Renatio

СИРОП

B субботу 12 августа 1553 г. беглец, спасавшийся от инквизиции, въехал в селение Луи- зет на французской стороне Женевы. За четыре месяца до того его арестовали в Лионе по обвинению в ереси и после допроса у генерального инквизитора приговорили к смерти. Он


сумел бежать из тюрьмы и с тех пор скитался. Теперь он хотел нанять лодку, чтобы переправиться через Женевское озеро и отправиться в Цюрих. Женева была опорным пунктом Кальвина, Цюрих — цвинглиан.

До ареста беглец служил врачом у архиепископа Виенны. Уроженец Наварры, он учился в Тулузе, Париже, Лувене и Монпелье. Он был автором нескольких трудов по медицине, исследования о Птолемеевой географии и двух антитринитарианских богословских трудов: De Trinitatis Erroribus (1521 г.) и анонимного Christianismi restitutio (1553 г.). Последние восемь лет он вел полемическую переписку с Кальвином, которого когда-то встречал.

В воскресенье, продав лошадь, он вошел в Женеву, нашел комнату в Ла Розе и отправился в церковь на службу. Там его кто-то узнал и выдал городским властям. На следующий день его уже допрашивал кальвинист и задавал те же вопросы, что и католический инквизитор. Это был брат Мигель Сервето де Вилланова, или Servetus (1511- 1553 гг.)

Поведение Кальвина по отношению к Сервету было, мягко говоря, не христианским. Однажды он уже предостерегал его — не приезжать в Женеву. Кальвин даже предоставил лионской инквизиции образчики его почерка. Теперь же, отбросив женевские законы о веротерпимости, он приказал казнить Сервета. По приговору суда он был сожжен заживо на площади Шампель 27 октября.

По-настоящему нигде в Европе радикалы не чувствовали себя в безопасности. Русская православная церковь сжигала своих жидовствующих. В Византии также была своя инквизиция. Джордано Бруно (1548-

1600 гг.), философ и ренегат-доминиканец, которого сожгли в Риме, был, кажется, к тому же английским шпионом. Речь Посполита была единственным прибежищем, где с 1565 г. епископальные суды не имели возможности приводить в исполнение свои приговоры. Антитринитарии медлили в Трансильвании прежде, чем двинуться дальше в Польшу. Их руководитель Фаусто Соццини (1539-1604 гг.), с которым иногда сравнивают Сервета, также жил в Лионе и Женеве, где, однако, он сидел смирно и принадлежал итальянской церкви.

Долго еще будут вспоминать судьбу Сервета, в отношении которого католические и протестантские фанатики действовали заодно. Ему поставлены памятники в Мадриде (1876 г.), Париже (1907 г.) и даже в Виенне (1910 г.). И проживи он подольше, он бы вкусил от успеха четырех изданий его труда о медицинских сиропах: Syroporum universa ratio (1537 г.)

яркой одежды, легкомысленного чтения, громкой речи, даже от выразительных жестов. Они должны проводить жизнь в суровом самоотвержении, упорном труде, бережливости, но главное, в набожности. Их принадлежность к избранным должна проявляться во внешности, поведении, церковности и в их жизненном успехе. К старому грузу католиков

— воздерживаться от греха — они добавили новый: поддерживать внешний вид [людей, сторонящихся греха]. В искусстве они избегали прямого изображения Бога, всяческих мистических символов и аллегорий. Единственным удовольствием и наставлением для них было ежедневно читать Библию. В англоязычном мире это явление известно под именем пуритан.

Впрочем, в полноте принципы кальвинизма были сформулированы только после окончательной публикации в 1559 г. Наставлений и в форме второго Гельветического исповедания, записанного в 1566 г. Буллингером (1504-1575 гг.), преемником Цвингли в Цюрихе.

Преемник Кальвина в Женеве Теодор Беза (1519-1605 гг.), греческий ученый и богослов, разработал еще более суровый, детерминистский взгляд на предопределение, против которого решительно восставали последователи Якова Херманса (известного как Арминий, 1560-1609 гг.), голландского профессора в Лейдене. Арминианцы делали упор на свободной воле, на том, что Иисус Христос умер за всех верующих, а не только за избранных.

Ренессанс и Реформация, ок. 1450-1670 361

Распространение протестантизма следует описывать не только в социально- политических, но и в географических терминах.

Лютеранство было прямо обращено к независимо мыслящим князьям; оно подтверждало законность их власти и поддерживало существующий общественный порядок. Оно было немедленно принято в нескольких государствах, и в первую очередь в Вюртемберге, Гессене, Ангальте, курфюрстве и герцогстве Саксонском, Неймарке и Померании, а также в большинстве северогерманских городов от Бремена до Риги. В 1540 г. лютеранство вступает в длительный кризис, когда Лютер закрыл глаза на двоеженство Филиппа Гессенского, посоветовав главному патрону новой веры «придумать убедительную ложь». Вплоть до прокламации формулы Согласия (1580 г.) десятилетиями продолжался раскол между более фундаменталистской ветвью (Gnesiolutheraner) и более либеральными

«меланхтониями». В Дании и Норвегии проповедь «датского Лютера» Ганса Таузена привела к тому, что лютеранство стало государственной религией в 1537 г. Со временем из- за этого Дания потеряла Швецию, где лютеранство победило лишь в 1593 г.; это ускорило также падение государств крестоносцев в Пруссии (1525 г.) и в Ливонии (1561 г.).

Кальвинизм же сочетался не столько с государственной политикой, сколько со склонностями определенных общественных групп. В Западной Европе он часто был созвучен настроению нарождавшейся городской буржуазии, а во Франции — очень широкого слоя дворянства и знати. Также и в Восточной Европе кальвинизм оказался привлекательным как для помещиков-землевладельцев, так и для вельмож. В Англии


кальвинизм начал оказывать влияние после смерти Генриха VIII (1547 г.). В правление короля-мальчика Эдуарда VI в Англии началось брожение, а в промежуток правления ультракатолички королевы Марии смерть собрала богатый урожай протестантов- мучеников, в особенности в Оксфорде. Затем в правление Елизаветы I установлением Национальной церкви на основе закона о единстве веры (1559 г.) и 39 статьями (1571 г.) был достигнут разумный синтез эрастианизма, лютеранства, цвинглианства, кальвинизма и традиционного католицизма. С этого времени англиканство всегда объединяло

под одной крышей два главных политических и богословских направления: Высокую церковь англокатолицизма и Низкую церковь протестантов-кальвинистов. Несмотря на безжалостные преследования при Елизавете, нонконформисты (католики и пуритане), хотя и «в подполье», но уцелели. Пуритане вновь выходят на историческую сцену в XVII в., на короткое время оказавшись у власти во времена Республики Кромвеля (1649-1658 гг.).

В Шотландии благодаря усилиям Джона Нокса (1513-1572 гг.) кальвинизм стал в 1560 г. единственной признанной религией, где он известен как пресвитерианство. Несмотря на ощутимое влияние англиканства, шотландской церкви (Kirk) удалось сохранить свою обособленность.

Во Франции кальвинистов называли гугенотами; это направление быстро распространилось на бывшие земли альбигойцев на юге и западе и в среде городского населения всех провинций. Гугеноты составляли большинство в партии Бурбонов во время религиозных войн и были решающей силой в религиозной жизни во Франции до окончательного их изгнания в 1685 г.

В Нидерландах подъем кальвинизма (среди бюргеров Амстердама, Роттердама и Лейдена) стал главным фактором разделения на католические провинции на западе и Соединенные провинции на востоке. Голландская реформированная церковь стала играть в стране ведущую роль с тех пор, как кальвинизм был признан государственной религией в 1622 г.

В Германии кальвинизму долго сопротивлялись лютеране и католики. Наибольшую поддержку кальвинизм получил в 1563 г. со стороны курфюрста-пфальцграфа Фридриха III, навязавшего всем своим подданным гейдельбергский катехизис; Христиан I Саксонский (ум. в 1591 г.) и Гогенцолерны Бранденбургские обратились к кальвинизму в 1613 г. Бранденбург-Пруссия вообще отличалась необычной терпимостью и к кальвинизму, и к лютеранству. [ФАУСТ]

В Польско-Литовском королевстве, Богемии и Венгрии к кальвинизму склонялись во множестве мелкопоместные дворяне. В некоторых районах, например в Трансильвании или в княжестве Тешинском, кальвинизм утвердился надолго. Венгерский город Дебрецен стал с тех пор навсегда «Римом кальвинистов». В Литве к кальвинизму


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: