Методические указания. В сфере регулирования труда могут возникнуть индивидуальные и коллективные трудовые споры

В сфере регулирования труда могут возникнуть индивидуальные и коллективные трудовые споры. Студентам необходимо уяснить их понятие, причины, их вызывающие и разграничивать эти споры.

Индивидуальные трудовые споры возникают только из трудовых правоотношений. Предметом такого спора является требование работника о восстановлении или признании тех или иных трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать, т.е. споры возникают по поводу применения трудового законодательства, коллективного договора или иных локальных нормативных правовых актов, а также условий трудового договора.

Субъектом индивидуального трудового спора может быть не только работник, но и лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях (ч. 2 ст. 241 ТК), а также лицо, желающее заключить трудовой договор и поступить на работу (ч. 3 ст. 241 ТК).

Студентам следует обратить внимание на соотношение понятий «разногласие» и «спор». С момента возникновения разногласия ведутся переговоры между работником и нанимателем и их представителями по его урегулированию. Если в ходе переговоров разногласия не могут быть урегулированы, то создается основа для возникновения индивидуального трудового спора. Моментом его возникновения является обращение гражданина в орган по рассмотрению трудовых споров.

Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Коллективные трудовые споры могут возникнуть из связанных с трудовыми или производных от них правоотношений работников с нанимателем. Предметом разногласий, а впоследствии и спора могут быть практически любые аспекты условий труда как на стадии их установления, так и на стадии применения. Следует обратить внимание на момент возникновения коллективного трудового спора.

Далее необходимо изучить подведомственность споров, систему органов по разрешению трудовых споров, порядок и сроки их рассмотрения. Работник может обратиться в КТС для рассмотрения индивидуального трудового спора за исключением тех споров, которые должны рассматриваться непосредственно в суде. Порядок рассмотрения таких споров в суде регулируется гражданским процессуальным законодательством и лишь частично ТК (ст. 241-247).

Коллективные трудовые споры могут рассматриваться примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем, включая Республиканский. Посредник не является обязательной процедурой рассмотрения спора.

Трудовыми арбитрами могут быть научные работники, общественные деятели, работники органов государственного управления, других нанимателей, иные определенные сторонами лица, имеющие высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее трех лет.

Законодатель предусматривает возможность такой стадии коллективных споров как забастовка если все меры по реализации примирительных процедур использованы, а спор остался неразрешенным. Забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Однако в процессе проведения забастовки работники и их представители должны продолжать примирительные процедуры.

Забастовка может проводиться не позднее трех месяцев после отклонения предложений примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в трудовой арбитраж — после отклонения предложений посредника или (и) несогласия с решением трудового арбитража, за исключением случая, если оно имеет для сторон обязательную силу.

Студентам следует уяснить механизм реализации примирительных процедур и правовое регулирование забастовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: