Понятие конституционной законности и ее обеспечение

В советской юридической науке сложилось и стало господствующим понимание законности как строгого и неуклонного исполнения законов и подзаконных актов всеми субъектами советского права - государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Такое понимание законности было доминирующим в монографической литературе и в тех или иных вариациях кочевало из учебника в учебник вплоть довольно долго.

Отдельные попытки по-новому подойти к раскрытию содержания категорий законности не находили поддержки, серьезно не обсуждались и, как правило, дружно опровергались соображениями политико-идеалогического либо сугубо прагматического порядка.


При анализе вышеприведенного понимания законности, прежде всего, бросается в глаза, что в нем акцент делается на исполнения норм права и обходится вопрос о самом их содержании. И это не случайно, поскольку оценка содержания закона с позиции общепринятого понимания законности, как правило, не поощрялась, была рискованной для господствующей партийно-государственной элиты.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом. Особого состояния общественной и государственной жизни. Режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права (конституции, законов, подзаконных, включая ведомственные, актов и др.), их аксиологическая оценка. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения юридической техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.

Главное в содержании законности применительно к сфере ведомственного нормотворчества заключается не только в его полноте, беспробельности, непротиворечивости и т.д., как это подчеркивается в юридической литературе, но и в оценке его с точки зрения последовательной реализации и воплощения в нем права, адекватного отраженного в нормах конституций и других законов. Направленных на обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека, на достижение социальной справедливости, сочетания личных, общественных и иных интересов.

Нарушением законности является принятие ведомственных актов (приказов, инструкций, положений и др.), которые противоречат конституционным требованиям, нормам закона.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов. Он обладает рядом юридических и иных свойств, не присущих другим нормативным актам. Нивелирование закона в системе нормативно-правовых актов государства следует преодолеть и признать, что законность есть исполнение закона и только закона. Это требование в равной мере относится как к органам государственной власти, так и к органам местного самоуправления, принимающим в рамках своей компетенции подзаконные акты, а также к непосредственным исполнителям законов - должностным лицам. В соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».

Сущностное понимание законности связано еще с одним важным критерием ее ограничения от исходных правовых явлений - реализации норм права и правопорядка. Это касается определения субъектов законности.

Относительно субъектов законности (лиц, на которых распространяются ее требования) и сферы ее действия существуют разные подходы. Так, проф. Н.В. Витрук полагает, что законность касается исполнения только законов и только должностными лицами. По его мнению, нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка. Эта точка зрения имеет под собой достаточно серьезную основу. Действительно, законность не следует смешивать с общеобязательностью права, и смысл ее существования связан, в первую очередь, именно с законами и с публично-правовой сферой отношений в обществе. Самой законности проф. Н.В. Витрук дает определение как идее, требованию и системе (режиму) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. С позиций такого подхода очень четко выгладит нарушением законности принятие ведомственных актов, противоречащих конституционным положениям, нормам закона.


Проф. В.В. Лазарев считает, что ограничение субъектов законности должностными лицами неоправданно: принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий. И распространяется законность, по его мнению, на все сферы действия права (включая частноправовую) и на все нормативно-правовые акты. Таким образом, проф. В.В. Лазарев представляет другую точку зрения на законность и сферы ее действия, надо заметить, наиболее распространенную. С позиций такого подхода законность определяется как «правовой режим общественной жизни, заключающийся в неуклонном соблюдении юридических норм всеми ее праводееспособными участниками» (проф. Л.И. Спиридонов).

В свете традиционного понимания законности ее субъектами являются все субъекты права. Следовательно, все должностные лица поставлены в один ряд с гражданами и другими лицами, то есть здесь нивелируется повышенная опасность нарушения закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения закона, совершаемого гражданином. Однако, нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушения законности, они суть нарушения правопорядка в обществе.

Рассмотрим подробнее нарушение и обеспечение законности.

На вопрос о том, всякое ли правонарушение должностного лица является нарушением законности, в литературе дается однозначно утвердительный ответ. Однако некоторые ученые, в частности профессор Марченко считают, что не всякое нарушение закона, а тем более подзаконного акта, можно квалифицировать как нарушение законности. Свидетельством этого служат ряд положений действующего российского законодательства. Например, не влекут отмену приговора суда несущественные нарушения норм уголовно-процессуального закона. В Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации предусмотрены возможности ситуаций, когда нарушений норм процессуального и материального права не является основанием к отмене решения. Представляется далее, что законность не исключает возможности судебных ошибок, равно как и ошибок в других видах правоприменительной деятельности.

Профессор Марченко М.Н. считает, что нарушениями законности являются:

нарушения норм Конституции и других законов (нарушение конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и других лиц, незаконное освобождение граждан и других лиц от несения обязанностей);

преступления должностных лиц, совершенные при исполнении служебных обязанностей (получение взятки, злоупотребление должностным положением и др.).

Также профессор Марченко М.Н. говорит о том, что нарушением законности не являются нарушения должностными лицами норм, содержащихся в ведомственных актах; нарушения служебной дисциплины; отдельные случаи проявлении грубости, нетактичности, невнимания должностных лиц к людям и т.д., то есть нарушения норм морали, этики должностного поведения и т.п.

Система обеспечения законности в деятельности государственных органов представляет собой структуру мер. Направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности, то есть состоит из двух блоков: а) профилактики нарушения законности; б) упрочение законности.

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий. Ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности. В числе такого ряда факторов - экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности пред законностью и т.д.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Под гарантиями законности понимаются положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, так и вне ее.

Правильно организовать систему защиты и обеспечения законности можно лишь при обязательном учете уровней, иерархий той или иной системы государственных органов, ее внутренних и внешних связей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: