Наблюдение за взаимодействием детей в разных ситуациях позволило Л. Н. Галигузовой выделить четыре категории действий, отражающих отношение детей к сверстникам.
В первую из них входят действия, характеризующие отношение к сверстнику как к интересному объекту. Эти действия выражаются в рассматривании другого ребенка, в знакомстве с его внешностью: дети подходят поближе к сверстнику, рассматривают его одежду, лицо, фигуру, привлекают к нему внимание взрослого.
Подобные действия можно наблюдать и в контактах со взрослым, и при знакомстве в новым предметом.
Во вторую категорию входят действия со сверстником как с игрушкой. Эти действия характеризует особая бесцеремонность инечувствительность к реакции сверстника. Дети дергают ровесника за волосы, уши, хлопают его рукой по голове, тащат за руку или ногу, т. е. играют с ним, как с куклой. Ничего подобного по отношению к взрослому они никогда себе не позволяют.
В третью категорию входят действия, общие для поведения детей в отношении сверстника и взрослого:
|
|
· наблюдение за его действиями,
· подражания,
· взгляды вглаза,
· адресованные улыбки,
· демонстрация своих возможностей,
· речевые обращения и пр.
Четвертая категория объединяет действия, специфичные только для контактов со сверстником. Их отличают чрезвычайно яркая эмоциональная окрашенность и раскованность детей, как позитивная, так и негативная.
В описанных четырех категориях можно выделить два аспекта отношения к другим людям — объектный и субъектный.
Субъектные действия обращены другому и направлены на ответную реакцию, объектные, направлены на себя.
Внешним признаком различения этих аспектов могут служить взгляды в глаза сверстнику и эмоциональные проявления, адресованные ему.
сокращении объектных и увеличении субъектных действий по отношению к сверстнику.
На протяжении раннего возраста (от 1 года до 3 лет) соотношение этих видов действий в репертуаре детей существенно меняется:
- Значительно сокращается частота действий со сверстником как с игрушкой (2-я категория).
- После 1,5 лет обращение ребенка со сверстником становится более деликатным и осторожным.
В 3 года подобные действия практически отсутствуют.
Частота действий 3-й категории, напротив, с возрастом увеличивается. Содержанием этих действий является наблюдение за игрой ровесника, подражание его действиям, сопровождаемое эмоциями. В 3 года у детей появляется стремление вызвать ответную активность сверстника, попытка завязать общение. (Ранее эти проявления наблюдались только в отношении взрослого.)
Наиболее резким изменениям на протяжении раннего возраста подвергается 4-я категория действий. В них выражается отношение к ровеснику как к равному ребенку существу. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и через это чувствуют взаимную общность.
|
|
Наиболее благоприятной для детского взаимодействия оказывается ситуация «чистого общения», т. е. когда дети находятся один на один друг с другом. Введение в ситуацию игрушки в этом возрасте ослабляет интерес к сверстнику: дети манипулируют с предметами, не обращая внимания на сверстника, или же ссорятся из-за игрушки.
Участие взрослого также отвлекает детей друг от друга: они наперебой стремятся привлечь к себе внимание взрослого, при этом количество обращений к сверстнику значительно сокращается.
Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. Такое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Это переживание своей общности с другим человеком вызывает бурную радость. Общение ребенка со сверстниками, протекающее в свободной, нерегламентированной форме, создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребенок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.
СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ