Особую роль в обеспечении безаварийной работы турбинной установки играет система подготовки эксплуатационного персонала, включающая в себя:
А) изучение ПТЭ и инструкций;
Б) прохождение техминимума;
В) стажировку на рабочем месте;
Г) экзамен;
Д) испытательный срок работы.
Изучение ПТЭ и (местных инструкций является основой подготовки эксплуатационного персонала. Эта работа проводится обучающимися самостоятельно и сопровождается ознакомлением с оборудованием по месту.
Прохождение техминимума представляет собой более высокую ступень обучения, чем простое изучение инструкций, так как в программе курсов техминимума предусматривается также изучение теоретических основ теории турбомашин, термодинамики, теории насосов и других технических дисциплин. Проведение занятий по техминимуму поручается наиболее квалифицированному инженерному персоналу.
Стажировка на рабочем месте является обязательной для всего обслуживающего персонала цеха вне зависимости от образования. В настоящее время на всех электростанциях принято правило, по которому стажировка на любую должность начинается с изучения всех рабочих мест, начиная с самой низшей должности. Это положение касается также и инженерных должностей. Вторым путем подготовки обслуживающего персонала высокой квалификации является выдвижение с низших должностей наиболее инициативных и подготовленных работников с одновременным обязательным обучением их в вузах или техникумах по системе вечернего или заочного обучения. После стажировки на низших рабочих местах производится длительная стажировка на своем рабочем месте под руководством наиболее квалифицированного специалиста, работающего в данной должности. После окончания стажировки обучающийся сдает экзамен специальной комиссии и только после этого допускается к самостоятельной работе. Результаты экзамена оформляются протоколом. Отдача экзамена на должностную квалификацию не освобождает от повторных проверок знании, которые проводятся систематически по заранее разработанному графику.
|
|
В настоящее время значительное распространение получили технические способы обучения. К ним относятся обучение на специальных пультах и тренажерах, применение автоматических экзаменаторов, разработка объемных макетов оборудования и действующих моделей отдельных узлов и механизмов.
Наиболее простым техническим средством проверки знаний являются автоматические экзаменаторы. Они имеют много модификаций, но основная их общая и заключается в том, что обучающийся должен в ответ на заданный вопрос выбрать из нескольких ответов правильный. Для этого на особом панно или экране появляется вопрос, на который должен ответить экзаменуемый. На соседнем экране появляется ряд ответов, из которых ТОЛЬКО один правильный. Выбрав ответ, обучающийся нажимает соответствующую кнопку, после чего машина выдает сигнал «верно» или «неверно». Имеются машины, суммирующие ответы экзаменуемого на ряд вопросов и выдающие окончательную оценку знаний по пятибалльной системе. Основным преимуществом подобных машин является возможность самостоятельной проверки своих знаний. Однако такой способ проверки знаний не может заменить экзамена, принимаемого комиссией.
|
|
Весьма эффективным методом обучения является использование специальных тренажеров, имитирующих пульт управления. С помощью тренажеров оперативный персонал обучается основным операциям по пуску и останову основного и вспомогательного оборудования, а также ликвидации наиболее характерных аварийных ситуаций. Применение тренажеров способствует сокращению срока стажировки, при этом стажер оказывается психологически лучше подготовленным к самостоятельной работе.
Тренажерная подготовка позволяет разыгрывать на математических моделях, составляющих основу тренажеров, разнообразные ситуации, которые могут встретиться на практике, в том числе самые маловероятные аварии, не рискуя при этом оборудованием станции.
Тренажерные подготовки студентов и специалистов, уже работающих на электростанциях при очень многих общих чертах содержат некоторые отличия. Например, для специалистов главная задача выработка навыков управления конкретным агрегатом, доведение их до автоматизма. Для студентов же эта задача не центральная, хотя она также должна предусматриваться. Для них главное обеспечить глубокое понимание сути физических процессов при тех или иных ситуациях (особенно нештатные), видеть набор альтернативных решений и прогнозировать развитие ситуации при каждом из них. Другими словами, студентов необходимо научить думать, принимая решения, а работников электростанций, уже прошедших студенческий этап обучения, научить действовать автоматически, мгновенно оценивая ситуацию и принимая решения. При этом не следует противопоставлять эти этапы тренажерного обучения: на первом этапе должна быть заложена фундаментальная база для разви тия интуиции, быстрого ориентирования в нештатных ситуациях и их распознавания.
Еще одно отличие состоит в том, что подготовка сотрудников электростанций обычно ориентирована на конкретный блок, подготовка же студентов должна быть более универсальной, направленной на изучение различных типов энергоблоков, а с учетом того, что продолжительность деятельности тренажера после окончания вуза превышает тридцать лет, также перспективных типов. Соответственно могут отличаться и тренажеры.
Концепцию непрерывной вузовской и пост вузовской подготовки специалистов целесообразно реализовать путем трехэтапной тренажерной подготовки. На первом этапе необходимо предусмотреть решение ситуационных задач на персональных ЭВМ, работающих в диалоговом режиме, с постепенным усложнением задач (концептуальная тренажерная подготовка). При этом вырабатывается умение думать, искать альтернативные решения. Этот этап должен стать, пожалуй, главным в вузовской подготовке. В завершающей части этапа желательно проведение деловых игр с участием нескольких студентов, по условиям игры выполняющим разные функции на электростанции. В числе таких игр могут быть противоаварийные тренировки.
Второй этап должен включать подготовку на имитаторах и локальных тренажерах, где воспроизводятся отдельные технологические процессы, а также реальные устройства управления теми или иными системами. Третий этап (в вузовской подготовке его целесообразно совместить с эксплуатационной практикой) основной в послевузовском повышении квалификации эксплуатационного персонала. На этом этапе проводится подготовка на полномасштабных тренажерах, модулирующих конкретные энергоблоки. Разумеется, разделение тренажерной подготовки на этапы в известной степени условно. Каждая ступень подготовки и повышения квалификации специалистов может в той или иной мере включать в себя три этапа.
Сказанное выше определяет специфику математических моделей тренажеров. Они должны строиться по двухуровневому принципу: нижний уровень это математические модели физических процессов в оборудовании энергоблока; верхний (обучающий алгоритм) реализация в форме диалога обучающегося с ЭВМ или иным способом педагогического сценария развития той или иной эксплуатационной ситуации с разветвленным деревом ложных ходов для того, чтобы на каждом шагу обучающийся вы
нужден был принимать решения, проводить выбор между альтернативными вариантами. Для математической модели нижнего уровня наиболее приемлем модульный принцип построения.
Общая модель энергоблока представляет собой при этом комплекс модулей, каждый из которых соответствует какомулибо физическому процессу в элементе блока. Заменой отдельных модулей можно изменять структуру энергоблока, его тип, что придает модели свойство универсальности. Кроме того, целесообразно предусмотреть возможность моде лирования процессов как детализированными, так и упрощенными моделями, что обеспечивает решение разнообразных задач, а также позволяет
использовать тренажер как исследовательский стенд для поиска новых, еще не применяемых решений.
Представляется перспективной концепция развивающегося тренажера, при которой можно дополнять его новыми типами и модификациями оборудования, новыми технологическими режимами, неизвестными в момент создания тренажера.
Наконец, в математических моделях тренажеров целесообразно применять переменный масштаб времени. Это обеспечивает на начальном этапе обучать в замедленном темпе для лучшего усвоения физических особенностей рабочих процессов в той или иной ситуации, а также приспосабливать скорость этих процессов к реальным возможностям каждого обучающегося. В дальнейшем темп работы ускоряется вплоть до работы в реальном и даже более быстром масштабе времени.
|
|
|
|
Лекция