Качество. Количество. Мера

Качество. Главная триада понятий в учении о бы-
тии — это качество, количество и мера. Первые три
понятия этого учения — чистое бытие, ничто и стано-


вление — характеризовали, собственно, становление
качества, потому что явившееся их «истиной» «налич-
ное бытие... есть качество». Гегелевская дефиниция
гласит, что «качество есть вообще тождественная
с бытием, непосредственная определенность...»
(96. 1. 228).

Принципиально важно указание Гегеля, что «каче-
ство есть, по существу, лишь категория конечного, ко-
торая поэтому и находит свое подлинное место лишь
в царстве природы, а не в мире духа». Это означает,
что вскоре после начала науки логики «идея» оказы-
вается фактически выведенной Гегелем из «стихии чи-
стого мышления», где она должна была, по его замыс-
лу, оставаться вплоть до полного развертывания
своих определений и завуалированно «низводится»
в сферу природного бытия (формально, декларативно
она объявляется перешедшей в эту сферу лишь
в самом конце науки логики), откуда она и получает
в дальнейшем многие из них. Тем самым в «Науку ло-
гики» без афиширования, но вполне реально вклю-
чается самое существенное из того, что должно было
быть специфическим предметом «Философии при-
роды». Можно сказать, что развертывание науки логи-
ки происходит в тесном ее переплетении с философией
природы, что и обеспечивает предметную содержа-
тельность понятий (категорий) «Науки логики», опре-
деленное отражение в них объективной реальности
(мистифицированно представляемое Гегелем как сози-
дание ее основополагающей идеальной структуры раз-
витием «чистого мышления»). Завуалированным обо-
значением природных вещей является понятие «не-
что»,
характеризуемое как носитель качественной
определенности: «Нечто есть благодаря своему каче-
ству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно пере-
стает быть тем, что оно есть» (96. 1. 228). По сути де-
ла, именно «нечто» выступает далее главным «дей-
ствующим лицом» в учении о бытии.

Осмысление Гегелем качественной определенности
сосредоточено на выявлении ее внутренней противоре-
чивости
и обусловленной этим диалектической изме-
няемости.
Опираясь на предшествующие диалектиче-
ские трактовки определенности (в частности, спино-
зовское положение о том, что «всякое определение
есть отрицание»), Гегель характеризует качество одно-
временно как бытийное утверждение и отрицание — в


том смысле, что «нечто», конституированное данной
качественной определенностью, тем самым и замы-
кается в ней как своей имманентной границе, отделяю-
щей его от других качественных определенностей. По
Гегелю, «граница составляет, с одной стороны, реаль-
ность наличного бытия, а с другой стороны, она есть
его отрицание». «Сущим», т. е. выступающим в виде
бытия, отрицанием «нечто» Гегель считает другое «не-
что», толкуя последнее как результат необходимого
изменения данного «нечто»: «В изменении обнаружи-
вается внутреннее противоречие, которым бытие стра-
дает с самого начала и которое заставляет последнее
выходить за свои пределы». Усматривая основной
источник изменения наличного бытия в его внутренней
противоречивости, Гегель высказывает глубокую диа-
лектическую мысль о существе этого процесса.
И здесь Гегель делает новый шаг к выявлению закона
единства и борьбы противоположностей. Вместе с тем
Гегель явно подходит к пониманию (разумеется,
в идеалистически мистифицированной форме) того,
что изменение всего сущего представляет собой объек-
тивную закономерность, коренящуюся в самом этом
сущем. Указывая, что «нечто благодаря своему каче-
ству... изменчиво», Гегель подчеркивал, что «изменчи-
вость лежит в понятии наличного бытия, и изменение
есть лишь обнаружение того, что наличное бытие есть
в себе» (96. 1. 231, 232).

Далее Гегель рассматривает качественно опреде-
ленное бытие под углом зрения конечности и бесконеч-
ности.
Усматривая в этой определенности «конеч-
ность» «нечто», Гегель полагает, что даже нескон-
чаемый переход «нечто» в другое «нечто», а друго-
го — в третье и т. д. не означает «истинной бесконеч-
ности», которая «должна быть определена и высказана
как единство бесконечного и конечного». По мнению
Гегеля, нескончаемые переходы на уровне «нечто» —
это выражение «дурной бесконечности бесконечного
прогресса». Рациональный аспект гегелевской критики
«дурной бесконечности» состоит в указании на мета-
физическую ограниченность представления о процессе
изменений в природе как движении, в котором не про-
исходит подъема от низшего бытия к высшему, т. е.
диалектического развития. Господство такого предста-
вления в раннем новоевропейском материализме вос-
принималось Гегелем (вследствие отсутствия у него


знания о разработке во французском материализме
XVIII в. учения о саморазвитии материи) как аутен-
тичное понимание непреодолимой ограниченности из-
менений самого природного бытия как такового. На
этом основании возникла идеалистическая мистифика-
ция проблемы бесконечности и единства бесконечного
и конечного. Согласно Гегелю, бесконечность есть
прерогатива духовного бытия, а переход конечного
в бесконечное должен быть понят в виде перехода от
наличного бытия, характеризуемого как реальное
вместе с тем как «в-себе-бытие»), к «для-себя-бытию»,
характеризуемому как идеальное. Возможность данно-
го перехода обусловлена, по Гегелю, тем, что идеаль-
ность «есть истина реальности, т. е. что реальность,
положенная как то, что она есть в себе, сама оказы-
вается идеальностью». Гегель убежден, что «эта
идеальность конечного есть основное положение фило-
софии, и каждое подлинно философское учение
есть поэтому идеализм» (96. 1. 235, 232, 237). Тем
самым «идея», развертывающаяся в науке логики, по-
казана возвращающейся из природного бытия, погло-
тившего было ее, в «стихию мышления».

Правда, теперь это «мышление» не выглядит таким
«чистым», каким оно было представлено Гегелем в на-
чале науки логики. На рассматриваемой стадии оно
уже настолько «загрязнено» определениями природно-
материального бытия (в дальнейшем такое «загрязне-
ние» становится все большим), что сам Гегель факти-
чески более не мыслит возможности существования
и развертывания совершенно «чистого мышления».
Ставя и решая вопрос, которому в соответствии с за-
мыслом системы надлежало появиться лишь в фило-
софии духа, но который на деле с необходимостью
возник уже в науке логики, Гегель заявлял, что «дух...
не есть лишь абстрактное потустороннее природы,.
а есть поистине дух и подтверждает себя в качестве та-
кого лишь постольку, поскольку он содержит в себе
природу как снятую». Относительно же природы гово-
рится, что она «не есть застывшее и завершенное «для
себя», которое, следовательно, могло бы существовать
и без духа», а «лишь в духе достигает она своей цели
и своей истины...». Проглядывающая сквозь эти утвер-
ждения реальная проблема, для которой Гегель из-за
своих идеалистических установок может предложить
лишь мистифицированное решение, это проблема про-


исхождения человеческого сознания, проблема возник-
новения живых природных существ, обладающих спо-
собностью мыслить и благодаря ей познающих
действительность. Говоря о том, что «вещи, принадле-
жащие царству природы, не доходят до свободного
для-себя-бытия», и потому «мы вообще должны пони-
мать для-себя-бытие как идеальность», Гегель указы-
вает, что «ближайший пример для-себя-бытия имеем
мы в «я» (96. 1. 237).

Понятие «для-себя-бытие» используется Гегелем
для обоснования перехода в бытии не только от ре-
ального к идеальному, но и от единого к многому. Не-
посредственно представая как замкнутое и единое,
«для-себя-бытие» в силу самих этих определений «ис-
ключает другое из себя», и, по Гегелю, «отношение отри-
цательного с собой... есть... отличение единого от само-
го себя, отталкивание одного, т. е. полагание многих
одних». Это весьма искусственное объяснение того,
«откуда берутся многие», реальность которых в при-
родном и человеческом мире является эмпирически
очевидным фактом, трактуется Гегелем как переход
качественной определенности в «снятую, т. е. в бытие
как количество». Положение о диалектике «одного»
Гегель кладет в основу философского обоснования
(«дедукции») провозглашенного Кантом единства сил
притяжения и отталкивания в материальном мире, по-
лагая, что эти физические реалии входят в тоталь-
ность моментов качества, которая после своего раз-
вертывания, «полагания» снимается переходом в коли-
чество.

Количество. «Количество,— согласно дефиниции Ге-
геля, — есть чистое бытие, в котором определенность
положена уже не как тождественная с самим бытием,
а как снятая, или безразличная» (96. 1. 236, 238, 239,
242). Гегелевский тезис о переходе качества в количе-
ство
по-своему, не очень адекватно отразил тот факт,
что объективное бытие обладает как качественной, так
и количественной определенностями, что они взаимо-
связаны и что вторая в отличие от первой может в из-
вестных пределах варьироваться без ущерба для опре-
деляемого ею бытия.

Категорию количества Гегель считал важной сту-
пенью в развитии логической идеи и в истории фило-
софского понимания абсолюта. Видя историческое во-
площение этой ступени в пифагореизме, Гегель квали-


фицировал пифагорейскую попытку «понимать вселен-
ную как число», как «первый шаг к метафизике,
возвышающейся над ионийской «физикой». Но числа,
полагал Гегель, еще обременены чувственными пред-
ставлениями и не поднимаются до сферы «чистого
мышления», вследствие чего развивающаяся филосо-
фия должна стать выше чисто количественного опре-
деления абсолюта, а если она движется только в сфере
числовых определений, то это «работа безумия». Ге-
гель подчеркивал, что он вовсе не собирается унижать
достоинство математики, напротив: «Количество есть
во всяком случае ступень идеи, которой следует возда-
вать должное прежде всего как логической категории,
а затем также и в предметном мире — как в царстве
природы, так и в царстве духа». Примечательно одо-
брительное мнение Гегеля о том, что «оказалось воз-
можным изобрести машины, совершеннейшим обра-
зом выполняющие арифметические действия»
(96. 1. 253, 254, 244-245, 290, 292).

При характеристике количества Гегель формули-
рует диалектические положения о единстве дискретно-
сти и непрерывности, простого и сложного.
Эти поло-
жения используются для диалектического осмысления
проблем, поставленных математическими антиномия-
ми Канта. Содержательны соображения Гегеля о диа-
лектическом аспекте исчисления бесконечно малых
в новейшей математике.

В большой логике количество представлено триа-
дой прямого, обратного и степенного отношений, а
в малой логике — триадой чистого количества, опреде-
ленного количества и степени.
В обоих вариантах Ге-
гель трактует ступени количества как вехи на пути его
перехода в качество. Однако сами по себе названные
триады не дают убедительного обоснования того, что
количество переходит в качество.

Утверждение Гегеля об этом переходе становится
убедительным и приобретает глубокий диалектический
смысл лишь тогда, когда оно связывается с осмысле-
нием того, как связаны с качествами количественные
определенности объективной реальности. Гегель отме-
чает, что теоретический и практический интерес все-
возможных исчислений, производимых в отношении
этого мира, состоит в том, что таким путем выя-
вляются его важные качественные определенности.
Так, при измерении длины струн музыкальных инстру-


ментов людей интересуют обусловленные различием
длин «качественные различия звуков» вибрирующих
струн. В химии измерение соединяемых друг с другом
веществ производится для того, чтобы узнать «количе-
ства, которые лежат в основании определенных ка-
честв». Даже «в статистике числа, которыми она зани-
мается, также интересны лишь обусловленными ими
качественными результатами». Именно на основе фи-
лософского осмысления таких зависимостей каче-
ственных определений от количественных Гегель при-
ходил к выводу о переходе количества в качество,
которому он придал абстрактно-логическую форму.
Трактуя этот переход как полагание единства каче-
ства и количества,
Гегель обозначил это единство по-
нятием «мера».

Мера. По дефиниции Гегеля, «мера есть качествен-
но определенное количество...». Гегель характеризует
меру как «дефиницию абсолюта» и заявляет, что с
этой точки зрения «бог есть мера всех вещей...». Но
действительной сферой применения понятия «мера»
является предметный мир, и сам Гегель указывает,
что при произведении измерений в этом мире «мы на
самом деле всегда уже имеем в виду как цель такого
рассмотрения меру...» (96. 1.257, 258).

Глубинный характер, скрытый «механизм» процес-
са изменения бытия — вот главные проблемы, которые
стремится разрешить Гегель при исследовании взаи-
мозависимости качественных и количественных опре-
делений. В этом плане смысл положения о мере как
единстве качества и количества состоит в раскрытии
той неочевидной закономерности, что качественные
изменения бытия подготавливаются его количе-
ственными изменениями, которые обыденному созна-
нию представляются никак не затрагивающими дан-
ную качественную определенность. Гегель указывает,
что «кажущееся невинным изменение количества пред-
ставляет собой как бы хитрость, посредством которой
уловляется качественное». Этот вывод делается на ос-
нове осмысления результатов главным образом есте-
ственнонаучных исследований. «Так, например, — впо-
следствии этот введенный в философский оборот
пример стал хрестоматийным, — температура воды
сначала не оказывает никакого влияния на ее капель-
но-жидкое состояние, но затем при возрастании или
уменьшении температуры достигается точка, на кото-


рой это состояние сцепления качественно изменяется,
и вода переходит, с одной стороны, в пар и, с дру-
гой — в лёд». Выход количественных изменений за
предел данной качественной определенности Гегель
называет нарушением меры, подчеркивая вместе
с тем, что в результате устанавливается не какая-то
безмерность, а новая мера как единство нового каче-
ства и соответствующего ему количества. Этот «про-
цесс меры,
который попеременно то оказывается толь-
ко изменением количества, то переходом количества
в качество», Гегель считает целесообразным предста-
вить наглядно «в образе узловой линии», узлы которой
изображают названные переходы. Обнажая объектив-
ную основу и этого своего обобщения, Гегель отме-
чал, что «такого рода узловую линию мы прежде все-
го находим в разнообразных формах в природе:
в изменениях агрегатных состояний воды, связанных
с увеличением или уменьшением ее температуры;
в различных степенях окисления металла; в различии
музыкальных тонов разно длинных струн» (96. 1.259
261).

Скачки. Всеми этими положениями подготавли-
вается следующее важнейшее обобщение Гегеля: каче-
ство, возникшее в результате прехождения количе-
ственными изменениями предшествующей меры,
является подлинно новым, и при переходе к нему от
старого качества к новому совершается своего рода
разрыв в бытии. В противовес выдвинутой в XVII в.
Лейбницем и ставшей вскоре господствующей конти-
нуалистской концепции качественных изменений,
утверждавшей, что они происходят сугубо постепенно
и «природа не делает скачков», Гегель обосновывал
положение о том, что при этих изменениях имеет ме-
сто перерыв постепенности и они носят скачкообразный
характер. Отмечая, что «и обыденное представление,
когда оно хочет постичь некоторое возникновение или
прехождение», мыслит их постепенными, Гегель разъ-
ясняет, что «вообще изменения бытия суть не только
переход одной величины в другую, но и переход каче-
ственного в количественное и наоборот, иностановле-
ние, которое есть перерыв постепенности и качествен-
но иное по сравнению с предшествующим существова-
нием». Гегель подчеркивал, что «всякое рождение
и всякая смерть — это не продолжающаяся постепен-
ность, а, наоборот, перерыв такой постепенности


и скачок из количественного изменения в качествен-
ное». Важно заметить, что эта принципиально новая
трактовка процесса качественных изменений, по сути
дела приобретавшая значение глобальной диалектиче-
ской концепции развития, отнюдь не была спекуля-
тивным построением, а имела солидный естественно-
научный базис, который был философски глубоко
осмыслен. При этом Гегель осмысливал под интере-
сующим его углом зрения результаты новейших отрас-
лей естествознания, которые, в отличие от меха-
ники, исследовали качественные преобразования мате-
риальных веществ и тел. В физике внимание Гегеля
привлекало то, что «вода через охлаждение становится
твердой не постепенно, не так, чтобы стать (сначала)
кашеобразной, а затем постепенно затвердеть до плот-
ности льда, а затвердевает сразу...». Еще большее зна-
чение имел отмечаемый Гегелем факт того, что «каче-
ственные узлы и скачки»
обнаруживаются «в химиче-
ских соединениях...
при прогрессирующем изменении
пропорций смешивания»: «Например, соединения кис-
лорода и азота дают различные азотные окислы и кис-
лоты, появляющиеся лишь при определенных количе-
ственных отношениях смешения и обладающие сущ-
ностно различными качествами...» (95. 1.466, 465).
Гегель категорически отверг точку зрения Лейбница
на возникновение в мире качественно определенных
видов бытия как их переход от количественно малого
своего существования к количественно большому, а на
их исчезновение — как обратный переход, так сказать,
из «макросуществования» в «микросуществование».
При критике этой метафизической точки зрения (став-
шей философской основой преформистской трактовки
биологами эмбрионального развития) Гегель сделал
акцент на свойственном ей связывании процессов воз-
никновения и исчезновения (уничтожения, гибели)
с возможностью или невозможностью их чувственного
восприятия. «Предположение о постепенности возник-
новения, — указывал Гегель, — исходит из представле-
ния о том, что возникающее уже наличествует чув-
ственно или вообще в действительности и лишь из-за
своей незначительности еще не может быть восприня-
то, точно так же как предположение о постепенности
исчезновения исходит из представления о том, что не-
бытие или иное, занимающее место исчезающего, так-
же наличествует, но еще не может быть замечено...»


(95. 7. 466). Гегель справедливо считал, что при по-
следовательном проведении рассматриваемой точки
зрения проблемы возникновения и уничтожения вооб-
ще оказываются, по сути дела, устраненными, по-
скольку подменяются проблемами воспринимаемости
или невоспринимаемости некоторого наличного бы-
тия, приобретающего перманентное существование.

Вывод Гегеля о скачкообразности перехода от
одной качественно определенной ступени бытия к воз-
никающей из нее новой ступени представлял собой
крупнейшую философскую новацию и имел карди-
нальную значимость в разработке диалектической кон-
цепции развития. Этот вывод заключал в себе боль-
шие революционные потенции, проявившиеся при
материалистическом «перевертывании» гегелевской
диалектики, но в философии самого Гегеля не рас-
крывшиеся. При осмыслении социальных переворотов
Гегель не пользовался понятием скачка и вообще на-
столько недооценил важности этого понятия, что не
включил его в малую логику.

Считая, что в нескончаемом переходе от одной
меры к другой обнаруживается «истинная бесконеч-
ность совпадения с самим собой в своем другом»
(96. 1. 262), Гегель нащупывал путь к выявлению
единства конечного и бесконечного в самом предмет-
ном мире. Примечательно, что именно в связи с рас-
смотрением этой бесконечности Гегель характеризует
диалектические утверждения, имеющие место в ходе
развития, как «отрицание отрицания». Сторонами
утверждения, выражающего в данном случае истин-
ную бесконечность, выступали качества и количество,
переход которых друг в друга «обнаружил, что оба
они суть отрицания». Обратим внимание, во-первых,
на высказываемую при этом трактовку качества и ко-
личества как более высокой ступени противостоящих
понятий, чем чистое бытие и ничто, нечто и другое
и т. д., которые суть нижележащие ступени. Движение
понятий в сфере бытия предстает как восхождение по
этим ступеням, а его траектория — как спиралевидная,
поскольку она состоит из витков, располагающихся
один над другим по линии исходного противостояния.
В этом движении то и дело происходит возврат
к пунктам противостояния, но каждый раз на более
высоком уровне. Во-вторых, отметим, что, по Гегелю,
в процессе меры «мы получаем теперь подвергшееся


отрицанию в своих определениях и вообще снятое бы-
тие, которое есть сущность» (96. 1. 262). Сущность ха-
рактеризуется как результат диалектики качества, ко-
личества и меры. В большой логике третья, заключи-
тельная часть раздела о мере называется «Становле-
ние сущности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: