Порядок рождения ребенка и его развитие

Хотя родители дошкольников часто жалуются на соперничество своих детей, которое приводит к ссорам и дракам, родных детей в одной семье обычно связывают сильная привязанность и дружба, оказывающие огромное влияние на их поведение. Даже если у детей большая разница в возрасте, для них не проходит бесследно жизнь бок о бок с равными себе по положению (они же дети одних родителей) и в то же время не равными по ряду других качеств: возрасту, росту, полу, знаниям, уму, внешней привлекательности и т. д. - людьми.

Например, что касается первого измерения - привязанности, - то некоторые дошкольники уже в 2-летнем возрасте так привязываются к своим братьям и сестрам, что весьма остро переживают их отсутствие, а при их появлении приходят в восторг и, присоединившись к ним, исследуют бесконечное многообразие окружающего мира. Привязанность братьев и сестер друг к другу может соперничать по прочности с привязанностью родителей к ребенку. В то же время некоторые братья и/или сестры практически не находят общих занятий, живя каждый в своей эмоциональной сфере. В отношении такого измерения, как общие фантазии, исследования показывают, что от четверти до трети братьев и сестер играют друг с другом в игры, в которых дети воображают себя кем-либо, и все они являются полноправными партнерами в своем воображаемом мире.

Какое влияние оказывают друг на друга братья и/или сестры? Как порядок рождения, или статус брата или сестры, влияет на личность каждого ребенка? Несмотря на то, что предыдущие поколения психологов выдвинули множество предположений, объясняющих влияние порядка рождения на личность ребенка, данные современных исследований не всегда согласуются с их взглядами. Фактически, не существует таких индивидуальных особенностей, которые зависели бы только от порядка рождения. Это, однако, не означает, что дети из одной семьи лишены индивидуальности. В действительности, дети, выросшие в одной семье, могут так же сильно отличаться друг от друга, как дети из разных семей.

Одна из причин, по которым ребенок отличается от своих братьев и сестер, заключается в том, что детям необходимо определить и упрочить свою неповторимую идентичность. Так, если старший ребенок серьезен и прилежен, то младший может стать шумливым и непоседливым. Девочка, у которой четверо сестер и ни одного брата, может отвоевать себе нишу в семейной жизни, приняв мужественность как роль.

Другая причина связана с уникальностью личного опыта в противоположность общим для братьев и сестер жизненным событиям. Несмотря на то, что дети из одной семьи участвуют в одних и тех же событиях, живут в одном и том же доме, с теми же родителями, у каждого ребенка есть множество сугубо личных переживаний, которые неведомы остальным. Вот что говорит по этому поводу психолог Роберт Пломин из Пенсильванского университета: "Членов одной семьи объединяет скорее ДНК, чем общий опыт. Значимые средовые эффекты специфичны для каждого ребенка". Какая-то часть личного опыта связана с порядком рождения. Например, первенец может получить, по сравнению со своими братьями и сестрами, больше тепла и внимания. Другая же его часть, связанная с болезнью, изменениями рода занятий и финансового положения семьи, переменами в отношениях со сверстниками в школе, не имеет никакого отношения к порядку рождения.

Несмотря на то, что порядок рождения не оказывает достаточно ясного, постоянного и предсказуемого воздействия на личность, во многих исследованиях обнаружено его влияние на интеллект и достижения ребенка, и здесь первенцы имеют явное преимущество перед остальными детьми в семье. В среднем, старшие дети имеют более высокий коэффициент интеллекта, а в школе и последующей карьере достигают гораздо лучших результатов. Столь же высокие достижения могут быть у единственных детей в семье, но их коэффициент интеллекта в среднем немного ниже, чем у старших детей из семей, где два или три ребенка. Одним из объяснений такого результата может быть то, что единственные дети никогда не имели возможности играть роль учителя для своих младших братьев и сестер, которая может усиливать интеллектуальное развитие ребенка.

Однако различия в коэффициенте интеллекта, в основе которых лежит порядок рождения, выражены лишь в виде слабой тенденции. Гораздо большие и стойкие различия проявляются, когда исследователи учитывают размер семьи. Чем больше детей в семье, тем ниже коэффициент их интеллекта и тем реже они заканчивают высшие учебные заведения. Такое соотношение сохраняется даже при контроле других факторов, таких как структура семьи и ее доход. Отметим, однако, что структура семьи (полная семья или нет) и ее доход в значительной степени влияют на коэффициент интеллекта и достижения детей - даже в большей степени, чем порядок рождения или количество детей.

Старшие братья и/или сестры являются важными моделями, поведению которых подражают младшие. Исследователи полагают, что если у мальчика есть старший брат или у девочки - старшая сестра, они проявляют более типичное для данного пола поведение, чем те дети, пол которых не совпадает с полом старших детей в семье. К тому же чистый эффект фактора "статус брата или сестры" зависит от разницы в возрасте между детьми. Чем ближе они по возрасту, тем сильнее сказываются отношения на их развитии. В любом случае, перед каждым ребенком в семье встает задача формирования оригинальной Я-концепции.

Было бы заблуждением полагать, что порядок рождения оказывает одинаковое воздействие на детей, воспитываемых в разных культурах. Роберт Ливайн, антрополог из Гарвардского университета, утверждает, что концепция порядка рождения существенно различается для семей, живущих в изобилующих природными богатствами странах, где процветает земледелие (какова, например, Кения), и американских семей. Во многих плодородных аграрных странах несколько семей - и родители, и дети - могут ютиться в одной хижине, в результате чего дети нескольких матерей воспитываются вместе. Тогда как в американской семье первенец - зачастую единственный ребенок в доме, имеющий свою комнату, собственные вещи, который в любое время может рассчитывать на внимание родителей, если ему захотелось поговорить или поиграть c ними. Первенец в аграрной стране живет со старшими детьми из других семей и в его обязанности, как и в обязанности большинства старших детей, входит уход за малышами и их обучение. Поэтому, заключает Ливайн, "первый социальный опыт единственного или первого ребенка в земледельческой стране редко настолько отличается от опыта его младших братьев и сестер, насколько он отличается у первенцев и последующих детей в американских семьях среднего класса".

ЛИТЕРАТУРА

1. «Умом и сердцем: Мысли о воспитании» - 5-е - Политиздат, 1989.

2. В.И.Гарбузов «От младенца до подростка» - С.Пб, 1996.

3. Л.и Б. Никшины «Мы и наши дети» - Москва.

4. Аллан Фромм «Азбука для родителей» - Лениздат, 1991.

5. Ф.С.Махов «Кого мы растим» - Москва, 1989.

6. Л.Захарова «Дитя в очереди за лаской» - Москва, 1 991.

7. «Введение в специальность» под ред. Л.И.Рувинцкого, М. 1988.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: