Особенности религиозной ситуации в Украине

На переломе исторических эпох, при переходе от Средневековья к Новому времени во всех европейских странах очень остро стоял вопрос о роли церкви и религии. Возникновение централизованных государств сопровождалось формированием национально-религиозных идеологий. В результате католицизм победил в Италии, Испании, Франции, протестантизм – В Швейцарии, Голландии, англиканство – в Британии. В украинских землях возникло противостояние двух христианских церквей. Украинское население исповедовало православие, а Речь Посполитая была оплотом католичества. Католическая церковь при поддержке правительства проявляла значительную активность и агрессивность. С разрешения короля на территории государства действовал орден иезуитов. Польше сравнительно быстро удалось перевести в католичество феодальную верхи общества, народ же сохранял преданность православию.

Брестская церковная уния. В 1596 г. в Бресте был созван собор для провозглашения унии (союза) православной церкви и католической. Польское правительство видело в этом средство усиления своего влияния в украинском обществе. Православные же епископы Украины пошли на сговор, надеясь укрепить личную власть. Однако был осуществлен не союз церквей, а создана новая Украинская греко-католическая (униатская) церковь, православная по обрядности, но административно подчиненная Риму. С 1596 г. польским правительством признавались только католические и греко-католические общины, фактически же большинство приходов оставались православными.

Вопреки расчетам польского короля, папы Римского, иезуитов Брестская уния не упростила, а обострила ситуацию в Украине. Она вызвала горячие споры, четко выявила позиции, активизировала консолидацию украинских культурных сил ­– православной шляхты, духовенства, мещан, козачества. Сразу после провозглашения унии ее противники собрались в доме князя Острожского и прокляли сговор. Разгорелась ожесточенная полемика между наиболее образованными священниками –противниками и сторонниками унии, сложился особый жанр – полемическая литература. В 1620 г. при содействии гетмана П.Сагайдачного православная митрополия с центром в Киеве была восстановлена. В городах активную деятельность развернули братства.

Братства. Братства – религиозно-национальные организации украинских православных мещан. Они создавались вокруг приходских церквей, собранные взносы шли на их материальную поддержку, на благотворительность. Постепенно сфера деятельности братств расширялась, они откликались на все важнейшие события общественно-политической жизни, посылали своих представителей в сеймы, участвовали в решении вопроса о приходском священнике, открывали школы, типографии, издавали учебники.

Раньше всего братства возникли во Львове, других городах Галичины, а потом и по всей Украине. Первым, самым крупным и влиятельным во Львове было Успенское братство, позже в предместьях были основаны еще десять. Сохранился целый ряд печатных документов, подготовленных львовскими братствами, в которых они протестуют против национального притеснения. Так, острая борьба велась против запрета поддерживать отношения с восточными патриархами. В небольших городках братства зачастую объединяли большинство украинского населения. В целом можно сказать, что братства стали важными центрами национальной общественно-политической и культурной жизни.

2. Книгопечатание и литература

Книгопечатание. Влияние идеологии Возрождения и Реформации нашло выражение в развитии литературы и книгопечатания. Изобретение И.Гуттенберга, переход от папируса и пергамента к бумаге в XV в. были предпосылками активного развития книжного дела в Европе. Большинство книг в этот период печатались на латинском языке.

В конце XV - начале XVI вв. первые книги на церковнославянском языке напечатали Юрий Дрогобыч (Котермак) в Риме, Франциск Скорина в Праге и Швайпольт Фиоль в Кракове. Есть сведения о существовании в XV в. типографий во Львове и Остроге, но ничего из напечатанного в них не сохранилось. Толчком для широкого развития в Украине книгопечатания стала деятельность Ивана Федорова. Он бежал из Москвы от преследований реакционного духовенства в 60-х годах XVI в. В 1573 г. Федоров при помощи меценатов создал во Львове первую типографию, где годом позднее напечатал знаменитый "Апостол" (сборник описаний жизни святых). Через некоторое время Федоров разорился, заложил типографию и переехал в город.Острог, в имение князя Острожского. В 1581 г. здесь была напечатана "Острожская Библия" - первое полное издание Библии на церковнославянском языке. Ее экземпляры были куплены в королевские библиотеки Швеции и Франции, что свидетельствовало о высоком уровне издания. В Москве "Библия" переписывалась, так что "Острожская Библия" долго оставалась единственным подобным изданием.

Дело И.Федорова получило развитие по всей Украине. Уже в первой половине XVII в. насчитывалось около 20 типографий, самой крупной из которых была типография в Киево-Печерской Лавре. Типографии создавались на средства меценатов, Войска Запорожского. Активно занимались организацией типографий братства. Братства - религиозно-национальные организации, возникшие среди православного населения украинских городов. Такая организация создавалась вокруг приходской церкви и вначале занималась только ее поддержкой, помощью бедным. Средства при этом складывались из определенных "членских" взносов. Постепенно братства начинают расширять сферу своей деятельности, занимаются политическими, культурными делами. К ним примыкают некоторые знатные роды. Своей просветительской, литературной деятельностью прославилось Львовское братство. Оно выкупило после смерти И.Федорова его типографию у ростовщика.

Наряду со стационарными типографиями были передвижные («мандрівні»). К середине XVII в. насчитывалось уже около 40 различных типографий. Наибольший удельный вес в печатной продукции имели книги религиозного характера, но издавались также научные трактаты, справочники, календари, учебники. Некоторые учебники играли важную роль в деле образования.Так, грамматику, автором которой был М.Смотрицкий (1619 г.), М.Ломоносов назвал "вратами учености". Она переиздавалась более 150 лет практически в неизменном виде. Примечателен факт, что в домашних библиотеках богатых львовских мещан насчитывались десятки и сотни книг.

В российской части Украины в XVIII в. царское правительство проводит реакционную политику по отношению к книгопечатанию. Были запрещены публикации на украинском языке, введены цензурные ограничения. В инструкции типографиям, которая появилась в 20-х годах XVIII в., говорилось, что книгопечатание должно осуществляться так, чтобы "никакой розни и особливого наречия не было". Из-за штрафов, наложенных на Черниговскую типографию, она обанкротилась. После ликвидации Запорожской Сечи в 1775 г. книгопечатание на украинском языке пришло в упадок.

Литература. Развитие книжного дела было толчком для развития литературы. Эта сфера культуры в полной мере отражала переходный характер эпохи, когда происходило формирование национального языка, новых стилей и жанров, поднимались новые темы, которые в предыдущие века считались запретными или ненужными.

Наиболее ярко новые тенденции отражала переводная литература. В XVI в. были переведены и опубликованы различные научные трактаты и справочники, например, медицинский справочник "Аристотелевы врата". Распространяются переводы Святого Письма, которые представили такой жанр, как агиография. Одним из наиболее ценных считается рукописное "Пересопницкое Евангелие", созданное в 1561 г. Перевод с болгарского на очень близкий к украинскому разговорному язык были сделаны монахами Пересопницкого монастыря на Волыни.

Наряду с переводной литературой появляются оригинальные произведения. В XVI в. отмечается расцвет украинского эпоса - создаются думы, баллады, исторические песни, которые Т.Шевченко ставил выше гомеровских поэм. Например, популярными были циклы дум "Маруся Богуславка", "Самiйло Кiшка" и др. Эпические произведения посвящены освободительной тематике, в них воспеваются рыцарство и героизм, братство и верность православию.

Всплеск литературного процесса в Украине был связан с Брестской церковной унией. Видное место в такой ситуации в литературном творчестве занял жанр полемической литературы, возникший как реакция на экспансию католической церкви в Украине. Писатели-полемисты Мелетий Смотрицкий в произведении "Тренос", (греч. - "плач" - плач православной церкви из-за отступления ее детей); Захар Копыстенский в "Палинодии" ("книга обороны"), Иван Вышенский в "Совете об очищении церкви" выступали против вмешательства польского правительства в дела православной украинской церкви, разоблачали его политику по принципу "чем хуже, тем лучше". Дело в том, что назначаемые Сеймом православные священники зачастую были недостаточно образованны, отличались сомнительными моральными и личностными качествами. Один из таких священников, Кирилл Терлецкий, предстал перед судом за убийство и изнасилование. Имели место вымогательство денег у прихожан, распродажа церковного имущества и земель. В итоге, по замыслу проводивших такую политику, вытеснение православной церкви католической было бы неизбежным.

Однако полемисты не ограничивались проблемой борьбы с наступлением католицизма. В своих произведениях они поднимали вопросы реформирования самой православной церкви, ее удешевления, коллективного управления ее делами, высмеивали косность и консерватизм православных иерархов. Кроме того, поднимались и социально-политические проблемы: неравноправия людей, эксплуатации человека человеком и одного народа другим. Особый полемический пафос выделяет произведения Ивана Вышенского. К примеру, в "Послании к епископам" он разоблачает духовенство как забывших Бога корыстолюбцев. Единственным способом спасения человека от эгоизма и жестокости мира он считал монашество. Сам Вышенский эмигрировал в Грецию и стал монахом-отшельником в одной из святых пещер на горе Афон.

Еще одним литературным жанром была поэзия. В XVI-XVII вв. поэтические произведения чаще всего создавались странствующими дьяконами и подъячими - учениками духовных школ. В период летних каникул они путешествовали и писали стихотворные произведения по заказу, с целью заработка. Содержание этих стихов могло быть хвалебно-величальным (панегирик) или связанным со смертью и похоронами кого-либо из знатных людей (мадригал). Лишь немногие стихи были авторскими: Касиян Сакович - "Вирши на жалостный погреб гетмана Сагайдачного…", Кирилл Ставровецкий - сборник стихов "Перл многоценный", Александр Митура - "Узор добродетелей" и др. Украинские поэты часто использовали библейские темы, много внимания уделялось проблемам морали, религии, что отвечало вкусам того времени. В то же время в этих произведениях редко присутствуют художественные образы, иносказание, метафора. Все это придает поэзии XVI-XVII вв. несколько наивный безыскусный характер. Надо учесть и то, что литературной нормы в украинском языке еще не было, в связи с чем стихотворные произведения того времени трудно воспринимаются современным читателем. Тем не менее украинская поэзия в XVI - первой половине XVIII вв. переживала важный этап своего развития. Авторы использовали т.н. силабическую и несилабическую системы построения строк, умели использовать рифму и стихотворный размер. Часто использовались 4-х и 5-тистопный ямб и хорей. В XVIII в. наибольшие достижения поэтического искусства были связаны с именем Григория Сковороды.

Своеобразным литературным жанром были летописи. Не являясь

историческими исследованиями в полном смысле, летописи соединяют черты науки и искусства. Если первые редакции Киевской летописи, созданной в начале XVI в., тяготели к древнерусской стилистике, то более поздние редакции имеют признаки нового времени. В XVII в. появились летописи, отразившие наиболее яркие и важные события того времени – формирование казачества, Освободительную войну 1648-1657 гг. и др. – летопись Самовидца, Григория Грабянки, Самуила Величко, монастырские летописи. Наряду с документами авторы летописей использовали фольклорные источники, собственные воспоминания. Летописи сыграли важную роль в развитии литературы и науки.

Театр. В XVII в. популярной становится драматургия. Наиболее распространенными были два вида драмы: религиозная и школьная. Религиозная драма, в свою очередь, подразделялась на три формы: мистерия - таинство искупления грехов людей Иисусом Христом; миракл - события из жизни святых; моралите - драмы, где выступали аллегорические фигуры Души, Любви, Гнева, Зависти и т.д. и велись разговоры поучительного характера.

Школьная драма разрабатывала не только религиозные, но и светские темы. Ее цель состояла прежде всего в помощи ученикам и студентам в их изучении произведений греческих и римских авторов, а также Библии. В учебных заведениях ставились спектакли, в которых принимали участие десятки и даже сотни человек. Поэт Дмитрий Туптало создал рождественскую драму "Комедия на рождество Христово", Симеон Полоцкий - драму "О Навуходоносоре", Григорий Конисский - "Воскресение мертвых".

Рождается народный кукольный театр – вертеп. Название связано с тем, что первые кукольные представления инсценировали библейский сюжет о рождении Христа в Вифлеемской пещере (вертеп в древнеславянском языке – пещера). Такой театр представлял трехъярусный ящик, символизировавший три уровня космоса. Позже осталось два уровня, в верхнем – разворачивались религиозные кукольные представления, а в нижнем – смеховые интермедии, которые пользовались огромной популярность в народе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: