и правонарушений несовершеннолетних» от 15 февраля 1977 года1. В соответствии с этими актами несовершеннолетние, достигшие 14-летнего возраста, помещаются в специальные профессионально-технические училища или в лечебно-воспитательные учреждения (в случае, если несовершеннолетний страдает физическими или психическими недостатками либо заболеваниями, препятствующими его помещению в специальное профессионально-техническое училище: слепота, психическая отсталость и др.; лица, страдающие наркоманией, в специальные учебно- и лечебно-воспитательные учреждения не направляются), где они находятся до достижения совершеннолетия. Статья 92 УК ограничила срок содержания несовершеннолетних в этих учреждениях также максимальным сроком наказания, предусмотренного УК за совершенное несовершеннолетним преступление. Из смысла закона следует, что максимальным сроком наказания является максимальный срок лишения свободы. Пребывание в специальных воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях может быть прекращено до истечения срока (максимального срока наказания), если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний не нуждается более для своего исправления в дальнейшем применении этой меры. Продление пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении после истечения срока (максимального срока наказания) допускается только в случае необходимости закончить общеобразовательную или профессиональную подготовку. Специализированный орган по делам несовершеннолетних должен регулярно (не реже одного раза в год) рассматривать вопрос о необходимости дальнейшего пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении.
|
|
Необходимо' отметить, что помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение и особенно длительное там пребывание усложняют ресоциализацию несовершеннолетнего; несовершеннолетний утрачивает опыт нормальной жизни на свободе. Поэтому применять эту меру воспитательного воздействия следует, строго руководствуясь законом, лишь в исключительных случаях.
Предусмотренная законом система принудительных мер воспитательного воздействия создает основу для применения к несовершеннолетним освобождения от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия^
Эти акты существенно устарели и отчасти противоречат новому российскому законодательству. Нужно учитывать, что в этой сфере остро ощущается необходимость реформ.