Рождение Европы, ок. 330 – 800 197

БОМ

Аббатство Бом, как сообщает Путеводитель Мишле, было основано в VI в. ирландским монахом св. Колумбаном. Его имя, кельтское по происхождению, означает «грот» и встречается нам в одном из самых драматических мест Европы — на дне громадного известнякового ущелья Сёрк де Бом в глубине сосновых лесов Юры. Говорят, что оно, как и монастырь с таким же названием в 50 милях оттуда по реке Ду, где прозрела слепая св. Оттилия, восходит к временам, когда галло-римская цивилизация пала под натиском язычников-бургундов и когда христианство возрождалось вновь усилиями отшельников, живших в пустыне. Постепенно аббатство приобрело громадное богатство и власть, владея несколькими сотнями деревень и бенефициями. Со временем капитул превратился в секуляризованную общину с аристократическими канонами. Она просуществовала до 1790 г., когда революционеры разгромили аббатство, разрушили почти все его памятники и изменили название «Бом-ле-Муан» на «Бом-ле-Мессьерс». В истории христианского монашества бургундские общины,

вроде Бома, были важным связующим звеном между отшельничеством древности (как оно сохранилось в Ирландии) и великими средневековыми учреждениями, которые начинают появляться с X века. В конце концов именно из Бома аскет Бернон с единомышленниками отправился в 910 г., чтобы основать великое аббатство Клюни.

Для читателей Путеводителя, однако, будет разочарованием узнать, что многие эти детали прошлого Бома — в лучшем случае ни чем не подтвержденные легенды. Нет доказательств связи Бома со св. Колумбаном и нет оснований полагать, что оно было основано в VI веке. В действительности, первое определенное упоминание cellula в Бальме относится к 869 г. —так что оно становится моложе монастыря св. Оттилии в Бом-ле-Дам. И, по всей вероятности, клюнийские монахи придумали связать Бом со св. Колумбаном, чтобы обогатить родословие своего отчего дома.

Столь же сомнительны сведения о самой яркой личности Бома — Жане, сеньоре де Ваттевиле (1618-1702), который

в течение 40 лет был здесь аббатом при Людовике XIV. Де Ваттевиль, солдат, убийца и монах, бежал от правосудия в Константинополь, где даже стал пашой и правителем Мореи, пока не получил папского отпущения. Сен-Симон пишет, что он был примером грешника,


очистившегося истинным покаянием. Но факты свидетельствуют, что он был неисправимым изменником, чье предательство облегчило французам безжалостный захват его родной провинции Франш-Конте.

На его могильном камне можно прочитать: ITALUS ET BURGUNDUS IN ARMIS GALLIUS IN ALBIS IN CURIA RECTUS PRESBYTERUS ABBAS ADEST (Здесь лежит солдат Италии и Бургундии, француз, когда же принял монашество, то был честным в своем служении. Священник и аббат).

В Боме мы найдем и легенды, и историю. У людей всегда была потребность использовать прошлое в своих целях. Так что авторы научных монографий остаются в проигрыше: последующие поколения смотрят на прошлое как на смесь фактов, легенд и откровенной лжи.

чуждое Востоку. В VI в. патриархам Рима пришлось пережить первое восстановление императорской власти при Юстиниане и потом при лангобардах. Двое из них — Сильвестр (536-537) и Вигилий (537-555) — даже оказались под арестом у императора, причем последнего посланцы императора грубо принудили подчиниться монофизитству.

Считают, что Григорий I (540-604), первый монах на троне Петра, стал настоящим

«архитектором» папской власти как по ero административным навыкам, так и по занятой им принципиальной

позиции. Покорный созданному им собственному образу «раба рабов Божьих», он управлял и гражданскими делами города Рима, вел переговоры о расселении с лангобардскими королями, реорганизовал земли и финансы Церкви и восстановил контакты Рима с Африкой, Испанией, Галлией и Британией. Его Regula pastoralis (Пастырское правило) стало настольной книгой средневековых епископов. Он несколько раз высказывался против того, чтобы его собрат в Константинополе пользовался титулом вселенского патриарха. Ко времени его смерти баланс сил начал СКЛОНЯТЬСЯ

ORIGO

в пользу Рима. Занятые отражением натиска мусульман, императоры потеряли почти все влияние на дела в Италии, хотя несколько раз и предпринимали попытки продемонстрировать здесь императорскую власть. В результате спора о монофелитстве Мартин I (ум. 655 г.), последний папа-мученик, умер в ссылке в Крыму: экзарх Равенны ero похитил, подверг бичеванию, после чего

он был приговорен двором в Константинополе к ссылке. [КАНТ]

В VIII в. император не мог уже даже продемонстрировать силу на Западе. В 710 г. император Юстиниан II вызывает римского патриарха в Константинополь, и папа Константин (708-715 гг.), сириец, покорно повинуется. При их встрече — как оказалось, последней встрече епископа Рима

КАНТУС ПЛАНУС

Кантус планус («плавное пение») [хорал; напев в унисон] латинской церкви часто называют григорианским распевом, или григорианским пением, в честь папы Григория VI, который определил 8 его ладов и собрал около 3000 мелодий. Считают, что он вместе с родственной ему византийской традицией пения восходит к греческой и в особенности еврейской традиции песнопения. Со временем он стал основой европейской музыки. Его употребляли для пения псалмов, гимнов и антифонов а капелла [без инструментального сопровождения] — обычно в унисон и в свободном ритме. У григорианского хорала четыре основных напева — «диалекта»: амвросианский, римский, галльский и мосарабский, хотя постепенно господствующей стала римская школа. Первоначально напевы не записывали, так что они не могут быть точно реконструированы. [MUSIKE]

Нотация для григорианского хорала прошла несколько стадий развития. Византийцы, подобно грекам, для обозначения нот пользовались буквами, к которым добавлялись невмы, или акценты для передачи движения мелодии. Славянское православие сохраняло эту систему даже тогда, когда она уже повсюду была вытеснена:

a. Система Куфизма XI века без нотного стана

b. русская нотация XII-XIII веков с использованием греко-византийской буквенной системы обозначения

c. знаки для записи музыки в русской православной литургической нотации (по Мачаби)

На Западе, как это разъясняет Хукбальд из Сен-Аманда (ок. 840-930) в своем трактате De harmonica institutione, невмы, похоже, ставились над слогами в латинском тексте. Ноткер Бальбулус из Сен-Голл исследовал tropes, то есть мелодии, которые добавляются к основному напеву, хоралу. В XI веке исследователь музыки Гвидо д'Ареццо (ок. 995-1050)


придумал нотную систему, предшественницу тоники соль-фа.

Взявши первые слоги стихов Гимна к Иоанну Крестителю «Ut queant Iaxis», он установил восходящий гексахорд: UT-

RE-MI-FA-SOL-LA. Седьмой слог Sl по (S)ancte (l)jhannis был добавлен позднее. Он также придумал довольно большой нотный стан в десять строк, из которого развился позднее современный пятистрочный нотный стан. На нем располагался (без закрепленного места) нотный ключ, а сами невмы приобрели вид квадратных точек и акцентов. Не ясно, имели ли ноты определенную длительность и акцентуацию.

«Пусть твой пример, о святой Иоанн, напомнит нам, Прежде чем мы сможем достойно воспеть твои чудесные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: