Образование и наука

Образование. Решающей предпосылкой формирования украинской националь­ной разночинской интеллигенции явилось развитие образования. В XIX в. новые потребности управления и экономического развития, особенно с появлением ка­питалистических отношений, заставили правительство специально заниматься вопросами образования. Что касается Украины, то на ее территории собственная традиция широкого школьного просвещения была прервана. Если в начале XVIII в. практически каждое украинское село имело начальную школу, то к его концу, по­сле закрепощения крестьян уцелели лишь единичные школы, которые содержа­лись на средства родителей. В XIX в. система образования начала развиваться в рамках общегосударственной российской политики.

При Александре I создается система образования, состоящая из 4 ступеней, пре­емственно связанных между собой. Самой массовой формой были церковно-при­ходские школы, где обучали чтению, письму, арифметике и Закону Божьему. Даже на эти школы приходился всего 1 учащийся из 200 жителей Украины. Второй сту­пенью были двухклассные, позже трехклассные уездные училища. Полновесное среднее образование давали гимназии, но они носили ярко выраженный сослов­ный характер. В них обучались почти исключительно дети дворян и чиновников.

В состоянии настоящего упадка пребывало образование в Западной Украине. Правительство Австро-Венгрии проводило колонизаторскую политику. В Закарпа­тье даже в начальных школах обучение велось на венгерском языке, в Галичине - на немецком и польском, на Буковине - немецком и румынском. Формально в 1869 г. здесь было введено обязательное обучение детей в возрасте от 6 до 14 лет, однако подавляющая часть населения (от 55 до 75%) оставалась неграмотной.

Буржуазные реформы 60-х годов в России затронули и сферу образования, ре­форма здесь была проведена в 1864 г. В соответствии с ней все типы школ, кото­рые существовали раньше, провозглашались общесословными и получали назва­ние начальных народных училищ. Тяжелое материальное положение не позво­ляло большинству детей крестьян и рабочих получать образование, поэтому в конце 90-х годов в различных губерниях удельный вес грамотных колебался от 15 до 28%, к тому же все обучение шло на русском языке. Все-таки количество школ в Украине возросло с 1300 в начале века до 1700 во второй его половине.

Очень медленно, но расширялся среди получавших образование круг людей, свя­занных с народной средой и украинской культурной традицией. Принципиальную роль в этом процессе сыграло открытие университетов. В 1805 г. в Харькове уни­верситет был открыт по инициативе местного культурного деятеля В.Каразина на собранные среди дворян и купцов средства. Обучение здесь шло на русском языке, однако университет стал превращаться в центр именно украинской куль­туры. Его ректором был П.Гулак-Артемовский - известный украинский поэт. Здесь издавались "Украинский вестник", "Украинский журнал". Отсюда вышло много вы­дающихся деятелей украинской культуры: Г.Квитка-Основьяненко – автор ервых украинских повестей, Н.Костомаров - выдающийся историк, А.Павловский - автор первой украинской грамматики и многие другие.

В 1834 г. был открыт Киевский университет, первым ректором которого стал из­вестный ученый - М.Максимович. Он поощрял и лично принимал участие в соби­рании украинского фольклора, изучении памятников истории. В 1865 г. открылся университет в Одессе. В западноукраинских землях основными центрами науки являлись Львовский и Черновицкий университеты, занятия в которых велись на польском и немецком языках.

Естественные науки. Развитие университетского образования способствовало прогрессу естественных наук, которые развивались в тесной взаимосвязи с рос­сийской наукой. Крупные открытия в области математического анализа и матема­тической физики были сделаны М.Остроградским. Основателем современной фи­зической химии стал М.Бекетов, возглавлявший кафедру химии Харьковского уни­верситета. Основатель школы российских доменщиков М.Курако многие годы про­работал на металлургических заводах юга империи. Широкую известность полу­чила киевская терапевтическая школа. В 1886 г. в Одессе зоолог И.Мечников и микробиолог М.Гамалея основали первую в России актериологическую станцию. Д.Заболотный и В.Высокович внесли весомый вклад в изучение и лечение тяже­лых инфекционных заболеваний. С Украиной связан значительный период жизни основоположника военно-полевой хирургии Н.И.Пирогова. Здесь он пытался сде­лать более демократичной систему образования, став попечителем учебного ок­руга в Одессе, потом в Киеве.

Гуманитарные науки. Во многих европейских странах в конце XVIII - начале XIX вв. начинает расти интерес к национальной истории. Можно вспомнить огромную популярность романов Вальтера Скотта в Британии, многотомной "Истории Госу­дарства Российского" Н.Карамзина в России. Начинается собирание фольклорных материалов, первые публикации появляются в Англии, затем в Германии (напри­мер, сказки братьев Гримм). Выходят и первые славянские сборники.

В Украине в уже сложившейся к этому времени среде разночинской интеллиген­ции эта тенденция нашла широкий отклик. Первый сборник украинских народных песен издал князь Н.Церетели в 1819 году - "Опыт собирания старинных малорос­сийских песней". Три сборника подготовил и издал ректор Киевского университета М.Максимович. И.Срезневский был не только собирателем фольклора, но и начал активные публичные выступления с обоснованием самостоятельности, полно­правности украинского языка. Он писал, что украинский язык не уступает чеш­скому своим богатством, польскому - живописностью, сербскому - милозвучием. Следующим шагом стало появление собственно филологических исследований. В 1818 г. в Петербурге вышла первая грамматика украинского языка - "Грамматика малороссийского наречия" - А.Павловского. Если иметь в виду, что в Украине именно народ в условиях кризиса рубежа XVIII-XIX вв. сберег и язык, и бытовые традиции, и историческую память, то станет ясно, почему этнографические, лин­гвистические исследования явились исходным пунктом украинского культурного возрождения.

В это же время начинают появляться и исторические работы. Первые обобщаю­щие труды по истории Украины были еще связаны с российской историографией. Так, Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский – автор "Истории Малой России от водворения славян в сей стране до уничтожения гетманства" - происходил из се­мьи, принадлежавшей к высшим иновничьим слоям империи. Его отец управлял Московским архивом Коллегии иностранных дел. Сам Дмитрий Николаевич попал на службу в канцелярию малороссийского генерал-губернатора Н.Г.Репнина, из­вестного своими либеральными взглядами и покровительством украинской куль­туре Обстоятельства определили круг научных интересов Бантыш-Каменского. Он не только собирает материалы (после его смерти выйдут и станут хрестома­тийными для специалистов "Источники малороссийской истории"), но и во многом проникается настроениями местной дворянской интеллигенции. "История Малой Руси" впервые увидела свет в 1822 г. и мела большой успех. Позже автор про­должил работу, расширил хронологические рамки, подготовил еще два издания. В то же время Бантыш-Каменский не оставлял службу, занимал высокие посты - То­больского, Виленского генерал-губернаторов, др. Поэтому в "Истории Малой Руси" много противоречивого. С одной стороны, высоко оцениваются первые гетманы Запорожской Сечи, а с другой - само происхождение казачества связывается с выходцами с Северного Кавказа; с одной стороны - критикуется ликвидации строя гетманщины Екатериной II, а с другой - осуждается антимосковская политика ка­зацкой старшины. Что безусловно, книги Д.Н.Бантыш-Каменского вызвали широ­кий общественный интерес к истории Украины.

Исследователем, соединившим высокий профессиональный уровень, прогрессив­ные политические взгляды, понимание украинских национальных интересов, ак­тивную гражданскую позицию, стал историк Николай Иванович Костомаров. Его мировоззрение складывалось во время учебы в Харьковском университете. В 1845 г. Костомаров становится профессором кафедры русской истории Киевского университета. Тогда же он участвовал в создании и деятельности нелегального Кирилло-Мефодиевского братства - первой украинской политической националь­ной организации. После разгрома общества был арестован, год просидел в Пе­тропавловской крепости, 9 лет провел в ссылке в Саратове. Здесь написал одну из основных работ - "Богдан Хмельницкий и возвращение южной Руси России". Позже заведовал кафедрой истории Петербургского университета. Костомаров писал стихи, исторические драмы, повести на украинском, а научные произведе­ния - на русском языке. Итогом его исследования стали 16 томов "Исторических монографий" и 6-томная "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дея­телей". Н.Костомаров защищал принцип объективности в исторической науке: "Истинная любовь историка к своему отечеству может проявляться только в стро­гом уважении к правде".

Выход украинской исторической науки и всего украиноведения на качественно но­вый уровень связан с именем профессора Киевского университета В.Б.Антоновича. Во-первых, он развернул небывалую источниковедческую дея­тельность: проводились этнографические экспедиции, публиковались фольклор­ные сборники, организовывались археологические раскопки, собирались стати­стические данные. Центром этой работы стало созданное в 1872 г. Юго-Западное отделение Русского географического общества. В 1874 г. в Киеве в большим успе­хом прошел Археологический съезд. Во-вторых, В.Антонович в собственных науч­ных работах углубляет и усложняет проблематику исследований. Роль народных масс в истории (одно из исследований посвящено гайдамакам), проблемы церкви, становление городов - спектр его интересов очень широк. И, в-третьих, Антонович воспитал плеяду украиноведов, создал целую научную школу. Так, учеником Ан­тоновича был М.С.Грушевский.

Михаил Сергеевич Грушевский до сегодняшнего дня является крупнейшей фигу­рой в украинской историографии. Он родился в городе Холм в Западной Украине, гимназию заканчивал в Тифлисе, учиться в университете приехал в Киев. В 1894 г. по рекомендации В.Антоновича Грушевский получил кафедру всемирной истории во Львовском университете. Здесь он активно участвует не только в педагогиче­ской, научной (в 1897 г. он возглавил научное общество им.Шевченко), но и в об­щественной жизни. Грушевский - один из организаторов Национально-демократи­ческой партии Галичины, позже - "Товариства украiнських поступовцев". Главные события политической судьбы Грушевского развернутся в ХХ веке: арест и ссылка в России во время I мировой войны, избрание председателем Центральной Рады в 1917 г., эмиграция, возвращение в СССР, работа в академических исследова­тельских институтах. Богатейшее научное наследие М.С.Грушевского, с конца 30-х годов подвергшееся гонениям и ставшее практически недоступным, вернулось к читателям уже в наши дни и с конца 80-х годов оказало большое влияние на со­временную украинскую историческую науку. Его многотомная "История Украины-Руси" - фундаментальный обобщающий систематический курс истории Украины, основанный на собственной периодизации и концепции.

На рубеже XIX-XX вв. в украинской историографии работают уже не одиночки, вы­двигается целая плеяда талантливых ученых.

Непревзойденным исследователем истории запорожского казачества вляется Дмитрий Иванович Яворницкий. Собиранием материалов о Войске Запорожском он занялся будучи студентом, а затем внештатным стипендиатом при кафедре российской истории Харьковского университета. За это его обвинили в сепара­тизме и лишили государственной стипендии. Когда он попытался продолжить ра­боту в Петербурге, то как политически неблагонадежный за "пристрастие к исто­рии Малороссии" был выслан в Ташкент. Лишь спустя несколько лет смог защи­тить диссертацию, преподавал в Москве, а с 1902 г. стал заведовать краеведче­ским музеем в Екатеринославе (Днепропетровске). Он издал капитальную "Исто­рию запорожских казаков", серию монографий о казацких предводителях, попу­лярные очерки, художественные альбомы, собрал богатейшую коллекцию памят­ников материальной культуры казацкой эпохи. Научную деятельность Яворницкий продолжал и после революции. Он писал: "...казаки, которые боролись со множе­ством врагов, за православную веру, за украинскую народность,... казаки, кото­рые создали высокохудожественные думы,... выступали носителями высокой гра­жданственности и поражали современников своей проницательностью, достойны того, чтобы все их деяния были представлены в подробной, живой и художествен­ной истории".

Первой женщиной-профессором истории не только в Украине, но и во всей Рос­сийской империи стала Александра Яковлевна Ефименко. Родилась она в Архан­гельской губернии. Здесь закончила гимназию, написала первые статьи. Она, выйдя замуж за политического ссыльного из Харькова П.С.Ефименко, вместе с ним переехала в Чернигов, затем в Полтаву, Харьков. Главной темой ее научного творчества становится история Украины. Очень много Ефименко сделала для об­щественного признания того факта, что история Украины является самостоятель­ной наукой. В первые годы ХХ в. приблизительно одновременно появляются "Очерк истории украинского народа" Грушевского и "История украинского народа Ефименко - первые популярные учебники, излагавшие исторический путь украин­ского народа. Александра Яковлевна трагически погибла в 1918 г. во время бан­дитского налета на хутор под Харьковом, где она жила.

Совершенно особое место и в украинской истории и в украинской историографии принадлежит Михаилу Петровичу Драгоманову. Крупный политический деятель, просветитель, философ, Драгоманов как историк главное внимание уделял во­просам новейшей истории. Многие годы он провел в политической эмиграции. С 1877 г. под его руководством типография "Громада" в Женеве была единственным центром издания литературы на украинском языке. На основе исторического ана­лиза рагоманов приходит к важнейшему выводу - национальные проблемы укра­инцы могут решить только вместе с социальными. Драгоманов многое сделал для привлечения к истории Украины внимания западноевропейских ученых. Он был членом Парижского этнографического общества, почетным членом Британского научного и многих других обществ. Последние годы жизни трудился в Болгарии.

Подводя итоги, можно сказать, что за столетие отечественная историческая наука прошла путь от единичных исследований в рамках истории России до самостоя­тельной полнокровной научной дисциплины. Осмысление прошлого - обязатель­ное условие и составляющая становления национального самосознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: