Упражнения. 3. Какие из следующих рассуждений заведомо логически некорректны (неправильны)?

3. Какие из следующих рассуждений заведомо логически некорректны (неправильны)?

(а) Все люди умеют летать, и ни одна птица не умеет.

Все пингвины – люди, а бабочки – птицы.

Следовательно, все пингвины умеют летать, а бабочки – нет.

(b) Некоторые люди знают английский и не знают французский.

Некоторые люди – студенты.

Значит, некоторые из студентов знают английский, но не знают французский.

(с) Если сегодня четверг, значит завтра пятница.

Если сегодня пятница, то завтра суббота.

Если сегодня воскресенье, значит завтра понедельник.

Следовательно, если завтра вторник, то позавчера была пятница.

(d) Если сегодня четверг, значит завтра пятница.

Если сегодня пятница, то завтра четверг.

Если сегодня воскресенье, значит завтра понедельник.

Следовательно, если завтра вторник, то позавчера была пятница.

Пояснения и определения

В каких терминах определять, является умозаключение правильным или нет? Какие понятия следует использовать, чтобы определить, что в данном рассуждении плохо с логикой (т.е. из информации посылок не следует информация заключения)?

К таким понятиям относятся следующие:

- истинностное значение высказывания (не путать с истинным!);

- структура языкового фрагмента. (Подробнее об этом см. вводную лекцию.)

Терминология истинностное значение (высказывания) = логическое значение (высказывания) = оценка (высказывания)

Контрпример к некоторой схеме (структуре) умозаключения S – это конкретное умозаключение, которое выполняет два условия:

(а) его структура есть схема S;

(б) оно заведомо логически неправильно.

Умозаключение логически некорректно, е.т.е. для его структуры существует контрпример.

Умозаключение логически корректно, е.т.е. для его структуры не существует контрпримера.

Терминология Договоримся о следующих характеризациях: рассуждения Þ (логически) правильные - неправильные (логически) корректные – некорректные (логически) приемлемые – неприемлемые предложения Þ истинныеложные

Упражнения

4. Имея в виду последний абзац цитаты из упражнения 2, как можно сформулировать разницу между дураком и сумасшедшим, используя понятие структуры рассуждения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: