1. Общение как способ взаимодействия между людьми.
2. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная сторона общения
3. Знаки как средство общения.
4. Механизмы и феномены восприятия человека человеком.
5. Понятие конфликта.
6. Стадии, функции и типология конфликта.
7. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях.
8. Решение конфликта.
1. Общение как способ взаимодействия между людьми.
В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами и т.п. Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат - не преобразованный предмет, а отношения с другим человеком. И речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другой, а именно о взаимодействии. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.[14]
2. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная сторона общения.
Интерактивное общение – это межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияние людей, складывающихся в их совместной деятельности.
|
|
Коммуникативное общение – это обмен информацией между ее участниками.
Перцептивное общение предполагает восприятие общающимися друг друга.[4, 7, 12, 14, 15]
3. Знаки как средство общения.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Под речью здесь понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков.
Невербальная коммуникация играет большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе. Это мимика, жесты, пантомима.
4. Механизмы и феномены восприятия человека человеком.
Идентификация - это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.
Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Стереотипизация - это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. [1,2,15,18]
5. Понятие конфликта.
Конфликт - это столкновение против положительно направленных целей, интересов, позиций, или взглядов двух или нескольких человек.
6. Стадии, функции и типология конфликта.
Стадии конфликта.
1. Предконфликтная.
2. Связанная с возникновением объектов конфликтной ситуации.
3. Интеллектуальный этап развития.
4. Критический этап.
5. Спадение напряженности.
6. Сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения.
7. Разрешение конфликта. [13, 14, 23]
Функции конфликта.
1. Деструктивная (негативная).
2. Конструктивная (позитивная).
Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон упорно настаивает на своей позиции, не учитывая интересы другой стороны.
Причины конструктивного конфликта: сверхурочные работы, несоответствие прав и обязанностей, конфликтные условия. [4, 7, 11]