Мировой двигатель, 1815-1914 637

рядка и красоты среди полного безобразия реальности: Природа — некий храм, где от живых колонн Отрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.77

В споем «Приглашении к путешествию» он отправляется в воображаемый рай, «где все - порядок и красота, наслаждение, покой и блаженство». Последователи Бодлера, в особенности Поль Верден (1844-1896) и Артюр Рембо (1854-1891), создали словесные образы, которые соответствовали зрительным образам художников-импрессионистов, кем они раньше других начали восхищаться:

Издалека Льется тоска

Скрипки осенней – И, не дыша, Стынет душа

В оцепененьи. 78

А — черный, белый — Е. И — красный, У — зеленый, О — синий... Гласные.................................................... 79

Декаденты дорого заплатили за свой бунт. Верден считал, что «декадентство предполагает... самые утонченно-возвышенные мысли исключительной культуры». Но с ним соглашались немногие из ero современников. Бодлера немилосердно штрафовали и унижали за «оскорбление общественной морали», которое якобы содержалось в его стихах. Верлен был заключен в тюрьму после того, как выстрелил в Рембо во время ссоры. В 1893 г. немецкий писатель порицал в Париже наркотики, гомосексуализм, порнографию, истерию и «конец того устоявшегося порядка, который соответствовал логике и удерживал от разложения тысячи лет». «Преобладает чувство, — писал Макс Нордау, — неотвратимой гибели и вырождения»80. В Англии Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд (1854-1900),

автор нескольких блестящих комедий, из которых наиболее известна «Как важно быть серьезным» (1895 г.), провел два года в Редингской тюрьме

за гомосексуальные домогательства. Многие произведения ero сотрудника, автора эротических иллюстраций Обри Бердслея (1872-1898) не дождались публикации; подобная судьба была и у произведений склонного к сексуальным извращениям Алджернона Суинберна (1837-1909), поэта, критика, воспитанника элитного Итона. Настроения этих эстетов решительно не совпадали с тем, что занимало большую часть общества, где в то время господствовали благочестие, социальные реформы и умеренность. [ДЕТИ] ["ТУР ДЕ ФРАНС"]

Живопись модернизма покончила с репрезентативностью («изобразительностью»), которая была характерна для живописи со времени Возрождения, — теперь эти задачи прекрасно решала фотография. Поворотный момент наступил в 1863 г., когда Эдуард Мане (1832-1883) в приступе эксгибиционизма решился выставить свою картину «Завтрак на траве» в «Salon des Refuses» («Салон непринятых») в Париже. С этого времени приходилось все время придумывать все новые и новые названия течений и групп, которые без устали экспериментировали с жанрами, техникой, цветом и формой. За импрессионистами Моне, Писсарро, Сислеем, Ренуаром, Сезанном и Дега (они и получили это наименование по картине Моне «Впечатление (Impression), восход солнца», 1874 г.), последовали пуантилисты (1884 г.) во главе с Сёра, нео-имирессионисты (1885 г.), набисты (1888 г.) из школы Серюзье и Боннара, синтетисты (1888 г.), вдохновляемые Гогеном, и экспрессионисты (1905 г.), родоначальниками которых были Энсор, Ван Гог и немецкая группа Брюке. Затем пришли орфисты, фовисты (1905 г.) во главе с Матиссом, Дюфи и Вламинком, кубисты (1908 г.) — Брак и Пикассо, футуристы, "Черная кошка" и "Синий всадник" (1912 г.). К 1910-1911 гг. в работах Василия Кандинского (1866-1944), русского, осевшего в Германии, живопись приходит к чистому абстракционизму. [IMPRESSION]

В архитектуре и дизайне по континенту прокатилась волна «модерна» {Art Nouveau), объявившего «сецессию», то есть отделение, от преобладавших норм и правил. Самым ранним проявлением этого стиля был построенный по проекту Виктора Орты (1893 г.) особняк Тасселя в Брюсселе. Однако образчики этого стиля можно найти повсюду: от Школы искусств в Глазго

DYNAMO

ДЕТИ

6 января 1907 г. в беднейшем пригороде Рима Сан-Лоренцо открыл свои двери детский сад в одну комнату. Комната была обставлена мебелью по размерам ребенка, в шкафчике было полно головоломок и детских игр, но не было квалифицированного воспитателя. Сад


был устроен для детей работающих родителей, которые иначе бы оставались целый день на улице. Его назвали La Casa dei Bambini (Дом для детей).

Основатель этого детского заведения, доктор Мария Монтессори (1870-1952), была для своего времени женщиной передовой. Она была феминисткой, выступала за равноправие с мужчинами в оплате труда, была квалифицированным врачом и директором учреждения для умственно отсталых детей. У нее была своя тайна: незаконнорожденный сын Марио Монтессори, который позже возглавил Международную ассоциацию Монтессори в Амстердаме.

Метод Монтессори, который получил известность в 1910 г., предлагал строить образование, ставя в центр всей системы ребенка. Дети хотят учиться, дети сами могут учить. У детей есть пять органов чувств, и они должны пользоваться ими всеми. Детям надо предоставить свободу выбирать, чему учиться и когда. Все, что им нужно — это место, где бы их не запугивали, подходящее оборудование и ободрение. Такие идеи были анафемой для большинства педагогов того времени, когда предпочитали «мел и рассказ», наставления в религии, строжайшую дисциплину и неукоснительное следование программам и расписанию. «Образование получают не от слушания слов, — отвечала им Монтессори, — а приобретая опыт действий в окружающей обстановке».

Некоторые идеи Монтессори до сих пор вызывают недоумение и возражение. Она счи- тала, что дети ненавидят конфеты и любят молчать. Она настаивала, что сначала надо

учить писать, а потом — читать. Но главное в ее системе — ставить превыше всего потребности ребенка — стало краеугольным камнем современной, прогрессивной педагогики. Сотни школ Монтессори были открыты по всей Европе и в США. В фашистской Италии и нацистской Германии их закрывали.

Во многих отношениях Монтессори шла по стопам двух своих предшественников: швейцарца И. Г. Песталоцци (1746-1827) и Фридриха Фрёбеля из Тюрингии (1782-1852). Первый детский сад Kindergarten Фрёбеля в Бургдорфе недалеко от Берна, открытый в 1837 г., был настоящим прототипом Дома для детей Монтессори. Идеи Монтессори относительно детской психологии были затем развиты швейцарским педагогом-теоретиком Жаном Пиаже (1896-1980).

(1898 г.), построенной Ч. Р. Макинтошем, до фабрик Петера Беренса в Германии и нити австро-венгерских железнодорожных станций от Карлсбада (Карловых Вар) до Чернововиц. В Вене И.М.Ольбрих построил Secessionshaus (1898 г.) («Дом сецессии») в стиле, который назвали «Jugendstil» («Молодежный стиль»), поскольку в нем были представлены работы художников, отошедших от старых форм. На здании надпись: "DER ZEIT IHRE KUNST: DER KUNST IHRE FREIHEIT" ("Времени - его искусство; искусству — его свободу").

Импрессионистами в музыке были Дебюсси и Равель. Затем в творчестве Шёнберга, Хиндемита и Веберна авангард отказывается от основных аккордов и ритмов, которые царили еще со средневековья. [тон]

В литературе на смену отвергавшему общественную и половую мораль декадентству пришел еще

более глубокий интеллектуальный радикализм. Сначала француз Марсель Пруст (1871- 1922) и ирландец Джеймс Джойс (1882-1941), затем Франц Кафка (1883-1924), немецкий еврей из Праги, отвергли все общепринятые представления о реалиях окружающего мира, а также и способы восприятия этого мира людьми. Их творчество стало литературным аналогом открытиям Фрейда и Эйнштейна. [КОМБРЕ]

В 1913 г. появляется первый том «В поисках утраченного времени» Пруста и первые рассказы Кафки. В Париже произвела фурор «Весна священная» Стравинского. Один издатель в Дублине порвал рукопись Джойса из страха, что его привлекут к суду, но в это время другие, более храбрые, печатают «Сыновья и любовники» Д.Г.Лоуренса и

«Алкоголи» Аполлинера. Увидел свет в это время «Пейзаж (город и животные)» Макса Эрнста и «Автопортрет» Кокошки. Боль-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: