Эффект «социальной фасилитации» (эксперимент)

Эффект социальной фасилитации был зафиксирован также и у животных. Например, в при­сутствии других особей своего вида муравьи быстрее роют песок, а цыплята склевывают больше зерен. В присутствии других сексуально активных крыс у спаривающихся крыс повы­шается сексуальная активность.

Однако другие исследования, проводившиеся примерно в то же самое время, показали, что при решении некоторых задач присутствие других ухудшает результат. В присутствии осо­бей своего вида тараканы, попугаи и зеленые зяблики проходили лабиринт медленнее, чем обычно. Подобный же отрицательный эффект наблюдался и у людей. Присутствие других снижало эффективность при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабирин­та и при решении сложных примеров на умножение.

простые примеры на умножение и вычеркивают в тексте заданные буквы. Кроме того, улучшаются результаты простых заданий на выполнение моторных действий, таких, как попадание металлическим стержнем в кружок величиной с монету в десять центов, которую помещают на движущийся диск патефона.

При изучении работы испытуемых в присутствии других людей или на их оцен­ку нами также были получены любопытные результаты. В 80-х годах XX века ис­следовалось влияние социальных оценок. Группам испытуемых нужно было вы­полнять творческие задания, которые не имели четких критериев эффективности выполнения. Задания предлагались в двух разных ситуациях: «для себя» и «для других». Особенность экспериментов заключалась в том, чтобы на основе анализа продуктов деятельности испытуемых определить те различия, которые возникают в результате ориентации человека на собственную оценку и на оценки значимых других людей, после чего подсчетом разницы оценить силу мотивации '.

Предполагалось, что, работая «для себя», человек демонстрирует свойственный ему как индивидуальности способ выполнения работы. Любые изменения резуль­татов работы при ее выполнении для «другого человека» свидетельствует о моти­вации достижения успеха у значимого другого и могут быть количественно под­считаны 2.

Исследования показали, что продукты деятельности человека, выполняемой им с учетом предполагаемых социальных оценок, в ряде случаев могут существенно отличаться от тех продуктов, которые он производит для себя, для «собственного потребления».

1 В социальной психологии в результате ряда исследований иногда различают три типа ориентации:
на себя, на другого и па задачу. Следует отмстить, что в структуре рекламных коммуникаций ори­
ентация на себя, как правило, проявляется в условиях психологической незначимости «другого
человека». Ориентация на задачу является опосредствованной и генетически более поздней фор­
мой ориентации на другого человека, и, по теории А. Маслоу (1999), соответствует стадии «самоак­
туализирующейся» личности.

2 В частности, одна из таких методик состояла в сравнительном анализе, проводимом экспертами, чер­
новиков и чистовиков школьных сочинений, представленных участниками экспериментов, так как
черновик любой работы делается «для себя», а чистовик — «на оценку другого».


__________ Глава 1. Теоретические и методологические проблемы психологии рекламы 39

Выполняя задания с целью получить одобрение авторитетных лиц и не имея ограничений во времени, а также жестко заданных критериев представления ре­зультатов, многие испытуемые работают более тщательно, более качественно, пред­лагая решения с большим количеством всевозможных необязательных по услови­ям задания деталей. Эти детали часто выполняли функцию своеобразных украше­ний, привлекающих внимание. Особенно они заметны в ситуациях, когда:

• люди, оценивающие продукты деятельности испытуемого, были очень зна­
чимы для него;

• задание выполнялось в условиях соревнования с другими испытуемыми
и требовалось сделать его лучше, чем у конкурентов;

• испытуемый имел основания полагать, что, проявляя инициативу и привле­
кая дополнительные детали, он тем самым добивается наилучшего выпол­
нения задания;

• в условия эксперимента вводилось формальное требование выполнить за­
дание наиболее оригинальным способом;

• испытуемый относился к особому психологическому типу людей, изначаль-

.

но склонных к проявлению оригинальности или демонстративности;

• тип задания представлял повышенный интерес для испытуемого (для раз­
ных испытуемых разные задания оказывались значимыми или незначимы­
ми с точки зрения социальной ориентации).

Исследование показало, что добавление всевозможных необязательных деталей к продуктам творчества часто осуществляется произвольно, на основе случайных ассоциаций, и эти детали могли быть разными у разных испытуемых, а также у од­них и тех же испытуемых в разных условиях эксперимента. Некоторые испытуе­мые в определенных условиях даже не пытались логически обосновать используе­мые ими дополнения, а утверждали, что сделано это было «для красоты». Таким образом, стремление получить высокую социальную оценку многими испытуемы­ми рационально объяснялось стремлением сделать более оригинальным, привле­кательным, красивым продукт своего творчества. Это означает, что на уровне мо­тивировок честолюбивые мотивы очень часто трактовались как эстетические.

Интересно, что если в экспериментах задание выполнялось для оценки незна­чимых людей, то работа «для себя» имела в ряде случаев более высокие показате­ли, чем работа «для других». Анализ выявил, что работая «для себя» испытуемые часто ориентировались на оценку каких-то воображаемых или реальных, но отсут­ствовавших при выполнении эксперимента, людей.

Это подтверждало положения концепции символического интеракционизма Дж. Мида, так называемой модели «обобщенного другого». С точки зрения автора концепции, мышление человека на определенном этапе развития начинает контро­лировать (как бы оценивать) некий «абстрактный другой человек», который «при­сутствует в сознании субъекта» и побуждает его выполнять работу в соответствии с некоей установкой, например, более качественно, а в ряде случаев — творчески изменяя полученное задание. «Другой» — это система социально-психологических


40 Психология рекламы__________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: