Tenebrae. Для Польши и СССР, возможно, перекрывают друг друга, поскольку с 1939 г

для Польши и СССР, возможно, перекрывают друг друга, поскольку с 1939 г. восточная часть Польши была аннексирована СССР. Но ни один ответственный источник не дает цифры меньше 5 млн.97Эту цифру можно сравнить с цифрами военных потерь: около 8,7 млн. советских и около 3,5 млн. немецких, и с потерями гражданского населения среди украинцев, поляков — неевреев, белорусов и русских, каждая из которых переваливает за несколько миллионов98. [БУЧАЧ]

В течение многих лет после войны две круглые цифры имели широкое хождение: 6 млн. жертв Холокоста и 4 млн. погибших в Освенциме (Аушвиц). Первую цифру, хотя она и несколько завышена, вполне можно принять. Вторая цифра — нереальна. Двое бывших узников Освенцима позднее были причислены к лику святых. Блаженная Эдит Штейн — еврейка, принявшая католичество, была схвачена нацистами в Голландии. Отец Максимилиан Кольбе был католическим священником, который отдал свою жизнь, чтобы спасти другого заключенного (отца семейства) от смерти. 50 лет спустя все еще предпринимались болезненные попытки найти подходящий способ почтить память этих жертв, имевших многонациональный и многоконфессиональный характер".

В то время одна из главных проблем состояла в том, что внешний мир не мог понять масштаб и чудовищность происходящего. Еще в сентябре 1940 г. отважный офицер польского подполья Витольд Пилецкий (1901-1948) сумел проникнуть в Освенцим. Он провел в лагере два года, организуя ячейки сопротивления, а потом бежал100. Но собранная им информация была расценена вне Польши как неправдоподобная. Когда польское правительство в изгнании в Лондоне опубликовало доклад о судьбе польских евреев, ведущий член правительства — еврей, совершил самоубийство в отчаянии от того, что эти сообщения не нашли отклика в обществе10'. Когда польский курьер посетил Вашингтон, чтобы дать отчет о виденном в лагерях смерти, председатель Верховного суда Франкфуртер остановил его холодными словами: «Мы не говорим, что вы лжете, но...» Американские евреи так же не спешили действовать, как и все остальные102.Когда же в конце концов было предложено разбомбить подъезды к Освенциму, союзные державы нашли причины, чтобы отказаться от этого103. Сталин

убил миллионы своих граждан в 1930-е годы, а мир даже не прореагировал. Гитлер мог делать | то же самое в сороковые годы до тех нор, пока | западные представители не увидели


всего своими глазами. [ОСВЕНЦИМ]

Холокосту посвящен громадный корпус литературы. Ведущие историки Холокоста —

почти все еврейские ученые, которые горячо верят, что Холокост уникален. Они отвергают

«экуменическую природу зла»104. Как они отвергают и старый вопрос: «Почему вы выступаете со своими особыми еврейскими печалями?»105При этом еще существует многообразие акцентов и оттенков. Введение термина Холокост в его нынешнем значении приписывают Эли Визелю106. Люси Давидович заявляет о преднамеренности нацистской программы геноцида.107. Рауль Хильберг считает, что Холокост — это кульминация двух тысячелетий антисемитизма108. У Иегуды Бауэра складывается застывшая картина с распределенными ролями: нацисты-убийцы, евреи-жертвы и неевреи -сторонние наблюдатели. 109Мартин Гильберт собрал свод душераздирающих судеб110.

Голоса оппонентов также звучат не в унисон. Свидетелей несионистов, таких, как Марек Эдельман, последний живой руководитель восстания в Варшавском гетто, осуждают за то, что они противоречат господствующей точке зрения сионистов111. Один ученый считает, что Холокост возник из непредвиденных обстоятельств в 1941 году112. Другой считает, что еврейскую трагедию следует рассматривать в контексте нацистского террора в целом113. Группа журналистов, объединившихся вокруг Journal of Historical Review пыталась доказать, что или «истории о газовых камерах» — это ложь, или что цифры потерь искусственно завышены. В связи с этими крайностями взглядов возникла дискуссия, могут ли сами авторы высказанных мнений ждать от общества терпимого к ним отношения114. Другие критики жалуются, что «индустрия Холокоста» эксплуатирует страдания евреев ради достижения политических целей115. Кинорежиссер Клод Ланцман приобрел едва ли не всеобщее признание своим фильмом Шоа (1984 г.), который многие принимают за документальный116. Поскольку страсти не улеглись, последнее слово еще не сказано.

Ни одна европейская страна не пострадала от Холокоста так, как Польша. Тысячелетняя при-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: