Мировой двигатель, 1815-1914 563

сы в случае нужды, а также в более широком Священном союзе, созданном царем. Результатом первого союза стал Ахенский конгресс (1818 г.), вновь допустивший Францию в сообщество уважаемых наций. Второй союз внес предложение, чтобы державы обеспечивали незыблемость границ и несменяемость правительств.

Для британского правительства это было чересчур, но, восстанавливая принца-регента против Священного союза, оно оказалось в одной компании с султаном и папой. По британским меркам правительство лорда Ливерпуля было необычно консервативным: во внутренней политике оно сопротивлялось реформам во всем. Однако во внешней политике британцы не могли позволить европейским реакционерам создать некий международный аналог парового двигателя без предохранительного клапана. На всех последующих конгрессах: в Троппау (1820 г.), Лайбахе (1821 г.) и Вероне (1822 г.) британцы изо всех сил противились экспедициям против революции последовательно в Неаполе, Греции и Испании. По принципиальному вопросу о восстании в испанских колониях Южной Америки британский министр иностранных дел Джордж Каннинг поддержал президента США Джеймса Монро, предлагая запретить всякую европейскую интервенцию в Америке.

«Я вызвал к жизни Новый свет, — сказал он Палате общин в 1826 г., — чтобы восстановить баланс сил в Старом». На самом деле он нанес смертельный удар по системе Венского конгресса. «Все идет к тому, что вернется здоровое состояние, — заметил он незадолго до смерти. — Каждая нация за себя, а Бог — за нас всех».

Тем не менее, «система Венского конгресса», как ни кратковременно было ее существование, определила историческую обстановку, в которой Европа XIX века начала свою бурную жизнь. Эта система не сумела установить сколько-нибудь жизнеспособные институты, обещавшие стать чем-то вроде ранней Лиги наций, — но она установила тот климат консервативного континентального порядка, с которым пришлось затем бороться всем последующим реформаторам и революционерам. Она определила расстановку сил на международной арене, где пять признанных держав — четырехсторонний союз плюс вновь допущенная Франция — выступали

против всех наглых выскочек и новичков следующего века. И, несмотря на существенные изменения, эта система (в своих основных чертах) оставалась определяющей на карте Европы вплоть до 1914-1918 гг.

С 1815 г. девятнадцатый век прошел три четко различимые стадии: реакции (1815-1848 гг.), реформ (1848-1871 гг.) и соперничества (1871-1914 гг.). На первом этапе консерваторы держались еще крепко, хотя и бывали провалы, но они пали при общем революционном всплеске 1848 года. На втором этапе державы (не без сопротивления) согласились, что реформы под контролем предпочтительнее, чем бесконечное им сопротивление. Были сделаны значительные уступки по всем направлениям. Были дарованы конституции, освобождены последние крепостные. Двум из трех главных борцов за национальную независимость было разрешено ее получить. На третьем и последнем этапе Европа вступает в период яростного соперничества, которое подхлестывалось переоформлением дипломатических союзов, перевооружением и борьбой за колонии. Долгое как никогда сорокалетнее мирное существование не ослабило, однако, роста напряженности, которая вылилась в открытый конфликт в августе 1914 г. Современные и модернизировавшиеся


общества Европы, имевшие современное вооружение, безрассудно бросились в пучину современной войны, принесшей беспримерные по массовости потери, по сравнению с которыми битвы Наполеона казались уже только перестрелками.

Модернизация, которую не следует смешивать с модернизмом, 4 стала теперь принятым социологическим термином для описания сложных трансформаций, какие претерпевали общества на своем пути от «отсталости» к «современности». Исходной точкой этого процесса является традиционное аграрное общество, основанное на крестьянском хозяйстве, где большинство населения занято землепашеством и само обеспечивает себя пропитанием; конечным пунктом этого процесса является современное урбанизированное и индустриализированное общество, где большинство населения зарабатывает себе на жизнь в городах и на фабриках. Весь процесс СОСТОИТ из 30-40 обязательных и связанных друг с другом преобразований. В их число, ко-

DYNAMO

нечно, входят индустриализация и промышленная революция, которую теперь принято считать лишь одной, хотя и важнейшей, частью или стадией общего процесса. «Ни одно изменение в жизни человека с тех пор, как в эпоху неолита появляются сельское хозяйство, металлургия и города, не было таким глубоким и всеобъемлющим, как приход индустриализации»5.

Все согласны, что первой модернизации подверглась Великобритания или, скорее, такие ее районы, как Ланкашир, Йоркшир, Чёрная страна [промышленные районы средней Англии - перев. ], Тайнсайд [конурбация с центром в г. Ньюкасл - перев. ], Клайдбанк и Южный Уэльс. Вскоре модернизацию почувствовали и на континенте, особенно в районах угледобычи и прилегающих к ним в Бельгии, в Руре и Силезии. Отсюда, из районов индустриальной концентрации, модернизация распространяется концентрическими кругами

- сначала в порты, потом в столицы и постепенно по всей стране, получившей стимул к индустриализации. Этот процесс никогда не был всеохватывающим, но в разной степени чувствовался повсюду в Европе. Аналогичные явления в «заморских странах», будь они результатом империалистической экономики или местной инициативой, считались проявлением европеизации. Таким образом, модернизация становится не только фокусом развития всемирной экономической системы, но также и критерием различия между развитыми и развивающимися странами.

Модернизацию следует рассматривать в первую очередь как двигатель перемен, а не как статическую сумму составляющих ее частей. Этот двигатель, этот мотор развития надо было сначала запустить, потом разогнать и наконец довести до той критической точки

«старта», когда вся машина переходит в принципиально иной вид движения. (Нагляднее было бы представить этот процесс как взлет самолета в XX веке, но исторически более оправдано сравнивать его с локомотивом начала XIX века.) В этом процессе можно выделить долгий период подготовки, когда котел уже разожжен и набирает достаточный уровень давления пара; затем наступает драматический переломный момент начала движения, когда сила пара, действуя на поршень, приводит в движение колеса; затем фаза консолидации движения, когда локомотив, сотрясаясь, набирает скорость среди

грохота, похожего на стоны; и, наконец, великолепный этап равномерного движения, когда локомотив летит по рельсам на пределе своей скорости и возможностей.

На протяжении XIX века большинство европейских правительств настойчиво стремились создать такие условия, когда их страны перешли бы от экономического

«зажигания», «запуска» к «старту» всего общества. Некоторым это удалось, другим не удалось; у некоторых просто не было условий для успеха. После того одиночного старта Британии большинство стран северо-западной Европы последовали за ней лишь в середине века; сначала Бельгия и Голландия, потом Пруссия, Пьемонт и Франция. К концу века Британия постепенно уступает свое ведущее положение объединенной Германии, не только имевшей большие ресурсы, но и обладавшей большим динамизмом.

В большинстве стран развился существенный контраст между модернизированными регионами метрополии и далекими провинциями. Так, в Великобритании Англия очень отличалась от отдаленных горных районов и островов. Высокоразвитые районы появляются вдоль оси Париж-Лион-Марсель во Франции; вдоль оси Лиль-Льеж-Роттердам в Нидерландах; по оси Рейнская область-Рур-Берлин-Саксония-Силезия в Германии; в районах Богемия-Вена-Будапешт в Австро-Венгрии; в Ломбардии в Италии. Очень неразвитыми остаются такие провинции, как Ирландия, Бретань, Галиция и Сицилия. Российская империя, несмотря на исключительный контраст между отдельными регионами, быстро развивалась в направлении модернизации в десятилетие перед 1914 г.

Из-за неравномерности развития между государствами и внутри самих государств исключительно обострились внутриевропейские контрасты. Фактически в XIX веке складываются две экономические зоны: передовая, преимущественно индустриализированная и модернизированная зона на севере и западе, и отсталая, находящаяся в процессе индустриализации, но в основном не модернизированная зона юга и востока. Две первые зоны принадлежали мировой морской экономике, где первенство все еще принадлежало Великобритании, причем, подобно ей, страны этих зон имели


преимущества благодаря колониям. Две вторые зоны все еще оставались источником сельскохо-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: