Для самостоятельной работы (16 ч.). 1. Проявление законов внушения, подражания и заражения в массовой психике

Вопросы:

1. Проявление законов внушения, подражания и заражения в массовой психике.

2. Социально – психологическая характеристика обычаев, традиций, норм.

3. Мода как общественно – психологическое явление.

4. Общественное мнение и общественное настроение.

5. Доктринация массового сознания и проблемы идеологического мифотворчества.

6. Конформизм и тоталитаризм массового сознания.

7. Стереотипы и имиджи массового сознания.

8. Учение о массовой душе в трудах Лебона и Фрейда.

9. Массовые социально – психологические явления, механизмы их возникновения.

10. Социально психологический аспект образа жизни.

11. Структура массовой психики.

12. Законы наследования, подражания и заражения в массовой психике.

13. Общественные эмоции, настроения и чувства.

14. Общественное мнение, его формирование.

15. Взаимовлияние людей.

Тесты и задания:

1. Тест «Уровень вашей общительности». [см. 21, с.22]

2. Тест «Способны ли Вы влиять на других?». [см. 9, с.69]

3. Игра «Мнения».

Цель: прояснение взаимных представлений друг о друге. [см. 11, с.114]

4. Упражнение на взаимное понимание «Унисон». [см. 11, с.88]

5. Упражнение «Разговор больших пальцев».

Цель: Обсуждение участниками игры того, что способствует, а что препятствует взаимопониманию. [см. 11, c.89]

6. Игра «Сиамские близнецы».

Цель: это упражнение дает полезный опыт быстрого достижения взаимопонимания и высвечивает некоторые личные барьеры общения у членов группы. [см. 11, с.90]

7. Игра «Кораблекрушение».

Отрабатываются процедуры «мозгового штурма», генерации идей, коллективной рефлексии, углубляется понимание роли эмоциональных факторов в условиях группового принятия решений. [см.21, с.13]

8. Игра «Интонация».

Игра позволяет расширить диапазон интонационной выразительности, а также помогает участникам обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством. [см. 11, с.100]

9. Игра «Я за тебя отвечаю».

Участники получают конкретный чувственный опыт различения образа другого человека, построенного на собственной системе домыслов, ожиданий, обобщений, и реальным впечатлением от этого человека. Избегание искажений взаимовосприятия позволит избежать искажений в общении. [см. 11, с.112]

10. Игра «Рисунок чувства».

Основной эффект этого упражнения заключается в том, что участники получают возможность воочию убедиться в живучести приписывания, в постоянном присутствии домыслов, рождающихся от каждой неясности и двусмысленности.

[см. 11, с.134]

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учеб. завед. – М.: Наука, 1994 – 324 с.

2. Бажутина Т. О. Стереотипы русской психологии: поиск духовных оснований общественного развития. // Изв. Сиб. отделения Рос. АН. История, философия и филология. – 1993 – Вып.2. – с. 14-19

3. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990

4. Бочаров А. Мчатся мифы, бьются мифы // Октябрь. 1990- №1

5. Вылцан М. Психология масс – культ героя и культ толпы. // Наука и жизнь. 1993. - №10. – с.36-39

6. Грушин Б. А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987

7. Изард К. Э. Психология эмоций.: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999–460 с.

8. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предислов В. П. Зинченко, Ю. М. Жукова. – М.: Прогресс: СП «Лексика», 1990 – 280 с.

9. Ковалевич В. Т., Козлов А. А. Социально – психологические и экономические аспекты управления социально – производственными системами. – Красноярск: КрасГАСА, 1998 – 116 с.

10. Лебон Г. Психология народов и масс. С- Петербургиздат. Ф. Павленкова, 1996

11. Марасанов Г. И. Социально – психологический тренинг М.: Изд-во «Совершенство», 1998- с. 208

12. Мода: за и против / Под ред. И. И. Толстых. М., Искусство, 1973

13. Назаретян А. П. Психология массового стихийного поведения// Прикл. психология. – 1999 - №3 – с.12-21

14. Парыгин Б. Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966

15. Пресса и общественное мнение. / Под ред. В. С. Коробейникова. М.: Наука, 1986

16. Психология эмоций. М.: ГИТУ, 1984

17. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект / Д. Пибоди, А. Г. Шмелев, М. К. Андреева, А. Е. Граменицкий // Вопр. психологии. – 1993 - №3– с.101-109

18. Словарь практического психолога /сост. С. Ю. Головин. – Минск 1998- 800 с.

19. Социальная психология: Учебное пособие, часть 1/Под ред. В. Т. Ковалевич; КГТУ. Красноярск, 1994 - 159 с.

20. Социальная психология: Тесты, задания и упражнения, часть 2 / Под ред. В.Т. Ковалевич; КГТУ. Красноярск, 1994 - 76 с.

21. Социальная психология: Методические указания для студентов заочного факультета / Сост. В. Т. Ковалевич, М. М. Носкова, С. В. Зиборова: КрПИ. Красноярск, 1993 - 52 с.

22. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892

23. Франкл А. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990

24. Шевандрин Н. И Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995-544 с.

25. Шерковин Ю. А. Стихийные влияния и внеколлективное поведение// Соц. психология. М., 1975


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: