Понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

В целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем в Российской Федерации действует ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ. Он регулирует отношения граждан РФ, иностранных граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. Кроме того, в соответствии с международными договорами РФ правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами за пределами территории Российской Федерации. Содержание понятия "легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем" содержится в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Статья 3 ФЗ определяет легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса РФ. Доходами, полученными преступным путем признаются денежные средствами или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Понятие "денежные средства" включает российскую и иностранную валюту (банкноты, казначейские билеты и монеты) как в наличной, так и в безналичной формах. Понятие "иного имущества" выводится из текста ст. 128 ГК РФ, где указано, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Таким образом, легализацией (отмыванием) денежных средств, иного имущества, приобретенного преступным путем признаются любые действия, придающие "законность" их владению, пользованию или распоряжению. При этом легализации (отмывания) не будет, если деньги получены в результате: а) невозвращения из-за границы валютных средств (ст. 193 УК); б) уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК); в) уклонения от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 198, 199); г) неисполнения обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК); д) сокрытия денежных средств или имущества, за счет которого должны быть взысканы налоги (ст. 199.2 УК). Определяющим в признании деятельности, направленной на легализацию (отмывание) доходов является: во-первых, факт совершения преступления, в результате которого получены денежные средства или иное имущество и во-вторых, осуществление операций с этими денежными средствами или иным имуществом в целях придания правомерного вида владения, пользования или распоряжения ими. Сущность легализации незаконных доходов заключается в процессе сокрытия источника дохода либо нелегального применения дохода с последующим сокрытием источника этого дохода с целью представить его законным. Иначе говоря, это введение криминальных доходов в легальный оборот с целью сокрытия их незаконного происхождения. Под термином "отмывание денег" имеются в виду методы и процедуры, позволяющие полученные в результате незаконной деятельности средства переводить в другие активы для сокрытия их истинного происхождения, настоящих собственников или иных сведений, которые могли бы свидетельствовать о нарушении законодательства. Следует согласиться с тем, что общественная опасность легализации доходов, полученных преступным путем, обусловлена не столько степенью противоправности их происхождения, сколько характером бесконтрольного введения их в законную экономику 22, а также "характером указанных в законе действий по использованию легальных механизмов осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности для придания вводимым в оборот денежным средствам или иному имуществу видимости законных" 23 Существует особый порядок выявления легализации преступных доходов, установленный Федеральным законом РФ от 7 августа 2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".. Однако, действия по легализации (отмыванию) доходов (в том числе валюты и валютных ценностей) являются вторичными, поскольку без установления преступного происхождения доходов не будет и легализации их как преступления. Поэтому при установлении подозрительных операций и сделок с денежными средствами и имуществом основное внимание направляется на выявление признаков предыдущего преступления, посредством совершения которого получены легализуемые доходы. 22 23 Алиев В.М. Политико-правовые проблемы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем // Право и политика. 2000. N 2. С. 76. В Российской Федерации действует Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ (Росфинмониторинг), являющаяся специальным государственным органом, который производит сбор и анализ "подозрительной" информации с признаками легализации преступных доходов, поступающей от кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и имуществом. Правоохранительные органы, в случае выявления в результате своей деятельности преступных доходов, для выявления сделок и операций, проведенных с ними, обращаются в Росфинмониторинг или его межрегиональное управление. По запросу правоохранительного органа ФСФМ РФ предоставляет имеющуюся информацию о сделках и операциях с криминальными доходами или проводит финансовую проверку, материалы которой могут быть направлены инициатору запроса. В целях развития правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов (в том числе денежных средств или иного имущества), полученных преступным путем, Уголовный кодекс предусматривает составы преступлений в этой сфере. Уголовный кодекс РФ в ст.ст. 174 и 174.1 устанавливает ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем. Статья 174 "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем" предусматривает ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных ст.ст.193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Данная статья предусматривает легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных только другими лицами преступным путем, если же лицо легализовало (отмыло) денежные средства или иное имущество, приобретенное им лично преступным путем, то ответственность наступает по ст.174.1 УК РФ. Для привлечения к ответственности также необходимо, чтобы лицо осознавало, что совершает легализацию (отмывание) имущества, приобретенного преступным путем другими лицами, в противном случае к ответственности оно не привлекается. Статья 174.1 "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления" предусматривает ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных ст.ст.193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ), либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. В качестве предмета посягательства по ст. 174 УК выступают денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем. Денежные средства - наличные или аккумулированные на счетах физических и юридических лиц в кредитных организациях платежные средства, номинированные в рублях РФ или иностранной валюте. Под иным имуществом понимаются материальные ценности, не являющиеся денежными средствами, но имеющие денежный эквивалент (в том числе внутренние и внешние ценные бумаги). Следует особо подчеркнуть, что указанные денежные средства (иное имущество) должны быть приобретены именно преступным путем. Материальные ценности, полученные иным незаконным путем, в частности в результате гражданско-правового деликта, не являются предметами данного преступного посягательства. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия, направленного на осуществление финансовых операций или иных сделок с преступными приобретениями других лиц. Финансовые операции отражают экономические отношения, выраженные в создании и движении, распределении, перераспределении и использовании денежных средств и финансовых ресурсов. К таковым можно отнести снятие со счета, зачисление или перевод на счет денежных средств, размещение денежных средств во вклад (на депозит) и т.д. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Иными словами, лицо осознает то, что используемые им в финансовых операциях или иных сделках денежные средства (иное имущество) приобретены другим лицом преступным путем, но тем не менее желает вовлечь указанные материальные ценности в экономический оборот. Виновное лицо убеждено в преступном происхождении денежных средств (иного имущества) либо вполне это допускает, поскольку осуществляет свои намерения по вовлечению их в экономический оборот с определенной целью - придать правомерный вид владению, пользованию, распоряжению преступно приобретенными материальными ценностями. В качестве предметов легализации (отмывания) преступных приобретений по ст. 174.1 могут выступать также денежные средства и иное имущество, полученное лицом в результате совершения им преступления. Объективная сторона составов преступления выражается в осуществлении с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, какого-либо из следующих действий: а) исполнения финансовой операции; б) проведения другой сделки; в) использования указанных предметов преступного посягательства для ведения предпринимательской или иной экономической деятельности. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Иными словами, лицо осознает общественно опасный характер совершения финансовой операции, другой сделки с приобретенными им преступным путем денежными средствами или иным имуществом, использования последних для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности и желает совершить данные действия, легализовать (отмыть) таким образом указанные средства (иное имущество). Прямой умысел виновного в совершении преступления подтверждает и то обстоятельство, что легализуемые (отмываемые) предметы преступного посягательства он приобрел в результате совершения им же другого преступного деяния. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в ст.ст.174 и 174.1 признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую 1 млн руб. Иным имуществом могут быть внешние и внутренние ценные бумаги и др. Таким образом, ст. 174 предназначена для лиц, которые способствуют отмыванию преступных доходов, полученных другими. При этом необходимо, чтобы сделки были совершены таким лицом в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению нелегальными доходами. Статья 174.1 предусматривает ответственность для самих приобретателей имущества в случае совершения с ним финансовых операций или других сделок. В обеих статьях УК РФ содержатся указания на финансовые операции и сделки, но в ст. 174.1 это содержание легализации дополнено еще указанием на использование этих средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» разъяснено, что под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в статьях 174 и 174.1 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование. Для решения вопроса о наличии состава преступления, предусмотренного статьей 174 УК РФ, необходимо установить, что лицо совершило указанные финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного статьей 174 УК РФ, судам следует выяснять, имеются ли в деле доказательства, свидетельствующие о том, что лицу, совершившему финансовые операции и другие сделки, было достоверно известно, что денежные средства или иное имущество приобретены другими лицами преступным путем. В целях эффективной реализации механизма противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем необходимо тесное взаимодействие правоохранительных органов и субъектов финансового контроля между собой, а также взаимодействие на международном уровне. Поскольку в силу взаимосвязанности финансовых рынков различных государств попадание больших объемов криминальных денег в легальную экономику оказывает негативное воздействие на финансовую стабильность всей мировой экономики, отмывание преступных доходов является преступлением международного характера, даже если легализация преступных доходов имела место исключительно в рамках национальной экономики одного государства. Незаконная легализация преступных доходов оказывает существенное влияние на распределение финансовых ресурсов, подрывает макроэкономическую стабильность, причиняет существенный ущерб государственному бюджету и обществу. Глобализация финансовых рынков постепенно стирает границы между внутренними и внешними источниками незаконного капитала, схемами его отмывания независимо от места преступления или получения дохода от незаконной деятельности. Развитие рынка финансовых услуг, усиливая взаимосвязь между различными финансовыми институтами, позволяет использовать практически любой из них для отмывания денег. Основу международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем составляют международные соглашения и договоры. Например, Политическая декларация ООН о плане действий против «отмывания денег» (принята на двадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Нью-Йорк, США, 10 июля 1998 г.); Конвенция № 141 ЕС от 8 ноября 1990 г. «О борьбе с «отмыванием денег», проведении расследований, арестов и конфискаций доходов от преступных операций» (Страсбургская конвенция); специальное руководство Банка международных расчетов – БМР (Комитет Кука) по противодействию «отмыванию денег», потребовавшее от руководителей финансовых институтов (организаций) идентифицировать своих клиентов и тесно сотрудничать с национальными исполнительными органами и др. В международных документах изложены основные принципы борьбы с отмывание денег через банковскую систему. В частности, на основе совместной и долгосрочной политики предлагается: обязательная идентификация личности клиентов, сбор максимально полных персональных данных о них и сведений коммерческого характера; отказ от осуществления финансовых сделок в случаях, когда хотя бы по косвенным признакам можно предполагать проведение операций по легализации незаконных средств; сотрудничество с правоохранительными органами в той степени, какая допускается законами конкретной страны, регламентирующими вопросы конфиденциальности клиента и коммерческой информации о нем. В целях противодействия легализации (отмыванию доходов), полученных преступным путем, в Российской Федерации создана система финансового мониторинга, в которой можно выделить три уровня. Первый уровень образуют организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. К таким относятся кредитные организации, страховые, лизинговые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, риелторские компании, организации почтовой и телеграфной связи, осуществляющие перевод денежных средств, ломбарды. Второй уровень образует уполномоченная организация - финансовая разведка, специальный государственный орган по финансовому мониторингу, обеспечивающий накопление и анализ информации, поступающей от первого уровня, и осуществляющий выявление признаков легализации незаконных доходов. Третий уровень - это правоохранительные органы, принимающие в производство дела по представлению уполномоченного органа по факту обнаружения им признаков легализации незаконных доходов. 2. Правовой статус Федеральной службы по финансовому мониторингу. Статья 8 ФЗ устанавливает, что Президент РФ определяет уполномоченный орган, являющийся федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого установлены в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В настоящее время функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти выполняет Федеральная служба по финансовому мониторингу, действующая на основании Постановления Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307. Федеральная служба по финансовому мониторингу является правопреемницей созданного в 2001 году с соответствии с Указом Президента РФ «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 01 ноября 2001 г. № 1263 Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу. Федеральная служба по финансовому мониторингу находится в ведении Министерства финансов РФ. В основу деятельности Федеральной службы положено осуществление финансового мониторинга применительно к созданию системы противодействия отмыванию преступных доходов. Под ним понимается совокупность действий государства, направленных на предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем. Основными направлениями деятельности по реализации финансового мониторинга являются: профилактика легализации доходов, полученных преступным путем; организация деятельности по борьбе с отмыванием "грязных" денег; международное сотрудничество в этой сфере. Федеральная служба по финансовому мониторингу реализует следующие контрольно-надзорные полномочия: - осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства; - осуществляет проверку полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает необходимые разъяснения по представленной информации; - выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем; - осуществляет контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом; - ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы; - издает в соответствии с федеральными законами постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом; - разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; - направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов. Федеральная служба по финансовому мониторингу обладает иными полномочиями по анализу полученной информации и взаимодействию с иными субъектами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Так, Служба осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю; получает, в том числе по запросам, от органов государственной власти, органов местного самоуправления и Центрального банка РФ информацию по вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы (за исключением информации о частной жизни граждан); взаимодействует в соответствии с международными договорами Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств и осуществляет с ними информационный обмен; создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности; изучает международный опыт и практику, а также обобщает практику применения законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства. В процессе своей деятельности Федеральная служба по финансовому мониторингу обязана обеспечить соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации. Важным полномочием Службы является постановка на учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом. Порядок постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы определяет Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 28 (в ред. от 24.10.2005 N 638) В частности, постановке на учет подлежат следующие организации: лизинговые компании; ломбарды; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие или проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Федеральная служба по финансовому мониторингу может принять решение о постановке организации на учет либо решение об отказе в постановке организации на учет. Решение принимается в срок, не превышающий 10 дней с даты представления соответствующих документов. В случае отказа в постановке организации на учет организация после устранения причин, по которым ей было отказано в постановке на учет, в течение 5 дней после получения уведомления об отказе вновь представляет документы в Федеральную службу по финансовому мониторингу. В случае ликвидации организации или изменения профиля ее деятельности организация направляет в Федеральную службу по финансовому мониторингу заявление (в произвольной форме) о снятии ее с учета, подписанное руководителем и заверенное печатью организации. Важное значение в механизме противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем имеют права Росфинмониторинга на получение информации от соответствующих субъектов. Порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" определен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утв. Постановление Правительства РФ (в ред. от 25.10.2004 N 578). Информация представляется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. К ним относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации кредитными организациями устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, представляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения соответствующей операции (сделки). Информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, представляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки). Порядок предоставления органами государственной власти и органами местного самоуправления Федеральной службе по финансовому мониторингу информации и документов, необходимых для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан) определен Положением о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (в ред. от 24.10.2005 N 638) Федеральные органы исполнительной власти, а также иные органы, уполномоченные производить государственную регистрацию организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом предоставляют Службе ежемесячно, в течение 5 рабочих дней с начала месяца, сведения о таких организациях, содержащиеся в государственном реестре по состоянию на 1-е число. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные выдавать соответствующие лицензии организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом предоставляют ежемесячно Службе сведения о выдаче, изменении условий, приостановлении действия или об отзыве (аннулировании) этих лицензий по состоянию на 1-е число. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают Службе доступ к своим базам данных в целях получения им информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на Службу функций. Служба направляет запросы о предоставлении информации и документов (заверенных в установленном порядке копий документов): а) в органы государственной власти и органы местного самоуправления - в целях проверки информации, получаемой Службой от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом и выявления операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем; б) в органы государственной власти и органы местного самоуправления - в целях обеспечения взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и выполнения обязательств по соответствующим международным договорам Российской Федерации; в) в федеральные органы исполнительной власти - в целях координации деятельности этих органов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также получения необходимых информационно-статистических и аналитических материалов. Правоохранительные органы предоставляют Службе информацию о результатах рассмотрения поступивших от него материалов и информации по операциям (сделкам), имеющим признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. Работники Службы обеспечивают сохранность ставших им известными сведений и составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут ответственность за разглашение этих сведений. 3. Правовой статус организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Статья 5 Федерального закона определяет перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. К ним относятся: кредитные организации, т.е. юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством; профессиональные участники рынка ценных бумаг, т.е. юридические лица, которые осуществляют (на основании соответствующих лицензий) следующие виды деятельности: брокерская деятельность; дилерская деятельность; деятельность по управлению ценными бумагами; деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг); депозитарная деятельность; деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг; деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг; страховые организации, т.е. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном законом порядке; лизинговые компании, т.е. коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей. Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга; ломбарды, т.е. специализированные организации, осуществляющие в качестве предпринимательской деятельности принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов, согласно гражданскому законодательству. организации федеральной почтовой связи - образуются для оказания услуг почтовой связи общего пользования. Такие организации обеспечивают оказание универсальных услуг почтовой связи, осуществляют оказание иных услуг почтовой связи, тарифы на которые не регулируются государством, а также осуществляют на договорной основе распространение печатных изданий, доставку и выдачу пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, реализацию ценных бумаг, инкассацию и доставку денежной выручки, прием платы за коммунальные услуги, прием платы за товары (услуги), выплату наличных денежных средств с использованием пластиковых карт и иную деятельность, разрешенную законодательством Российской Федерации; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, т.е. управляющие компании, имеющие соответствующую лицензию; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обладают законодательно определенными правами и обязанностями. Особенностью правового статуса организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом является преобладание обязанностей и запретов. Общими обязанностями организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом являются: 1) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента). 2) предпринимать обоснованные и доступные меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей; 3) систематически обновлять информацию о клиентах и выгодоприобретателях; 4) документально фиксировать и представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом. 5) представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу по его письменным запросам необходимую информацию 6) разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом имеют право отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации имеющей значение в механизме противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем. Исключение составляют операции по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица. Помимо общих обязанностей, кредитным организациям принадлежат дополнительные обязанности и запреты, обусловленные спецификой их деятельности. Дополнительной обязанностью кредитных организаций является обязанность предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления. Кроме того, кредитные организации имеют право отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в следующих случаях: отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности; непредставления физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в настоящей статье сведения, либо представления недостоверных документов; наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Кредитным организациям запрещается: открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации; открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя; устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления. Одной из основных обязанностей организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом является обязанность по идентификации участника отношений данного вида. Статья 7 ФЗ устанавливает, что организация обязана идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), и установить следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения. В Положении об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. ЦБ РФ 19 августа 2004 г. N 262-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 14.09.2006 N 1721-У) установлены требования к идентификации кредитными организациями лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Кредитная организация обязана идентифицировать лицо, находящееся у нее на обслуживании (клиента), при совершении банковских операций и иных сделок. Кроме того, кредитная организация обязана устанавливать и идентифицировать выгодоприобретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует клиент, в частности на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок. Исключение составляют случаи, установленные Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В частности, кредитная организация может не устанавливать и не идентифицировать выгодоприобретателя в следующих случаях: - если клиент является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (перечень таких организаций содержится в ст. 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"); - если клиент является адвокатом, нотариусом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг; - если клиент является банком - резидентом иностранного государства - члена Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом банк должен отвечать хотя бы одному из следующих критериев: иметь показатель рейтинговой оценки, присвоенный международным рейтинговым агентством (Moody's Investors Service, Standard & Poor's или Fitch Ratings); быть включенным в международный банковский справочник "Bankers Almanac" (используется выпуск справочника, изданный не ранее календарного года, предшествующего календарному году совершения банковской операции или иной сделки) либо в перечень (реестр) действующих кредитных организаций соответствующего иностранного государства. Обязанностью кредитной организации является разработка и утверждение Программы идентификации, которая должна включать порядок идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, в том числе порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и основания оценки такого риска. Программа идентификации должна утверждаться руководителем кредитной организации. Идентификация не проводится в отношении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, необходимых для идентификации субъекта, а также документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок. Сведениями, получаемыми в целях идентификации физических лиц являются: фамилия, имя и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчество; дата и место рождения; гражданство; реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения; адрес места жительства (регистрации) или места пребывания; идентификационный номер налогоплательщика (если имеется); номера контактных телефонов и факсов (если имеются). В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность, являются: для граждан Российской Федерации: паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство органов ЗАГС, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о рождении гражданина - для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет; общегражданский заграничный паспорт; паспорт моряка; удостоверение личности военнослужащего или военный билет; временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое органом внутренних дел до оформления паспорта; иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность. - для иностранных граждан: паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность. - для лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации: вид на жительство в Российской Федерации. - для иных лиц без гражданства: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральными законами или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства. - для беженцев: свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федеральной исполнительной власти по миграционной службе; удостоверение беженца. Физические лица – индивидуальные предприниматели дополнительно представляет следующие сведения: данные о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: дата регистрации, государственный регистрационный номер, наименование регистрирующего органа, место регистрации; почтовый адрес и номера контактных телефонов и факсов. Сведениями, получаемыми в целях идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются: полное, а также (если имеется) сокращенное наименование и наименование на иностранном языке; организационно-правовая форма; идентификационный номер налогоплательщика - для резидента, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации - для нерезидента (если имеются); сведения о государственной регистрации: дата, номер, наименование регистрирующего органа, место регистрации; адрес местонахождения и почтовый адрес; сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию: вид, номер, дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия; перечень видов лицензируемой деятельности; банковский идентификационный код - для кредитных организаций – резидентов; сведения об органах юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица); сведения о величине зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или величине уставного фонда, имущества; сведения о присутствии или отсутствии по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности; Номера контактных телефонов и факсов. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции и в порядке, согласованном ими с Банком России, предоставляют кредитным организациям сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов. Кредитная организация фиксирует сведения о клиенте и выгодоприобретателе в анкете (досье) клиента. Форма анкеты (досье) клиента определяется кредитной организацией. Анкета (досье) клиента подлежит хранению в кредитной организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом. Кредитная организация имеет право не проводить повторную идентификацию клиента и выгодоприобретателя, если они уже были идентифицированы кредитной организацией и к сведениям о них обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме. В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации Программы идентификации кредитная организация обязана провести повторную идентификацию клиента, установление и идентификацию выгодоприобретателя. В случае если характер банковских операций и иных сделок не позволяет до совершения указанных операций и сделок идентифицировать клиента, установить и идентифицировать выгодоприобретателя, то кредитная организация обязана завершить идентификацию клиента, установление и идентификацию выгодоприобретателя в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня совершения банковской операции или иной сделки. Если кредитная организация не может завершить установление и идентификацию выгодоприобретателя по операциям, подлежащим обязательному контролю, или иным операциям, сведения по которым были направлены в Федеральную службу по финансовому мониторингу, по причине непредставления клиентом необходимых документов и сведений, кредитной организации рекомендуется сообщить об этом в уполномоченный орган с указанием всех сведений о выгодоприобретателе, которыми располагает кредитная организация на дату направления сообщения. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны выявлять следующие операции: - операции подлежащие обязательному контролю (на основании законодательно установленных критериев) - подозрительные операции (исходя из дополнительных признаков операции). Операции, подлежащие обязательному контролю определены статьей 6 ФЗ. Во-первых, это операции с денежными средствами и имуществом, которые характеризуют два признака: 1. сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте) 2. по своему характеру они относятся к одному из следующих видов операций: 1) операции с денежными средствами в наличной форме: снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме; 2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); 3) операции по банковским счетам (вкладам): размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя; открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца; зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия; 4) иные сделки с движимым имуществом: помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард; выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента; скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх; предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа. Во-вторых, обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, если сумма, на которую такого рода сделка совершается, равна или превышает 3000000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте). В случае, если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центрального банка РФ, действующему на дату совершения такой операции. Если при осуществлении клиентом кредитной организации операции по покупке (продаже) наличной иностранной валюты сумма ее рублевого эквивалента, определяемого по курсу, установленному кредитной организацией, составляет менее 600000 рублей, а по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции превышает указанную сумму, то она также подлежит обязательному контролю. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами обязаны выявлять и предоставлять информацию относительно подозрительные операции. В случае, если у работников организации возникают подозрения, что какие либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, эта организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направить в уполномоченный орган сведения о них. Организации в Правила внутреннего контроля должны включать критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. В соответствии с Положением об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. ЦБ РФ 19 августа 2004 г. N 262-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 14.09.2006 N 1721-У) к операциям повышенной степени (уровня) риска отнесено: 1. Осуществление юридическим лицом (его обособленным подразделением), не являющимся кредитной организацией, и индивидуальным предпринимателем операций по снятию денежных средств в наличной форме с банковского счета (банковского вклада) (за исключением снятия денежных средств в наличной форме на оплату труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, на выплату пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также на оплату канцелярских и других хозяйственных расходов, кроме приобретения горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственных продуктов). 2. Операции с резидентами государств или территорий определенных в пунктах 2, 3 приложения 1 к Указанию Банка России от 7 августа 2003 года N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)". Ими являются: Антигуа и Барбуда; Содружество Багамы; Барбадос; Государство Бахрейн; Белиз; Бруней – Даруссалам; Зависимые от Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии территории: Ангилья, Бермуды, Британские Виргинские о-ва, Монтсеррат, Гибралтар, Теркс и Кайкос, Острова Кайман; Гренада; Республика Джибути; Содружество Доминики; Китайская Народная Республика (Макао (Аомынь)); Республика Коста-Рика; Ливанская Республика; Республика Маврикий; Малайзия (о. Лабуан); Мальдивская Республика; Княжество Монако; Нидерландские Антилы; Новая Зеландия: Острова Кука, Ниуэ; Объединенные Арабские Эмираты (Дубаи); Республика Панама; Португальская Республика (о. Мадейра); Независимое Государство Западное Самоа; Республика Сейшелы; Сент-Китс и Невис; Сент-Люсия; Сент-Винсент и Гренадины; США: Виргинские о-ва США, Содружество Пуэрто-Рико, штат Вайоминг, штат Делавэр; Королевство Тонга; Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка; Республика Палау; Княжество Андорра; Исламская Федеральная Республика Коморы: Анжуанские о-ва; Аруба; Республика Вануату; Республика Либерия; Княжество Лихтенштейн; Республика Маршалловы Острова; Республика Науру; Сербия и Черногория (Республика Черногория). 3. Деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений (казино, букмекерских контор и др.), по организации и проведению лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и иных основанных на риске игр, в том числе в электронной форме, а также деятельность ломбардов. 4. Деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, антиквариата, мебели, легковых транспортных средств. 5. Совершение сделок с драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, и ломом таких изделий. 6. Совершение сделок с недвижимым имуществом и оказание посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом. 7. Операции с юридическим лицом, постоянно действующие органы управления которого, иные органы или лица, которые имеют право действовать от имени такого юридического лица без доверенности, отсутствуют по местонахождению этого юридического лица. 8. Неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля. 9. Осуществление юридическими лицами переводов денежных средств на (в) банковские счета (банковские вклады) физических лиц (за исключением оплаты труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, выплаты пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации) с последующим снятием физическими лицами указанных денежных средств в наличной форме или переводами указанных денежных средств на (в) банковские счета (банковские вклады) других лиц. 11. Осуществление банковских операций и иных сделок с использованием интернет-технологий. 12. Операции с резидентами государств или территорий, о которых из международных источников известно, что они не соблюдают общепринятых стандартов в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, или являются иностранными государствами или иностранными территориями с повышенным уровнем коррупции. Кроме того, кредитная организация также может использовать дополнительные виды операций повышенной степени (уровня) риска. Обязанностью кредитной организации является обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя, а также пересмотр степени риска проводимых операций не реже одного раза в год в случае, если операция клиента отнесена к повышенной степени, и не реже одного раза в три года в иных случаях. В Письме ЦБ РФ от 13.07.2005 г. № 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в качестве дополнительных критерией повышенной степени (уровня) риска определены вид деятельности клиента, отнесенной к повышенной степени (уровню) Риска: туристская деятельность (туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий); деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства; любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности (в том числе оказание услуг в сфере розничной торговли, в сфере общественного питания, розничная торговля горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях и т.п.). Кроме того, определены критерии выявления и признаки необычных сделок. 1. Общие признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем: - немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой, а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции; - пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг (тариф комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам) до востребования и т.д.), а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг; - операции клиента не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков; - наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики; - необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент; - внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества; - передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение клиента без вступления в прямой (личный) контакт с кредитной организацией; - явное несоответствие операций, проводимых клиентом с участием кредитной организации, общепринятой рыночной практике совершения операций; - зачисление на счет клиента по одному основанию от одного или нескольких контрагентов сумм денежных средств, не превышающих по отдельности сумму, эквивалентную 600 000 рублей, но в результате сложения (если бы денежные средства были зачислены на основании одного платежного документа) превышающих указанную сумму (при условии, что деятельность клиента не связана с обслуживанием населения, сбором обязательных или добровольных платежей) с последующим переводом денежных средств на счет клиента, открытый в другой кредитной организации, или использованием денежных средств на покупку иностранной валюты, ценных бумаг и других высоколиквидных активов; - дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей; - отсутствие информации о клиенте (юридическом лице, в том числе кредитной организации) в официальных справочных изданиях, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам; - отсутствие информации о клиенте у обслуживающих (или ранее обслуживавших) его кредитных организаций; - сложности, возникающие у кредитной организации при проверке представляемых клиентом внутренними документами кредитной организации сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, представление клиентом информации, которую невозможно проверить или данная проверка является слишком дорогостоящей; - невозможность установления контрагентов клиента; - отсутствие очевидной связи между характером и родом деятельности клиента с услугами, за которыми клиент обращается к кредитной организации. 2. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств: - открытие в течение небольшого периода времени на имя одного клиента нескольких срочных депозитных счетов на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей (кроме случаев, когда известно, что клиент, исходя из характера его деятельности, регулярно в течение определенного срока получает подобные суммы денежных средств), с последующим зачислением сумм по истечении срока вкладов (депозитов) на один счет и (или) последующим переводом в другую кредитную организацию; - зачисление на счет клиента значительного количества платежей от физических лиц на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей, в том числе через кассу кредитной организации, если деятельность клиента не связана с оказанием услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей; - зачисление денежных средств на счет клиента - юридического лица, операции по которому не производились в течение более чем шести месяцев или были незначительными для данного клиента, с последующим снятием клиентом денежных средств в наличной форме; - регулярное зачисление на счет клиента денежных средств в наличной форме, в том числе на основании приходного кассового ордера, в результате продажи кредитной организации или инкассирования чеков, эмитированных международной платежной системой, предполагающих последующий акцепт (American Express, Thomas Cook и т.д.), с переводом всей или большей части суммы, даже если сумма меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей, в течение одного операционного дня или следующего за ним дня на счет клиента, открытый в другой кредитной организации, или в пользу третьего лица, в том числе нерезидента (кроме разовых случаев); - перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет (во вклад) за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета (вклада) из-за границы; - регулярное представление чеков, эмитированных кредитной организацией - нерезидентом и индоссированных нерезидентом, на инкассо, если подобный характер деятельности не соответствует известной деятельности клиента; - не связанное напрямую с деятельностью клиента неожиданное существенное увеличение сальдо на счете, которое впоследствии переводится в другую кредитную организацию или используется для целей покупки иностранной валюты (с переводом в пользу нерезидента), ценных бумаг на предъявителя; - существенное увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента - юридического лица, если обычными для основной деятельности клиента являются расчеты в безналичной форме; - перевод денежных средств со счета клиента - юридического лица на его счет в другой кредитной организации без видимого основания (например,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: