Развитие права

Политика перестройки не могла обойтись без осуществления правовойреформы. Она начала осуществляться в 1989 г., в основном за счет активизации законодательной деятельности. При этом ее приведение отмечено противоречивым характером, что соответствовало внутренним конфликтам, свойственным политике данного периода.

Право в своем развитии отставало от темпов движения общественной жизни. Многие новые хозяйственные и социальные вопросы оказались не урегулированными правом. С другой стороны, ряд устаревших правовых норм не был формально отменен, хотя практически не действовал. Возникшая с 1989 г. «война законов» вызвала явления правового нигилизма. Принцип законности к концу перестройки был поколеблен.

Гражданское право. Перестройка не предвещала революционного поворота в развитии имущественных отношений. Ее начало выглядело достаточно традиционным. В 1985 г. в связи с антиалкогольной кампанией был установлен затруднительный порядок приобретения вино-водочных товаров. В 1986 г. проведена неуместная кампания борьбы с нетрудовыми доходами, вызвавшая ограничения правоспособности владельцев приусадебных участков. Обе эти акции объективно способствовали сокращению гражданского оборота. В целях повышения качества товаров в 1987 г. была введена государственная приемка выпущенной продукции.

Однако вскоре в политике перестройки был сделан очень сильный акцент на такие ее элементы, как «активизация человеческого фактора», развитие «материального интереса» работника в результатах труда. Данный шаг означал отход государства от прежней административно-командной системы руководства народным хозяйством к его регулированию на основе экономических методов, через интерес производителя. Следствием этого явилось расширение гражданской правоспособности физических и юридических лиц и усиление гражданского оборота. В ноябре 1986 г. был принят закон, разрешивший индивидуальную трудовую деятельность. Создавались благоприятные условия для расширения деятельности кооперативных организаций. Наметившиеся перемены были в 1988 г. закреплены законом о кооперации в СССР. В 1990 г. в этот закон внесены значительные изменения. Кооперативы могли заниматься любыми видами деятельности, если не существовало специальных законодательных запрещений. На 1 января 1990 г. в СССР существовало около 200 тыс. кооперативов в сфере производства и услуг. Только в одной Москве их было 15 тыс. В 1987 г. получил большое развитие договор аренды объектов социалистической собственности на основе семейного, бригадного или коллективного подряда.

В 1987 г. принято очень важное положение о социалистическом производственном предприятии (объединении) в СССР, создававшее совершенно новый механизм хозяйствования. Оно было призвано поставить основное звено производства - фабрики и заводы - в такие экономические условия, которые побуждали бы их проявить инициативу и эффективно использовать свои резервы и достижения научно-технической революции. Самостоятельность предприятий кардинально расширялась. Они в течение трех лет переводились на полный хозрасчет и самофинансирование. Бюджетное финансирование, как правило, исключалось. Государство не отвечало за долги предприятия. Последнее само несло полную ответственность за результаты своей деятельности. Однако этот закон оказался преждевременным и оказал отрицательное влияние на развитие экономики.

Начался переход от материально-технического снабжения по лимитам и фондам к оптовой торговле средствами производства. Предприятия переходили к планированию своей деятельности в соответствии со своими экономическими интересами. Но они обязывались к выполнению государственных заказов, за пределами которых они были полностью самостоятельны, в том числе и в выборе партнеров.

На предприятии вводилось самоуправление трудового коллектива. Последний формировал совет, выбирал на конкурсной основе директора предприятия. Совет предприятия решал наиболее важные вопросы, в том числе и такой на тот момент актуальный вопрос как выбор модели хозрасчета. В целях создания условий для широкого внедрения второй модели хозрасчета («коллективного подряда») в 1989 г. были утверждены общесоюзные основы законодательства об аренде.

В конце 1989 г. была выработана политическая установка о переходе к регулируемому рынку, вызвавшая настоящую революцию в имущественных отношениях. Необходимо было создание многих экономико-юридических институтов, без которых функционирование рынка просто невозможно. Прежде всего нужны перемены в отношениях собственности. В этой связи необходимо прежде всего отметить те знаменательные изменения, которые внесены в Конституцию СССР 14 марта 1990 г. Теперь «экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности.

Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности и обеспечивает равную их защиту» (ст. 10 Конституции СССР). В собственности гражданина «может находиться любое имущество потребительского и производственного назначения», кроме тех видов имущества, приобретение которых гражданам в собственность не допускается (ст. 11).

Коллективной собственностью объявлялась «собственность арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных организаций и других объединений. Коллективная собственность создается путем преобразования предусмотренными законом способами государственной собственности и добровольного объединения имущества граждан и организаций» (ст. 12). Таким образом, частная собственность на орудия и средства производства была легализирована на конституционном уровне. До этого изменения Основного Закона СССР был принят уже 6 марта 1990 г. закон о собственности в СССР, который предвосхитил создание на территории СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. В июне 1990 г. был утвержден закон о предприятиях в СССР, который регламентировал образование предприятий различных форм собственности. При этом одним из оснований учреждения предприятия являлось решение трудового коллектива. Такое предприятие имело право распоряжения закрепленным имуществом, выпуска и реализации ценных бумаг.

Рыночное производство невозможно без частного предпринимательства. Последнее получило распространение еще до упомянутых изменений Конституции СССР, практически с допущения индивидуальной трудовой деятельности. Больший размах оно приобрело в 1987 г. с организации первых коммерческих структур при центрах научно-технического творчества молодежи и кооперативов при фабриках и заводах, совместных предприятий с участием иностранного капитала. Фермерские хозяйства также являлись одним из проявлений частного предпринимательства. С признанием частной собственности на орудия и средства производства частное предпринимательство стало превращаться в решающий фактор производства. Определенные итоги ему были подведены в принятом в апреле 1991 г. законе об общих началах предпринимательства граждан в СССР.

Имела место реформа банковского дела. Функции Госбанка СССР резко сократились. Получил широкое распространение процесс образования коммерческих банков. Упразднены системы Промстройбанка и Жилсоцбанка. Их крупные отделения преобразованы в коммерческие банки. Происшедшие в банковской сфере перемены нашли отражение в двух принятых в конце 1990 г. законах - о Государственном банке СССР и о банках и банковской деятельности в СССР.

На основе различных структур Госснаба СССР в стране были учреждены первые биржи. В дальнейшем они образовывались и на иных основаниях. На базе торгов организовывались коммерческие структуры оптового характера.

Основным каналом прироста негосударственного сектора в экономике явилось обращение государственного имущества в собственность коллективных предприятий, акционерных обществ, кооперативов. В этом отношении особое значение приобрели коллективные предприятия и акционерные общества. Закон о собственности в СССР от 6 марта 1990 г. определил, что собственность коллективного предприятия возникала в случае перехода имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива (ст. 12). Трудовой коллектив мог принять решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество путем выпуска акций на всю стоимость имущества. Этим было положено начало приватизации крупных предприятий.

В Российской Федерации идея приватизации государственного имущества превратилась в один из основополагающих принципов экономической политики. Верховный Совет РСФСР 3 июля 1991 г. принял закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий, в соответствии с которым преобразование государственной собственности в иные формы приобрело планомерный характер. Верховный Совет утверждал государственную программу приватизации. Для приватизации государственного имущества учреждалось специальное ведомство - Госкомимущество со своими территориальными агентствами.

Инициатива проведения приватизации принадлежала широкому кругу субъектов, в том числе различным государственным органам и трудовым коллективам предприятий. Она осуществлялась путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе. Акции членам трудового коллектива продавались со значительной скидкой.

Наряду с этой формой приватизации, которая доступна лицам, работающим на предприятии, были положены правовые основания для «народной» приватизации. 3 июля 1991 г. принят закон об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР, определявший, что каждый гражданин РСФСР обладает именным приватизационным счетом (книжкой). Последний свидетельствовал о праве его владельца на долю в безвозмездно распределяемой государственной и муниципальной собственности, а также о его праве на использование приватизационного вклада. Сумма ежегодно перечисляется на приватизационную книжку гражданина.

Получила законодательное закрепление приватизация жильцами государственных квартир. Сначала этот процесс протекал по общесоюзному праву, затем 4 июля 1991 г. был утвержден закон РСФСР о приватизации жилищного фонда. Приватизация жилья осуществлялась на безвозмездной основе. Быстро росло строительство частных домов в городах и иных населенных пунктах, а также дачное строительство.

Помимо названных выше элементов рыночной инфраструктуры вводились и многие другие: коммерческое кредитование, ценные бумаги (например, акции), векселя, ломбарды, разнообразные виды негосударственных хозяйственных организаций (товарищества, акционерные общества, концерны, холдинги и т. д.). Были приняты меры законодательного характера, направленные на развитие конкуренции и ограничение монополистической деятельности на товарных рынках.

Произошла либерализация внешнеэкономической деятельности. Монополия государства на внешнюю торговлю была практически отменена. Через таможенную границу СССР могли перемещаться любые товары, ввоз и вывоз которых из СССР не был запрещен или ограничен. Данные новеллы нашли закрепление в таможенном кодексе СССР и в законе о таможенном тарифе, принятых 6 ноября 1991 г. Активизации внешнеэкономических связей способствовала также конвертация национальной валюты в иностранные валюты по курсу, складывающемуся на основе текущего соотношения спроса и предложения. Такой порядок был определен в марте 1991 г. законом СССР о валютном регулировании.

Была несколько усилена гражданско-правовая защита личности в случае причинения ей ущерба. В апреле 1991 г. изменением ГК РСФСР была установлена возможность материальной компенсации за причинение морального вреда.

Колхозное и земельное право. Доминирующей целью, определяющей перемены в агропромышленном секторе экономики, являлось благополучное решение продовольственной проблемы. Однако реализация продовольственной программы СССР, принятой в 1982 г. и рассчитанной на период до 1990 г., отставала от предусмотренных темпов. Необходимо было принятие дополнительных мер. В 1985 г. государство списало задолженности со слабых колхозов и совхозов или значительно ее сократило. Одновременно были повышены закупочные цены. С 1987 г. в сельскохозяйственное производство внедрялся на условиях аренды имущества коллективный подряд в его различных формах, организуются первые индивидуальные крестьянские («фермерские») хозяйства.

Однако радикальные перемены начались с реформы в сельском хозяйстве, предпринятой весной 1989 г. Постановлением Совета Министров СССР о коренной перестройке экономических отношений и управления в агропромышленном комплексе от 5 апреля 1989 г. изменялись экономические отношения на селе. На колхозы, совхозы и другие предприятия агропромышленного комплекса были распространены хозрасчет и самофинансирование. Постановление отмечало большое значение арендных отношений и требовало их широкого распространения. Наряду с колхозами и совхозами указанное постановление Правительства СССР в качестве «основного звена агропромышленного производства», назвало также арендные коллективы, крестьянские хозяйства, а также личные подсобные хозяйства граждан, чем значительно возвысило значение этих хозяйственных субъектов. Данный правовой акт установил юридические гарантии равной защиты всех сельхозпроизводителей. Колхозы, совхозы, агрофирмы, перерабатывающие предприятия получили широкую самостоятельность. Правда, они в добровольном порядке принимали на себя исполнение государственного заказа на поставку продукции в общесоюзный и республиканские фонды. Различные управленческие организации агропрома теряли эти функции и преобразовывались в хозрасчетные формирования на уровне районов и советы агропромышленных формирований на уровне края, области.

Широкое распространение к концу 80-х годов садово-огороднических товариществ и строительства индивидуальных жилых домов, появление крестьянских хозяйств поставили много вопросов в аграрных отношениях, ответы на которые должно было дать развитие земельного права. В феврале 1990 г. были утверждены основы законодательства СССР и союзных республик о земле, которые подтвердили монополию государственной собственности на землю, но в ряде случаев установили пожизненное наследуемое владениеземлей гражданами СССР. Последние имели право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков для ведения крестьянского и подсобного хозяйства, строительства жилого дома, садоводства и животноводства, дачного строительства, традиционных народных промыслов.

Законодательство Российской Федерации оказалось более радикальным. Произведенными в 1990 г. изменениями Основного Закона РСФСР (ст. 12) допускалось предоставление государством земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственность. Закон о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г. разрешил гражданину республики иметь в собственности земельные участки. Таким образом, был открыт путь для перехода земли в частную собственность.

Трудовое и социальное право. На большем протяжении изучаемого периода трудовое право развивалось с учетом такого лозунга перестройки как гуманизация общественной жизни. В этой связи нужно отметить следующие перемены. Во-первых, в связи с введением на фабриках и заводах в 1987 г. самоуправления трудового коллектива несколько возрастала роль трудящихся в управлении делами предприятия. Во-вторых, создавались благоприятные условия для подработок, совместительства и т. п. В-третьих, администрация предприятий и учреждений совместно с советом трудового коллектива и выборным профсоюзным органом в 1988 г. получила право устанавливать за счет собственных средств дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы для своих работников.

Направление развития трудового права резко изменилось в связи с переходом к рыночным отношениям. Рынок по-новому расставил позиции наемного труда и работодателей, усиливая возможности последних. Было значительно поколеблено, но не отменено, право на труд. Для администрации предприятия значительно облегчены возможности увольнения рабочих и служащих. Возникла безработица и конкуренция за рабочие места. В целях регулирования безработицы в первой половине 1991 г. были приняты союзные основы законодательства о занятости населения и российский закон о занятости населения. Государство обязывалось проводить политику содействия полной занятости. Оно брало на себя заботу подыскания безработным «подходящей работы», бесплатно обеспечивало им переподготовку или получение новой профессии, разрабатывало государственные программы занятости по стране и отдельным регионам и выплачивало пособия по безработице.

Рыночные условия усиливали возможности конфронтации во взаимоотношениях администрации и трудового коллектива предприятия или учреждения, которая могла принять и крайние формы. Но действующее законодательство не давало ответа на многие из них, в том числе и на такой, допустимы ли забастовки или нет. Закон о порядке разрешения трудовых споров разрешил проведение забастовок по социально-экономическим основаниям.

К числу позитивных перемен в трудовом праве можно отнести сокращение рабочей недели с 41 часа до 40 часов и увеличение длительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 24 дней.

Социальное законодательство развивалось противоречиво, в одних случаях улучшая, в других ухудшая положение рядового гражданина. Положительным можно считать принятие в 1990 г. союзного и республиканских законов о пенсиях. Кроме трудовых, впервые предусмотрены социальные пенсии. Размеры пенсий значительно повышались по сравнению с нормативами, установленными союзным законом о пенсиях 1956 г., что более соответствовало современным реалиям. Кроме того, закон предусматривал принцип регулярного пересмотра пенсий по мере изменения стоимости жизни. Весьма интересны законодательные попытки 1990-1991 годов озаботиться улучшением положения инвалидов и молодежи. Разноречивые оценки вызвал принятый летом 1991 г. в России закон, связывающий оказание квалифицированной медицинской помощи с наличием у больного медицинской страховки.

В общем к концу перестройки социальная защищенность граждан значительно ослабла. По ней был нанесен еще один очень сильный дополнительный удар, связанный с неконтролируемым ростом цен на товары народного потребления и услуги.

Уголовное право и процесс. Уголовное право по- своему точно отразило все изгибы и противоречия в развитии общества. В связи с антиалкогольной кампанией, начавшейся в 1985 г., появились новые составы преступлений и усилилась ответственность за деяния, совершенные в нетрезвом состоянии. Борьба с нетрудовыми доходами потребовала внесения ряда корректив в соответствующие уголовно-правовые нормы. Разрешение индивидуальной трудовой деятельности повлекло за собой установление в 1986 г. уголовной ответственности за уклонение от подачи декларации о доходах. Дальнейшие уголовно-правовые перемены связаны в одних случаях с усилением уголовной ответственности, в других с ее ослаблением, при этом доминирующей явилась тенденция смягчения уголовной ответственности, получившая явный перевес, начиная с 1989 г.

Усиление уголовной ответственности связано с появлением новых, кроме вышеизложенного, составов преступлений. В 1985 г. установлена уголовная ответственность должностных лиц за преследование граждан, выступивших с критикой должностного лица, в 1987 г.- за умышленное заражение СПИДом, за захват заложников, в 1988 г. - за незаконное помещение в психиатрическую больницу, за хищение, незаконное приобретение или хранение радиоактивных материалов, нарушение установленного порядка проведения митингов, собраний, шествий, в 1989 г. - за публичные призывы к измене Родине, совершение террористических актов или диверсий, за вмешательство в разрешение судебных дел, за угрозу или оскорбление судьи или народного заседателя, в 1990 г. - за нарушения порядка использования воздушного пространства СССР, за нарушение законодательства о выборах или референдуме, за призывы к насильственному нарушению единства территории СССР, союзных республик и автономных образований, за злоупотребление свободой слова и печати, за покушение на честь и достоинство Президента СССР и др.

Смягчение уголовной ответственности нашло отражение в отмене некоторых преступлений, сужении содержания ряда составов преступлений, в снижении санкций, в бездействии немалого числа формально не отмененных статей уголовного кодекса. Так, в 1989 г. отменена уголовная ответственность за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй, в 1991 г. - за бродяжничество, попрошайничество, спекуляцию, нарушение правил торговли и др.

Содержание ряда составов преступлений значительно сужалось. Особенно актуально это отметить в отношении состава спекуляции до ее прямой декриминализации. Прежнее понимание спекуляции как скупки и перепродажи товаров или иных предметов с целью наживы (ст. 154 УК РСФСР) стояло на пути частного предпринимательства. Поэтому данная статья не часто применялась в деятельности правоохранительных органов. В 1990 г. был принят союзный закон, который под спекуляцией понимал лишь скупку и перепродажу с целью наживы товаров, на которые государством была установлена розничная цена.

Понижение санкций выразилось в том, что по ряду преступлений не применялась смертная казнь (взятки, хищения в особо крупных размерах) в силу подписанных СССР международных договоров. Наконец, ряд статей УК не действовал по причине резкого изменения общественно-политической обстановки в стране.

Несмотря на частые изменения уголовного кодекса, многие животрепещущие вопросы не получили уголовно-правового разрешения. Этот недостаток законотворчества в определенной мере способствовал огромному росту преступности, которая начала быстро расти, начиная с 1990 г.

В уголовном процессе наблюдалось много мелких изменений. Крупных новелл мало. Среди них следует отметить введение в действие в начале изучаемого периода третьей формы досудебной подготовки материалов (помимо предварительного следствия и дознания) - протокольной формы, потеснившей несколько дознание. С 1990 г. допущение защитника в процессе начиналось с момента задержания подозреваемого или предъявления обвинения. Состязательность на стадии расследования уголовного преступления значительно увеличивалась. Усилились гласность процесса, соблюдение презумпции невиновности, исчез обвинительный уклон в деятельности правоохранительных органов.

После принятия Конституции РФ 1993 г. продолжился процесс формирования современной правовой системы, который имеет две ярко выраженные тенденции. С одной стороны, идет создание базы правового регулирования новых отноше­ний, возникших в связи с существенными изменениями общественных отношений, экономического и политического строя. Здесь мы видим и появление совершенно нового законодательства, которого раньше не было, например антимонопольного, забастовочного и т.д., и новый под­ход в правовом регулировании известных отношений, например налого­вых, банковских и т.д. С другой стороны, начинается третья за период после Октябрьской революции кодификация российского законодатель­ства, основанная на происходящих изменениях.


[2] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1952, С. 146.

[3] А.П. Новосильцев в современном издании пишет: «По-видимому, в Восточной Европе IX в. возникло несколько княжеств, во главе которых стояли «призванные» русские князья. Арабские источники называют Киев, Славию т.е. землю славян ильменских, и некую Арсу, которую до сих пор идентифицировать не удается. Но их тех же источников видно, что важнейшими из этих политических объединений были Киевское и Северное, в районе несколько позже возникшего Новгорода». (История России. С древнейших времен до конца XVII века. - М., Аст, 2001, С. 62).

[4] В современном издании говорится: «Давно уже доказано, что ни варяги, ни хазары славянам государственности не принесли, поскольку эта последняя как таковая возникает в результате определенных процессов внутри самого общества с возникновением имущественного неравенства и социального расслоения. (История России с древнейших времен до конца XVII век. – М., Аст, 2001, С.58).

[6] В XII в. боярин Мирослав, меняя князей, исколесил буквально всю Русь. Классическим примером отказа бояр, причем коллективного, является случай с отказом бояр князя Владимира Мстиславича. Этот князь задумал напасть на киевского князя Мстислава, вопреки совету своих бояр. «И рекоша к нему дружина его: о собе еси, княже, зам…, а не едем по тебе». Из летописного рассказа с очевидного явствует, что Владимир Мстиславич в этом отказе не усмотрел нарушения основных принципов тогдашнего служебного права. Но во время своей службы вассал должен был быть верным своему сюзерену.

[7] История России с древнейших времен до XVIII в. – М., 2001. С. 102.

[8] Территория Древнерусского государства составляла 1 млн. кв. км, население равнялось 4 млн.

[9] Более подробное деление Краткой Правды предусматривает четыре части: Правду Ярослава или Древнейшую правду(статьи 1-18, Устав Ярославичей (статьи 19-40), Покон Вирный (ст. ст. 41-42), Урок Мостников (статья 43)).

[10] В «Русской правде» не содержится точных и исчерпывающих указаний, каким образом ответчик или обвиняемый призывался в суд. Однако анализ ряда статей правового памятника 114(19), 103(114) Пространной правды, 14 Краткой правды позволяет сделать вывод о том, что судебные органы играли важную роль в возбуждении дела. В частности, дело об убийстве могло начаться по инициативе судебных органов, а не только по жалобе родственников. Кроме того, поскольку доходы от суда были достаточно существенными, государственные органы (суды) и должностные лица, связанные с процессом (вирники, мечники, метельщики), были заинтересованы в розыске лиц, совершивших преступления и осуждении их.

[11] Торговая казнь была скрытым видом смертной казни. Известный противник смертной казни адмирал Н.С. Мордвинов говорил: «Кнут есть орудие, которое раздирает человеческое тело, отрывает мясо от костей, мечет по воздуху кровавые брызги и потоками крови обливает человеческое тело, мучение лютейшее всех других известных,.. палач стами ударами может сделать наказание легким, десятью – жестким и увечным, если не смертельным. Есть примеры, что платили ему (палачу) до 10 тысяч рублей, чтобы не изувечить или менее мучительным сделать наказание».

[12] Первый подобный опыт относится к концу XV в., когда Иван III пожаловал за службу примерно 200 чел. из конфискованных новгородских земель. Судебник 1497 г. упоминал о «помещиках» (испомещенных за службу).

[13] Что значит бессрочный сыск? Уложение распространило кре­постную зависимость по прямой нисходящей линии до 4 колена, т.е. должны были возвращаться правнуки беглого, а по боковой - до 3-го колена (дети племянников). При этом устанавливалось, что мужья дочерей, сестер, племянниц оставались у прежних своих хозяев. Таким образом, как видим, закреплялось отношение к крестьянам как к вещи, сельскохозяйственным животным, правовое положение крестьян сближалось со статусом холопов.

[14] Псковский наместник князь А. Шуйский, к примеру, организовывал фиктивные судебные процессы и взыскивал непомерные штрафы с населения. Власть была вынуждена признать, что наместники и волостели «многи грады и волости пусты учинили».

[15] Проведение реформы строилось на расчете, что само население гораздо больше заинтересовано в поддержании порядка в месте проживания, нежели пришлые (на 2-3 года) кормленщики.

[16] По поводу последних двух судебников нет единства во взглядах на авторство и территорию их действия.

[17] Площадные подьячие – чиновники, находившиеся в «площадной избе» у колокольни Ивана Великого в Кремле с кувшинами чернил у пояса и гусиными перьями. Они оформляли частные сделки, а также давали юридические консультации. Площадная изба – нотариальная контора.

[18] Самосуд запрещался. Закон упоминал о нескольких казусах: в случае самосуда над татем (кто-либо «учнет пытать у себя в дому») виновный должен был компенсировать преступнику бесчестье и увечья, кроме того он освобождался от последующих пыток при проведении следствия государственными органами; помещики за самосуд над крестьянами, замешанными в разбое и татьбе, лишались поместий.

[19] «Став перед судьями искати и отвечати вежливо и смирно и не шумно, и перед судьями никаких невежливых слов не говорити и межь себя не бранитися».

[20] Обзор различных точек зрения по данной проблеме можно найти в многообразных источниках. См. например, кн.: Советская историко-правовая наука. Очерки становления и развития. — М., 1978, с. 97—98. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9т. Законодательство периода становления абсолютизма. Т.4, с.5-10; Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. В 2т. – Т.1. V – начало ХХ в. М., 2003, с. 378 – 401 и др.

[21] Ленин В. И. Об избирательной кампании и избирательной платформе. — Поли. собр. соч. — Т.20, с. 359.

[22] История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред. А. А. Радугина. — М., 1997, с. 117.

[23] Маркс К. Революционная Испания. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.10, ст.431.

[24] Ленин В. И. Речь с лобного места на открытии памятника Степану Разину I мая 1919 г. — Полн. собр. соч., т.38, с.26.

[25] Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов. — Полн. собр. соч., т. I, с. 153-154.

[26] Пайпс Ричард. Россия при старом режиме. М., 1993, гл.8 «Буржуазия, которой не было», с.252-290.

[27] Этот указ обязывал каждого подданного «доносить» словесно и письменно царю по следующим трем пунктам: «1) о каком злом умысле против персоны его царского величества или измены; 2) о возмущении или бунте; 3) о похищении казны».

[28] История отечественного государства и права. Ч. 1, с. 292-293; История полиции России / Под ред. В.М. Курицына. – М., 1998, с. 46.

[29] Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10-ти т. – М.-Л., 1958. Т. 7. С. 275.

[30] Говоров А.А. История книжной торговли в СССР. – М., 1976. С. 146-148; Курмачева М.Д. Крепостная интеллигенция России начала XIX века. – М., 1923.

[31] Шильдер Н.К. Император Александр I, его жизнь и царствование. – СПб., 1898. Т. 4. С. 86.

[32] См.: Сафонов М.М., Филиппова Э.Н. Журналы Непременного Совета. Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 13. – М., 1970. С. 156.

[33] Берендтс. О прошлом и настоящем русской администрации. Записка 1903 г. – М., 2002. С. 141.

[34] Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России. В кн.: Абсолютизм в России. – М., 1964. С. 457.

[35] Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. – М., 1990. С. 101.

[36] ПСЗ. Т. 26. № 20007.

[37] Кринг М. Императорская Финляндия. – СПб., 2005. С. 5.

[38] Корнилов А.А. Курс русской истории XIX века. – М., 1993. С. 171.

[39] См.: Ананьич Б., Правилова Е. Имперский фактор в экономике России. В кн.: Российская Империя в сравнительной перспективе. – М., 2004. С. 236-237.

[40] Баршев Я. Историческая записка о содействии II отделения СЕИВК развитию юридических наук в России. – СПб., 1876. С. 4.

[41] Косачевская Е.М. М.А. Балугьянский и Петербургский университет. – Л., 1971. С. 262.

[42] Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993. С. 160.

[43] Шляхтой называли польское дворянство.

[44] Характерно, что руководство повстанцев (особенно из числа крупного дво­рянства) основную ставку делало на военное вмешательство западных держав. Эти надежды были небеспочвенны. Англия. Франция и Австрия попытались интерна­ционализировать конфликт в Польше, чтобы создать дипломатический повод для военного вмешательства. В действительности целью правительств этих стран была вовсе не помощь Польше (хотя им приходилось считаться с общественным мнени­ем своих стран и маскировать свои истинные цели), а попытка восстановить дей­ствие ограничительных для России условий унизительного Парижского мирного договора, заключенного после проигранной Россией Крымской войны, и подо­рвать ее влияние на европейскую политику.

Однако твердая позиция российского правительства, быстрое подавление польского восстания и отправка двух эскадр военного флота в Атлантический и Тихий океаны охладили пыл британского, а затем и французского, и австрийского правительств.

[45] Российский флаг над Сахалином был поднят еще в 1806 г.

[46] Теократическое - это государство, в котором монарх одновременно является главой государственной и духовной (религиозной) власти.

[47] О распространении взяточничества можно судить хотя бы по такому факту: министр юстиции граф В.Н. Панин при совершении рядной записи в пользу своей дочери для ускорения дел был вынужден передать судьям через одного из чиновни­ков Министерства юстиции взятку в 100 рублей (см. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи. 1802-1917 гг. М., 1988, С. 60).

[48] Достаточно сказать, что III Отделение царской канцелярии (главный орган политического сыска) в начале 30-х годов, насчитывало лишь около 40 штатных сотрудников. Даже к концу его существования (1880 г.) штат III Отделения не пре­вышал 120 человек.

[49] Генерал Спиридович, бывший начальником Киевского жандармского управ­ления, а затем начальником личной охраны царя, в своих мемуарах описывал, как жандармские унтер-офицеры вели наружное наблюдение (т.е. шли по следу подоз­реваемого), надев гражданское пальто поверх формы, со шпорами на сапогах и с саблей под пальто.

[50] Государственные долги были следствием непомерных расходов на войны (русско-турецкая война 1877-1878 гг. обошлась более чем в миллиард рублей), пе­ревооружение армии, строительство броненосного флота, освоение Дальнего Вос­тока, завоевание Средней Азии, массовое железнодорожное строительство, выкуп­ную операцию.

[51] Характерно, что царизм сохранял в строжайшем секрете сам факт наличия конституционных проектов и их обсуждения. Но шила в мешке не утаишь Генерал после отставки выехал в Ниццу во Франции и вывез свой архив Царская охранка получила приказ любой ценой вернуть архив и даже совершила налет на виллу генерала. Но граф М. Т. Лорис-Меликов хорошо знал повадки своих бывших под­чиненных и надежно спрятал архив. Впервые выдержки из проекта «конституции» и протоколов его обсуждения были опубликованы в лондонской «Вольной русской типографии» в 1893 г. и перепечатывались в России в 1905 г, однако полностью все материалы стали известны лишь в советское время, когда распахнулись двери бывших царских архивов.

[52] См.: Живое слово. 1909. 17 февраля.

[53] В дальнейшем (1903 г.) введена в действие первая глава этого Уложения о го­сударственных преступлениях.

[54] Так, в 1863 г. указами царя были отменены клеймение, наказание плетьми, шпицрутенами, существенно ограничено наказание розгами.

[55] Феоктистов Е.М. Воспоминания. За кулисами политики и литературы (1848-1896 гг) М.-Л., 1929.

[56] Понятие «прав состояния» определяло правовой статус подданного, зави­севший в том числе и от сословной принадлежности.

[57] Конечно, возможны были иски потерпевших к работодателям о возмещении ущерба здоровью в общегражданском порядке. Но высокие судебные пошлины и высокие гонорары адвокатам за ведение дела и проблематичность судебного реше­ния резко сужали возможность предъявления таких исков.

[58] Доступен был такой вид развода потому, что за недорогую плату можно было легко найти профессиональных лжесвидетелей, выступавших в церковных судах «очевидцами» прелюбодеяний

[59] У казахов и киргизов женщины не носили паранджу.

[60] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. – Т. 31. – С. 155.

[61] Министерство внутренних дел. Исторический очерк. - С. 81.

[62] Цитируется по кн. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. 1902-2002. - С. 82.

[63] Россия на рубеже веков: Исторические портреты. - С. 329-330.

[64] Минц И.И. История Великого Октября. В 3-х т. – Т. 1. – М., 1977. – С. 665.

[65] В.И. Ленин. Полн. Собр. Соч. Т. 31. - С. 351.

[66] Ленин В. И. ПСС. Т. 39. С. 279.

[67] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 34. С. 304.

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 35. С. 53.

1 Должность Главнокомандующего всеми вооруженными силами Республики исполняли: И.И. Вацетис (2 сентября 1918г. – 9 июля 1919г.), С.С. Каменев (10 июля 1919г. – 1 апреля 1924г.). Должность Главнокомандующего всеми вооруженными силами Республики была упразднена в мае 1924 г.

[68] В ноябре 1919 г. Президиум ВЦИК представил право совещательного голоса на VII Всероссийском съезде Советов представителям всех партий, принявших решение о мобилизации своих членов для защиты Советской Республики. Тогда же ВЦИК издал постановление об амнистии членов политических партий и групп, объявивших мобилизацию своих членов на защиту Советской Республики.

1 Данишевский К.Х. Революционные военные трибуналы. М., 1920, с. 41-42.

[69] Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 38, с. 295.

[70] На позициях “непредрешенчества”, т. е. отказа определять форму государства до созыва Учредительного собрания, стояли и другие крупные альтернативные государственные образования.

[71] С военной и политической точек зрения договоренность Колчака и Деникина имела важное значение. Признание последним колчаковского правительства стало возможным в том числе благодаря тому, что взгляды этих двух крупных лидеров белого движения по принципиальным проблемам во многом совпадали. Они отвергали Учреди­тельное собрание 1917 года, федеративное устройство России, народовластие, проводили политику «непредрешенчества».

[72] 27 октября 1924 г. было принято постановление ЦИК СССР “О размежевании советских республик в Средней Азии и о вхождении в Союз ССР Узбекской Советской Социалистической Республики и Туркменской Советской Социалистической Республики”.

[73] Идея советской социалистической федерации оформилась достаточно рано. Готовность Украины вступить в федеративную связь с Россией была высказана в декабре 1917 г., сразу же после провозглашения об образовании Украинской советской (народной) Республики.

[74] К этому времени некоторый опыт построения федерации из равноправных членов был накоплен в Закавказье. Там 12 марта Полномочная конференция Центральных Исполнительных Комитетов Азербайджана, Армении и Грузии приняла «Союзный договор об образовании Федеративного Союза Социалистических Республик Закавказья», который в декабре 1922 г. был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.

[75] Так до 1925 г. называлась Казахская АССР.

[76] Партийное решение было принято гораздо раньше. Уже 9 марта 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) секретным постановлением расширялись права ГПУ. Оно могло расстреливать на месте лиц, уличенных в вооруженных ограблениях, уголовников-рецидивистов, пойманных с оружием. Остальных рецидивистов было разрешено заключать в Архангельский концлагерь так же, как и «подпольников анархистов и левых эсеров». В апреле 1922 г. состоялось еще одно аналогичное решение.

[77] Ленин В.И. Полн. собр. соч.- Т.44,- С.412.

[78] К наказаниям относились: а) изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно; б) лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой; в) принудительные работы без содержания под стражей; г) условное осуждение; д) конфискация имущества – полная или частичная; е) штраф; ж) поражение прав; з) увольнение от должности; и) общественное порицание; к) возложение обязанности загладить вред. Допускалось применение расстрела по делам, находившимся в производстве революционных трибуналов, когда соответствующими статьями особенной части предусматривалась такая мера наказания. В качестве других мер социальной защиты назывались: а) помещение в учреждения для умственно или морально дефективных; б) принудительное лечение; в) воспрещение занимать ту или иную должность или заниматься той или иной деятельностью или промыслом; г) удаление из определенной местности.

[79] Эта мера активно применялась в начале 1923 г. Наркомюст издал циркуляр, обязывавший суды в случае, если будет недостаточно улик для признания лица виновным во взяточничестве, но будет установлена опасность преданного суду "по роду занятий и связи с преступной средой", применять высылку на срок до трех лет».

[80] Положение об ИТЛ было утверждено постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 г.

[81] Было и еще одно обстоятельство. В середине 30-х годов в высшем военном руководстве шли споры о путях дальнейшего развития вооруженных сил и их организационно структуре, а также соотношений механизированных войск и кавалерии. К этим теоретическим спорам примешивались личные амбиции и личное соперничество военачальников. К началу 1937 г. борьба зашла так далеко, что группа высших военачальников во главе с двумя заместителями наркома обороны маршалом М. Тухачевским и Я. Гамарником (нач. Главного политуправления) готовились потребовать у Сталина отстранит от руководства Наркоматом обороны Ворошилова и передать его Тухачевскому. Этот спор был решен в пользу Ворошилова. Эта группа военачальников была арестована, а затем осуждена и расстреляна (Гамарник успел перед арестом застрелиться). За каждым крупным военачальником тянулся «шлейф» его сторонников и его назначенцев. Соответственно, расширялся круг репрессий, шло «выкорчевывание кланов» опасных военачальников.

[82] Ведомости Верховного Совета СССР. № 31. 1941. 6 июля.

[83] Сталин И.В. Речь на предвыборном собрании избирателей 9 февраля 1946 г., М., 1946, с.10.

[84] В.В. Путин, президент Российской Федерации, в послании Федеральному Собранию РФ назвал происшедшее «настоящей драмой» для российского народа (См.: // Российская газета. 2005. 26 апреля.

[85] Волгоградская правда. 2000. 16 сентября.

[86] См., например: В. Путин. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. // Российская газета. 2005. 26 апреля.

[87] См., например: Горбачев-Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., Терра. 1992. С.3, 345, 367 и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: