Средние века, ок. -7 50-1270 233

гаробойца (правил в 976-1025 гг.) предприняли наступление на всех фронтах. Императрица Зоя (ок. 978-1050) удерживала власть полвека, манипулируя тремя мужьями- императорами. Сохранился ее мозаичный портрет в Св. Софии: она стоит рядом с Господом, а с другой от нее стороны стоит ее муж, имя которого (очень уместно) исчезло. Ее сестра-интриганка Феодора правила (1055-1056) очень недолго, но единолично. [АФОН]

При Македонской династии Империя смогла упрочить свои позиции внутри страны и за ее пределами. Патриархи оставались в униженном положении. Императорский двор непосредственно управлял бюрократией, которая вводила унифицированные правила по всей Империи. Армия была реорганизована и укреплена профессиональными военными вроде рыцарей. Аристократию связали государственной службой. Торговля и цены регулировались государством, которое стремилось получить максимальный доход. Константинополь, население которого исчислялось уже шестизначной цифрой, естественным образом играл роль перевалочного пункта в связях Востока с Западом и в своем росте далеко обогнал все другие европейские города того времени. Исключительно усилилось влияние Византии на других территориях. Василий I вновь обеспечил византийское присутствие в Италии, вернув себе Тарент (880). Два византийских экзархата были в Калабрии и Ломбардии, а также Catapenatus в Бари. На Востоке военные кампании, которые в X веке предпринимались ежегодно, завершились возвращением Сирии, Кипра, Крита, Киликии и части Месопотамии. Продвижение арабов было остановлено. Армения, где в IX веке правила собственная династия Багратидов, вновь стала вассалом Византии. Булгары (болгары), в 924 г. осадившие Константинополь, хотя и распространили свое господство на запад, но были постепенно укрощены крестом и мечом.

Политическая стабильность обеспечила культурное возрождение. Василий I и Лев VI Философ кодифицировали имперские декреты последних веков. В византийской церковной архитектуре сложился гармоничный и единообразный стиль. При императорском дворе было множество литераторов. Фотий (ок. 810-893), патриарх и профессор, возродил изучение античности. Симеон Метафраст (ум. ок. 1000) составил Monologion

— жития христианских святых. Его современник Иоанн Геометр писал гимны, эпиграммы и стихи, свидетельствующие об огромной впечатлительности этого гуманиста. Михаил Пселл (ок. 1018— 1081) придворный философ, человек исключительной учености, опубликовал множество исторических, богословских и литературных трудов. Однако критики Македонского ренессанса иногда говорят, что это было время скорее энциклопедической учености, чем творческого гения.

Вдали от потрясений, выпавших на долю Запада, Византия искала свой стиль. Когда Лиутпранд Кремонский, историк Оттона Великого и посол короля Италии, посетил в 949 г. Константинополь, он пришел в несказанное удивление. Прием у Константина Порфирородного произвел на него огромное впечатление, но и оскорбил его: «Перед троном императора стояло железное позолоченное дерево, на ветвях которого сидели разнообразнейшие птички, также из позолоченного железа. И все они распевали на разные голоса. Сам трон был сконструирован так хитроумно, что он то казался (находящимся) внизу... то взмывал на невероятную высоту. По обеим сторонам от него стояли позолоченные львы (железные и деревянные) и стучали хвостами по полу и громко рычали, разинув пасти и двигая языками.

В этот зал меня ввели два евнуха. При моем входе львы зарычали, а птицы запели... Когда же я простерся ниц в третий раз, то, приподняв голову, я увидел, что император, которого я прежде видел сидящим немного выше меня, теперь вознесся почти под самый потолок и был уже одет в другую одежду. Как это делалось, я не знаю...»18

Понятное в Лиутпранде чувство неполноценности было именно тем, что ощущал тогда Запад по отношению к Востоку.

Главным врагом Византии был ислам, которому Византия и противостояла как передовой бастион христианского мира. Но на Балканах Византии противостояло другое сильное государство, бывшее главным ее соперником уже более 200 лет. Первая Болгарская империя возникла из племенных столкновений Тербеля, Крума и Омуртага (см. дальше) и захватила множество бывших византийских провинций на Дунае. Принятие болгарами


христианства [АФОН] [БОГОМИЛЫ] ввело их в мир византийской цивилизации, но не

MEDIUM

АФОН

В хрисовуле (торжественная грамота византийского императора) 885 г. император Василий I формально признал «святую гору» Афон территорией, предназначенной (исключительно) для монахов и отшельников. С того времени миряне и существа женского пола (люди и животные) не допускались в этот «Сад Девы» (площадью 360 км2) на восточной

оконечности с трех сторон окруженного морем мыса Халкидики. Первый постоянный монастырь — Великая Лавра — был основан в 936 г. Основной типикон (то есть устав) восходит к 972 г. Полуостров горы Афон (достигающий здесь высоты 2033 м) должен был управляться протосом (или примасом) и советом настоятелей, собиравшимся в главном городе Карея.

С самого начала на Афоне пришлось искать компромисс между общежительным монашеством и отшельничеством. Тринадцать (из 20) великих монастырей, построенных в X- XVI вв., были просто киновиями, осуществлявшими во всем общую деятельность. Семь были idiorythmic, то есть монахи в них питались и работали «от себя» (самостоятельно). К ним принадлежали и старейшие: Великая Лавра, Ватопедский мона-

стырь и основанный грузинами Иверский. Монастыри связаны сетью ферм, часовен и отшельнических скитов. Эти скиты располагаются даже на головокружительной высоте Карулии, на обрывистом краю полуострова, куда можно добраться только по скалистым тропинкам и с помощью веревочных лестниц.

Веками Афон подвергался нападениям разбойников: от арабских пиратов и лакских пастухов до каталанских корсаров. Во времена Латинской империи (1204-1261 гг.) предпринимались отчаянные попытки обратить монахов в католицизм — отсюда пошло их упорное сопротивление всякому объединению Востока и Запада. Затем они находят себе решительных защитников в лице сербских, болгарских и валашских правителей. Когда в 1430 г. турки захватили Салоники, монахи смогли обеспечить свои привилегии у султана.

В XVIII в. Афон стал центром важного всеправославного движения, связанного с патриархом Константинопольским. В это время Ватопедская академия была центром международной учености.

В XIX в. Санкт-Петербург превращает Афон в проводни-

ка русского влияния. Около 5000 русских монахов поселяются здесь тогда, в особенности на Руссике (в русском Свято-Пантелеймонове монастыре), а также в Андреевском ските. Также и другие монашеские поселения, основанные греками, сербами, румынами и болгарами, обращались в инструменты влияния соответствующих национальных церквей. Афон потерял своего последнего великого благотворителя в Русскую революцию 1917 года. Нынешняя конституция Афона введена соглашением с Грецией в 1926 г.

После долгих лет упадка приток новых монахов в 1980-е годы довел численность насельников до 1500, и стала ощущаться необходимость реформ. Реставрируются монастыри, ведется коммерческая разработка леса, строятся дороги, развивается (мужской) туризм. Обсуждается возобновление контактов с Римом. Один афонский монах обратился даже с жалобами к международной общественности: «Афонские монахи, — заявил один комментатор, — известные фракционеры и сплетники. В конце концов, они — воплощение дошедшего до нас византийства».

остановило острые конфликты. При Симеоне (правил 893-927), который сам себя именовал Василевсом и автократором (императором и самодержцем) болгар и греков, а также царем (то есть кесарем), болгары хотели играть роль Византии на Балканах, но потерпели неудачу под стенами Константинополя в 924 г. В X веке византийцы отвоевали восточную Болгарию. В этом им помогли борьба вокруг ереси богомилов, а также мадьярские и киевские наемники. В 966-967 гг. Святослав Киевский за 1800 фунтов ви-

зантийского золота взял штурмом и занял древнюю болгарскую столицу Преслав.

При царе Самуиле (правил в 976-1014 гг.) болгары переживают новый всплеск жизненной энергии. Новая столица Охрид становится центром сильного монашеского движения и автокефальной Болгарской церкви, которая была вновь захвачена византийцами. Политический конец наступил в 1014 г. после победы византийцев в Серрес (у горы Беласица) в Македонии. Василий II ослепил 14000 болгарских пленников, прежде чем вер-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: