На поверхность кожи предплечья (ладонная сторона) наносят пипеткой 1 каплю культуры E. coli. Распределяют суспензию стерильным стеклянным шпателем. Делают первый отпечаток с кожи пластинкой со средой Эндо (0 мин экспозиции). Через 10 мин экспозиции контакта микробов и кожи делают второй отпечаток (рядом с первым, но не с того же участка). Чашки с предметными стеклами-отпечатками помещают в термостат на 24 часа. Подсчитывают количество колоний на пластинках со средой Эндо. На основании полученных результатов рассчитывают индексы бактерицидности (ИБ) по формуле:
ИБ = (Ко – К20)/Ко 100%,
где Ко – количество колоний сразу после контаминации кожи;
К10 – количество колоний через 10 мин после контаминации кожи.
В норме ИБ > 95%.
ПРОТОКОЛ
Цель:
Время исследования | Количество колоний | Индекс бактерицидности |
После нанесения культуры | ||
Через 10 минут |
Вывод: (Ответить на вопросы: 1. Соответствует ли индекс бактерицидности значениям нормы? 2. Возможные причины снижения бактерицидности кожи?)
|
|
Р а б о т а №2
Цель: Овладеть методом определения активности лизоцима в слюне
Задание. Определить активность (титр) лизоцима в собственной слюне. Учесть полученные результаты и данные занести в таблицу. Оформить протокол. Сделать заключение.
М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я
В пробирках готовят разведения слюны, начиная от 1:10 и заканчивая 1:640. В контрольную пробирку вместо слюны добавляют физиологический раствор. К каждому разведению добавляют 2-х млрд. взвесь микрококка (M. luteus) по 5 капель. Ставят в термостат на 20 мин. Определяют титр лизоцима по наличию просветления в среде (полный лизис микрококка). В норме титр лизоцима > 1:320.
Разведения слюны/ Ингредиенты | 1: 20 | 1: 40 | 1: 80 | 1: 160 | 1: 320 | 1: 640 | 1: 1280 | Контроль |
Слюна 1: 10, мл | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | – |
Физ.раствор, мл | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2,0 |
2-х млрд. взвесь M. luteus, капли | ||||||||
Инкубация 20 мин, 37°С | ||||||||
Результат |
в дез. раствор |
Цель:
ПРОТОКОЛ
Таблица
Вывод: Ответить на вопросы: (1. Соответствует ли активность лизоцима слюны норме? 2. Возможные причины снижения активности лизоцима? 3. Почему в качестве объекта использован Micrococcus luteus? 4. Зачем поставлен контроль культуры? 5. Что такое титр лизоцима в слюне?)
занятие №4 : | Цитокины. апоптоз Изучение активности гуморальных факторов врожденного иммунитета (продолжение) |
УЧЕБНАЯ Цель: | 1. Изучить гуморальные факторы врожденного иммунитета 2. Познакомиться с методами определения активности гуморальных факторов врожденного иммунитета. 3. Овладеть навыками определения и оценки естественной резистентности организма человека. |
Вопросы для подготовки
|
|
1. Общее представление о цитокинах. Их основные группы. Цитокиновая сеть и принципы ее функционирования.
2. Провоспалительные цитокины (ИЛ-1, ФНО-α, ИЛ-6 и др.). Структура, клетки-продуценты, мишени, роль в иммунитете.
3. Противовоспалительные цитокины. Структура, клетки-продуценты, мишени, роль в иммунитете.
4. Интерфероны, классификация, структура, клетки-продуценты, мишени, роль в иммунитете.
5. Цитокиновые рецепторы. Сигнальные пути при действии на клетку цитокинов.
6. Апоптоз, его виды. Механизмы запуска апоптоза, роль цитокинов семейства ФНО и белков Вcl-2.
7. Каспазы, особенности строения и роль в апоптозе.
8. Использование цитокинов в клинике. Препараты интреферонов I типа и интерфероногены. Примеры.