Тема № 7 «Обязанности лиц, несущих вахту». Занятие 3: Обязанности вахтенного офицера на ходу корабля

Занятие 3: Обязанности вахтенного офицера на ходу корабля. Обязанности вахтенного офицера при стоянке корабля на якоре (швартовах).

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Обязанности вахтенного офицера на ходу корабля.

2. Обязанности вахтенного офицера при стоянке корабля на якоре (швартовах).

Литература.

1. Инструкция по организации корабельной службы на кораблях Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

1.Учебный вопрос. Обязанности вахтенного офицера на ходу корабля

Вахтенный офицер является непосредственным помощником командира корабля в вопросах маневрирования, применения оружия при внезапных встречах с противником, уклонения от атак подводных лодок, самолетов, вертолетов и торпедных катеров, а также от обнаруженных торпед и мин.

Вахтенный офицер обязан:

1) руководить работой боевого информационного поста по обеспечению безопасности плавания;

2) принимать меры к прекращению дымления и искрения из труб в случае их появления;

2) руководить подъемом и подачей сигналов при изменении курса, хода, при маневрировании корабля, взлете и посадке летательных аппаратов, а также при ухудшении видимости;

3) докладывать командиру корабля (старшему помощнику командира) обо всем обнаруженном, что может повлиять на безопасность плавания или на выполнение поставленной задачи, а также об изменении обстановки и условий плавания;

4) информировать штурмана (боевой информационный пост) о начале и окончании поворота на новый курс, полученных приказаниях, связанных с изменением маршрута, места в строю (ордере), появлении и скрытии берегов и средств навигационного оборудования, резких изменениях гидрометеорологической обстановки, подъеме и опускании забортных устройств и о других действиях;

5) получать от штурмана: справочные данные, необходимые для выполнения обязанностей; доклады о времени поворота на новый курс за пять минут, за одну минуту и в расчетный момент начала поворота, о продолжительности лежания на новом курсе;

6) контролировать исправную работу и переключения размагничивающего устройства;

7) предупреждать командира электромеханической боевой части за 30 минут до прихода корабля к назначенному месту (плавбазе, якорной стоянке, узкости и далее), а также в других случаях, когда он сочтет необходимым.

Вахтенный офицер обязан осуществлять контроль:

1) за точным удержанием назначенного курса, скорости, места корабля в ордере;

2) за путеисчислением корабля, периодически определяя его место;

3) за изменением пеленга при встрече с кораблями и определять условия расхождения;

4) за исправным действием ходовых огней, а при плавании без огней - за полным затемнением корабля;

5) за положением подъемно-опускаемых устройств и возможностью их использования в зависимости от глубины места, волнения и скорости хода корабля.

Командир корабля назначает курс и скорость корабля через вахтенного офицера.

Вахтенный офицер имеет право без разрешения командира корабля изменить курс и скорость корабля только в случаях, грозящих опасностью кораблю (во избежание столкновения с другим кораблем, при обнаружении внезапной навигационной опасности, для уклонения от внезапных атак противника), а также для спасения упавшего за борт человека. При этом вахтенный офицер обязан, немедленно доложить о принятых мерах командиру корабля.

На ходу корабля вахтенный офицер обязан неотлучно находиться на ходовом мостике (в центральном посту). Смена вахтенных офицеров, в том числе и подсмена их на короткое время, производится с разрешения командира корабля (старшего помощника командира корабля).

Вахтенный офицер на ходу корабля обязан принять при заступлении на вахту сведения, касающиеся:

1) места корабля (обсервованного или счислимого), курса (по основным и резервным средствам курсоуказания) и назначенного хода, времени их предстоящего изменения, характера строя или номера ордера и места корабля в строю, элементов дрейфа и сноса течением, учитываемых поправок курсоуказателей и измерителей скорости;

2) обстановки в районе плавания: средств навигационного оборудования и берегового технического наблюдения, глубин и навигационных опасностей, кораблей (судов), находящихся на видимости, и условий расхождения с ними;

3) машин и устройств, которыми осуществляется движение корабля и управление им;

4) готовности оружия, дежурных сил и средств.

Вахтенный офицер, заступающий на вахту, обязан лично проверить место, курс, скорость и положение корабля в ордере, измерить глубину эхолотом, изучить обстановку по маршруту плавания в течение предстоящей вахты.

2. Учебный вопрос. Обязанности вахтенного офицера при стоянке корабля на якоре (швартовах)

Вахтенный офицер обязан:

1) докладывать командиру корабля (старшему помощнику) и дежурному по кораблю обо всех входящих на рейд и выходящих с рейда кораблях и судах, а также обо всем обнаруженном, что может повлиять на безопасность стоянки корабля;

2) осуществлять контроль за правильным использованием корабельных катеров и шлюпок, руководить их отправкой и приемом, производить посадку в них людей, не допуская перегрузки;

3) контролировать выполнение рейдовых и портовых правил личным составом корабля и проходящих катеров и шлюпок;

4) принимать меры к обеспечению безопасной стоянки и движения катеров и шлюпок у борта корабля;

5) принимать меры к оказанию помощи шлюпкам, терпящим бедствие, а также к спасению утопающих;

6) требовать от личного состава соблюдения корабельных правил, установленной формы одежды, порядка и чистоты на верхней палубе и у бортов корабля;

7) руководить подъемом и спуском Военно-морского флага, включением и выключением якорных огней, подъемом и подачей сигналов в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновения судов;

8) посылать за 30 минут до подъема флага старшему помощнику командира корабля утренний рапорт по форме, указанной в приложении 5;

9) контролировать своевременность отбития склянок.

Вахтенный офицер ведет наблюдение за якорной цепью и ее вытравленным количеством, которое всегда должно соответствовать условиям стоянки и состоянию погоды, за швартовами, за готовностью к отдаче второго якоря.

При усилении ветра приказывает докладывать ему замеры ветра через каждый час или каждые тридцать минут, в соответствии с обстановкой, принимает меры к подъему катеров и шлюпок или отсылает их в укрытое место стоянки и докладывает об этом командиру корабля или его старшему помощнику.

Вахтенный офицер обязан особенно осуществлять контроль за дрейфом корабля, используя для этого личные определения места корабля, контрольные пеленги, дистанции до береговых ориентиров и брошенную за борт балластину. В случае обнаружения дрейфа немедленно докладывать командиру корабля.

Вахтенный офицер отвечает за своевременную подготовку корабля к приему к борту судов снабжения (за уборку трапов, шлюпок, заваливание шлюпбалок, кранов), быструю приемку швартовов и организацию приемки запасов, обеспечивающую минимальный срок стоянки судна у борта корабля.

Перед дачей пробных оборотов машин вахтенный офицер принимает необходимые меры предосторожности в отношении шлюпок (катеров) и концов за кормой, устанавливает наблюдение за швартовами и якорной цепью. С ведома старшего помощника командира корабля, убедившись в готовности машинного телеграфа, он дает разрешение в машину о даче пробных оборотов.

Вахтенный офицер обязан находиться на верхней палубе, преимущественно на юте или у входных трапов. В свежую погоду при стоянке корабля, имеющего главные машины в готовности к немедленной даче хода, во время проворачивания главных машин и в других случаях, когда требуется личное наблюдение за окружающей обстановкой, вахтенный офицер обязан находиться на ходовом мостике.

Вахтенный офицер, заступая на вахту, должен принять сведения, касающиеся:

1) готовности корабля к походу;

2) количества якорной цепи на клюзе (заведенных на бочку перлиней или на стенку швартовов);

3) готовности второго якоря к отдаче;

4) глубины, грунта и течения;

5) отсутствующих лиц экипажа, а также пребывания посторонних лиц на корабле;

6) катеров и шлюпок, как отсутствующих, так и находящихся у борта;

7) диспозиции кораблей, стоящих на рейде, местонахождения старшего на рейде;

8) условных сигналов по тревогам.

Вахтенный офицер контролирует съезд с корабля и возвращение на него личного состава, своз различных материальных средств и имущества и доставку их на корабль.

При встрече катеров (шлюпок) с начальниками вахтенный офицер занимает положение, указанное в приложении 14. При приеме катеров (шлюпок) со старшинами и матросами вахтенный офицер остается на верхней площадке трапа до выхода из катера (шлюпки) последнего прибывшего на нем человека.

При отправлении личного состава с корабля вахтенный офицер не допускает скопления людей у трапов (сходней). До начала посадки отбывающие на берег старшины и матросы должны находиться в строю.

С подходом катера (шлюпки) к трапу вахтенный офицер производит посадку в первую очередь матросов и старшин, затем офицеров, не допуская нагрузки катера выше установленных норм.

При посадке личного состава на катера (шлюпки) и до их отхода от борта (трапа) вахтенный офицер на корабле находится на верхней площадке трапа, в этом случае к трапу он вызывает подсменного рулевого-сигнальщика (боцмана).

На кораблях 1 ранга может назначаться помощник вахтенного офицера.

Помощник вахтенного офицера должен знать обязанности вахтенного офицера в полном объеме и быть готовым заменить его в случае необходимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: