Валентин (ок. 136-165 гг.), Василид — в Александрии. Маркион (ум. 160 г.) основал секту гностиков, которая просуществовала до V века. По учению Маркиона, тело Христа не было реальностью, так что не было и Воскресения в физическом смысле; кроме того, он отвергал Ветхий Завет, поскольку считал, что Иегова иудеев не обладал полнотой Любви без Бога, как он открылся в Иисусе. Докетизм [еретическое учение в христологии, утверждающее призрачность Богочеловека] положил начало надолго затянувшимся спорам о подлинной природе Христа.

Разногласия гностиков с христианами выявили необходимость признанного канона Писания. Какие из священные текстов были Богоданными, а какие — только творением человека? Вот какой вопрос занимал христиан на рубеже II и

Roma

ПАСХА

Пасха — главный христианский праздник. На Пасху празднуют Воскресение Христа из


мертвых. Празднику Пасхи предшествует сорокадневный Великий пост и следующая за ним Страстная седмица (неделя), которая начинается Вербным воскресением. Страстная седмица достигает кульминации в Страстную пятницу, в страшный час Распятия и заканчивается бесконечной радостью, когда на третий день (на рассвете воскресения) Гроб был найден пустым.

В европейских языках в основном Пасха называется одним из вариантов лат. слова Pascha, которое, в свою очередь, восходит к древнеевр. песах (дословно переход). В испанском это Pascua, во французском Paques, в валлийском Pasg, в шведском Pask, в русском и греческом Paskha. B немецком, однако, Пасха называется Ostern — словом, которое, как и английское Easter, восходит к имени германской богини весны Eostro (Ostara); из этих последних названий следует, что христиане превратили в свой главный праздник древний праздник весны, посвященный возрождению жизни после зимы. Они также переняли и символизм иудейской Пасхи, и распятый Господь стал Пасхальным агнцем.

Помимо различия в наименованиях праздника были также разногласия по поводу времени его проведения. Первохристиане, следуя практике празднования еврейской Пасхи, считали, что Пасха приходится

на четырнадцатый день лунного месяца, следующего после весеннего равноденствия. В 325 году на Никейском соборе постановили праздновать Пасху в первое воскресение после полнолуния, следующего за весенним равноденствием.

Но вопрос все-таки еще не был решен окончательно, поскольку существовало несколько астрономических циклов, по которым рассчитывались солнечные и лунные месяцы. Первоначально расчеты были возложены на великую Александрийскую обсерваторию, но вскоре между греческой и латинской Церквами возникли разногласия; разногласия возникли также и между провинциями внутри латинской церкви. В 387 году Пасха праздновалась в Галлии 21 марта, в Италии — 18 апреля, а в Египте 25 апреля. Попытки последующей стандартизации имели успех лишь отчасти, хотя в целом время празднования Пасхи ограничивалось 21 марта — 25 апреля. Православные и католики никогда не соглашались в том, как определять дату Пасхи. Поскольку же Пасха — переходящий праздник, то и все другие переходящие праздники отсчитывались от нее: от Пятидесятницы до Вознесения. Христианская Пасха (Easter) нигде не упоминается в Писании, кроме одного случая, когда в английский перевод (1613 года) закралась ошибка: в Деян. 12:4 Easter появляется вместо Passover (еврейской пасхи).

Вот уже в течение двух ты-

сячелетий христианский мир на Пасху наполняется гимнами и песнопениями, прославляющими «победу Христа над смертью». Для нехристиан эти гимны звучат угрожающе. Для верных же они стали выражением глубочайшего смысла их существования. В древности пели гимны IV-ro века: Aurora Lucis rutilat (День приходит с золотым светом), Finita iam sunt proelia (Вот конец борьбы), или Victimae Paschali Laudes. Самые знаменитые пасхальные песнопения, включая Salve festa dies, Vexilla regis и Pange lingua gloriosi proelium certaminis, сочинил Венанций Фортунат (ок. 530-610 гг.), бывший одно время епископом Пуатье. Лучший греческий пасхальный гимн Anastaseos Imera (День Воскресения), который иногда поют на мелодию «Lancashire», сочинил Иоанн Дамаскин (ок. 675-749 гг.). Немцы поют Jesus lebt! Фурхтеготта Геллерта; французы A Toi la gloire, О résuscité!; поляки Chrystus zmartwychstan jest, греки Hristos Anesti! В англоговорящем мире поют «Христос Господь воскрес сегодня» на слова Чарльза Весли:

Напрасны камень, стража, печать: Христос испепелил врата ада.

Напрасно смерть запрещает Ему восстать,

Христос открывает врата в Рай. Снова жив наш Славный Царь; Где, о Смерть, твое жало?

Некогда Он умер,

чтобы спасти наши души; Где, Гроб, твоя победа? Аллилуйя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: