Кривые научения

В 1898 г. Э. Л. Торндайком была предпринята одна из первых серьезных попыток изучить изменения, обуслов­ливаемые последствиями поведения. Его эксперименты возникли на основе дискуссии, которая впоследствии заинтересовала многих ученых. Ч. Дарвин, настаивавший на преемственности видов, подверг сомнению уни­кальность человека и его способность думать. В печати распространилось большое количество анекдотов, в ко­торых говорилось о проявлении животными «силы разума». Но распространение особенностей, ранее ха­рактеризующих только поведение человека, на поведе­ние животных привело к постановке новых вопросов. Указывали ли наблюдаемые факты на психические процессы или эти очевидные проявления мышления могут быть объяснены иначе? В конце концов, отпала необхо­димость в представлении о внутренних мыслительных процессах. Должно было пройти много лет, прежде чем? тот самый вопрос о специфичности поведения человека не возник вновь, но эксперименты Торндайка и его объяснение мышления (reasoning) животных явились, важным шагом в этом направлении.

Если кошка помещается в ящик, из которого она может выбраться, открыв задвижку, она может про­явить много видов поведения, некоторые из которых, могут оказаться эффективными. Торндайк установил, что при многоразовом помещении кошки в ящик ус­пешное поведение наступало все быстрее и быстрее, и это продолжалось до тех пор, пока оно не стало пре­дельно простым и быстрым. Кошка решала свою зада­чу, как разумное человеческое существо, хотя, возмож­но, и не так быстро. Однако Торндайк не видел за этим «мыслительных процессов» и утверждал, что они не нужны для объяснения. Он описал свои результаты, указав на то, что поведение кошки было «запечатлено» (stamped in), поскольку оно сопровождалось открытием двери.

Тот факт, что поведение запечатлевается или со­провождается определенными последствиями, Торндайк назвал «законом эффекта». В своих экспериментах он установил, что в рамках одной и той же ситуации опре­деленное поведение протекает все более и более ста­бильно в отличие от других поведенческих проявлений. Фиксируя промежутки времени, которые требовались кошке для того, чтобы выбраться из ящика, он по­строил «кривую научения». Эта ранняя попытка опи­сать поведенческий процесс количественно, аналогично описанию физических и биологических процессов, рас­сматривалась как важный шаг вперед. Он раскрыл про­цесс, который развертывался в течение длительного времени и который был доступен для наблюдения. Итак, Торндайк сделал открытие. С тех пор было получено много кривых, которые легли в основу многих психоло­гических работ, посвященных научению.

Однако кривые научения не описывают сущность запечатления. Критерий Торндайка — время, необходи­мое животному для того, чтобы выбраться из клетки, — был связан с устранением других видов поведения, и его кривая зависела от ряда различных действий, кото­рые могла выполнять кошка в определенном ящике. Форма кривой также зависела от поведения, которое было «успешным», и от того, был ли это редкий или обычный способ поведения в данном ящике. Можно сказать, что кривая научения, построенная таким обра­зом, отражает свойства ящика с задвижкой, а не пове­дение кошки. Это положение распространяется на мно­гие другие устройства, разработанные для изучения научения. Различные лабиринты, через которые белые крысы и другие животные учатся проходить, «ящики выбора», в которых животные научаются различать свойства, или паттерны стимулов, аппараты, посредст­вом которых представляется последовательность стиму­лов, подлежащих усвоению при изучении памяти человека, — все они порождают различные кривые науче­ния.

Усредняя многие показатели индивидов, мы можем сгладить эти кривые настолько, насколько хотим. Более того, кривые, полученные в различных условиях, могут иметь определенные общие свойства. Например, при измерении данным способом научение обычно «имеет не­гативную характеристику убыстрения» — улучшение выполнения наступает все более и более медленно до тех пор, пока оно вовсе не прекращается. Однако из этого не следует, что негативная акселерация характе­ризует сущность процесса. Предположим по аналогии, что мы наполнили стеклянный сосуд песком и так его перемешали, что песчинки одного и того же размера: равномерно распределились внутри него. Если мы слег­ка встряхнем сосуд, то песчинки перераспределяются. Большие песчинки окажутся наверху, маленькие — внизу. Этот процесс также характеризуется негативной; акселерацией. Сначала смесь перераспределяется быст­ро, но по мере приближения к его завершению процессы в распределении наступают реже и реже. Такая кривая может оказаться совершенно ровной и воспроизводимой, но один лишь этот факт не имеет большого значения. Кривая зависит от определенных процессов взаимодей­ствия песчинок различного размера, от силы сотрясения-сосуда и т. д., но в то же самое время она прямо не от­ражает сами эти процессы.

Кривые научения показывают, как различные виды-поведения, порождаемые в сложных ситуациях, отби­раются, закрепляются и реорганизуются. Базисный процесс запечатления отдельного акта осуществляет это» изменение, но в самом изменении он прямо не отражен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: