Подготовка эксплуатационнго персонала

Особую роль в обеспечении без­аварийной работы турбинной уста­новки играет система подготовки эксплуатационного персонала, вклю­чающая в себя:

А) изучение ПТЭ и инструкций;

Б) прохождение техминимума;

В) стажировку на рабочем ме­сте;

Г) экзамен;

Д) испытательный срок работы.

Изучение ПТЭ и (местных инст­рукций является основой подготов­ки эксплуатационного персонала. Эта работа проводится обучающи­мися самостоятельно и сопровожда­ется ознакомлением с оборудовани­ем по месту.

Прохождение техминимума пред­ставляет собой более высокую сту­пень обучения, чем простое изуче­ние инструкций, так как в програм­ме курсов техминимума предусматривается также изучение теоретиче­ских основ теории турбомашин, термодинамики, теории насосов и других технических дисциплин. Про­ведение занятий по техминимуму по­ручается наиболее квалифицирован­ному инженерному персоналу.

Стажировка на рабочем месте является обязательной для всего об­служивающего персонала цеха вне зависимости от образования. В на­стоящее время на всех электростан­циях принято правило, по которому стажировка на любую должность начинается с изучения всех рабочих мест, начиная с самой низшей долж­ности. Это положение касается так­же и инженерных должностей. Вторым путем подготовки обслужи­вающего персонала высокой квали­фикации является выдвижение с низ­ших должностей наиболее инициа­тивных и подготовленных работни­ков с одновременным обязательным обучением их в вузах или технику­мах по системе вечернего или заоч­ного обучения. После стажировки на низших рабочих местах произво­дится длительная стажировка на своем рабочем месте под руковод­ством наиболее квалифицированно­го специалиста, работающего в дан­ной должности. После окончания стажировки обучающийся сдает экзамен специальной комиссии и только после этого допускается к самостоятельной работе. Резуль­таты экзамена оформляются прото­колом. Отдача экзамена на должно­стную квалификацию не освобож­дает от повторных проверок знании, которые проводятся систематически по заранее разработанному графику.

В настоящее время значительное распространение получили техниче­ские способы обучения. К ним отно­сятся обучение на специальных пультах и тренажерах, применение автоматических экзаменаторов, раз­работка объемных макетов оборудо­вания и действующих моделей от­дельных узлов и механизмов.

Наиболее простым техническим средством проверки знаний являют­ся автоматические экзаменаторы. Они имеют много модификаций, но основная их общая и заключа­ется в том, что обучающийся должен в ответ на заданный вопрос выбрать из нескольких ответов пра­вильный. Для этого на особом пан­но или экране появляется вопрос, на который должен ответить экзаме­нуемый. На соседнем экране появ­ляется ряд ответов, из которых ТОЛЬ­КО один правильный. Выбрав ответ, обучающийся нажимает соответст­вующую кнопку, после чего машина выдает сигнал «верно» или «невер­но». Имеются машины, суммирую­щие ответы экзаменуемого на ряд вопросов и выдающие окончатель­ную оценку знаний по пятибалльной системе. Основным преимуществом подобных машин является возмож­ность самостоятельной проверки своих знаний. Однако такой способ проверки знаний не может заменить экзамена, принимаемого комиссией.

Весьма эффективным методом обучения является использование специальных тренажеров, имити­рующих пульт управления. С по­мощью тренажеров оперативный персонал обучается основным опера­циям по пуску и останову основного и вспомогательного оборудования, а также ликвидации наиболее ха­рактерных аварийных ситуаций. Применение тренажеров способст­вует сокращению срока стажировки, при этом стажер оказывается психо­логически лучше подготовленным к самостоятельной работе.

Тренажерная подготовка позволяет разыгрывать на математических моделях, составляющих основу тренажеров, разнообразные ситуации, которые могут встретиться на практике, в том числе самые маловероятные аварии, не рискуя при этом оборудованием станции.
Тренажерные подготовки студентов и специалистов, уже работающих на электростанциях при очень многих общих чертах содержат некоторые отличия. Например, для специалистов главная задача выработка навыков управления конкретным агрегатом, доведение их до автоматизма. Для студентов же эта задача не центральная, хотя она также должна предусматриваться. Для них главное обеспечить глубокое понимание сути физических процессов при тех или иных ситуациях (особенно нештатные), видеть набор альтернативных решений и прогнозировать развитие ситуации при каждом из них. Другими словами, студентов необходимо научить думать, принимая решения, а работников электростанций, уже прошедших студенческий этап обучения, научить действовать автоматически, мгновенно оценивая ситуацию и принимая решения. При этом не следует противопоставлять эти этапы тренажерного обучения: на первом этапе должна быть заложена фундаментальная база для разви тия интуиции, быстрого ориентирования в нештатных ситуациях и их распознавания.
Еще одно отличие состоит в том, что подготовка сотрудников электростанций обычно ориентирована на конкретный блок, подготовка же студентов должна быть более универсальной, направленной на изучение различных типов энергоблоков, а с учетом того, что продолжительность деятельности тренажера после окончания вуза превышает тридцать лет, также перспективных типов. Соответственно могут отличаться и тренажеры.
Концепцию непрерывной вузовской и пост вузовской подготовки специалистов целесообразно реализовать путем трехэтапной тренажерной подготовки. На первом этапе необходимо предусмотреть решение ситуационных задач на персональных ЭВМ, работающих в диалоговом режиме, с постепенным усложнением задач (концептуальная тренажерная подготовка). При этом вырабатывается умение думать, искать альтернативные решения. Этот этап должен стать, пожалуй, главным в вузовской подготовке. В завершающей части этапа желательно проведение деловых игр с участием нескольких студентов, по условиям игры выполняющим разные функции на электростанции. В числе таких игр могут быть противоаварийные тренировки.

Второй этап должен включать подготовку на имитаторах и локальных тренажерах, где воспроизводятся отдельные технологические процессы, а также реальные устройства управления теми или иными системами. Третий этап (в вузовской подготовке его целесообразно совместить с эксплуатационной практикой) основной в послевузовском повышении квалификации эксплуатационного персонала. На этом этапе проводится подготовка на полномасштабных тренажерах, модулирующих конкретные энергоблоки. Разумеется, разделение тренажерной подготовки на этапы в известной степени условно. Каждая ступень подготовки и повышения квалификации специалистов может в той или иной мере включать в себя три этапа.
Сказанное выше определяет специфику математических моделей тренажеров. Они должны строиться по двухуровневому принципу: нижний уровень это математические модели физических процессов в оборудовании энергоблока; верхний (обучающий алгоритм) реализация в форме диалога обучающегося с ЭВМ или иным способом педагогического сценария развития той или иной эксплуатационной ситуации с разветвленным деревом ложных ходов для того, чтобы на каждом шагу обучающийся вы
нужден был принимать решения, проводить выбор между альтернативными вариантами. Для математической модели нижнего уровня наиболее приемлем модульный принцип построения.
Общая модель энергоблока представляет собой при этом комплекс модулей, каждый из которых соответствует какомулибо физическому процессу в элементе блока. Заменой отдельных модулей можно изменять структуру энергоблока, его тип, что придает модели свойство универсальности. Кроме того, целесообразно предусмотреть возможность моде лирования процессов как детализированными, так и упрощенными моделями, что обеспечивает решение разнообразных задач, а также позволяет
использовать тренажер как исследовательский стенд для поиска новых, еще не применяемых решений.
Представляется перспективной концепция развивающегося тренажера, при которой можно дополнять его новыми типами и модификациями оборудования, новыми технологическими режимами, неизвестными в момент создания тренажера.
Наконец, в математических моделях тренажеров целесообразно применять переменный масштаб времени. Это обеспечивает на начальном этапе обучать в замедленном темпе для лучшего усвоения физических особенностей рабочих процессов в той или иной ситуации, а также приспосабливать скорость этих процессов к реальным возможностям каждого обучающегося. В дальнейшем темп работы ускоряется вплоть до работы в реальном и даже более быстром масштабе времени.

Лекция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: