2.1. Теория объектных отношений
Более полувека в пауке пытаются разработать концепции, объясняющие влияние дспривациоиных условий воспитания на развитие ребенка. Одной из первых в этом отношении была психоаналитическая теория объектных отношений Британской школы ученых [295].
Центральное понятие теории объектных отношений — понятие объекта — включает в себя все значимые элементы окружающей среды ребенка, прежде всего мать или замещающую ее фигуру.
В рамках этой теории были интегрированы такие понятия, как привязанность, отказ от матери, отрыв либидо от объекта как результат усилий по уничтожению старой привязанности.
Центральным для нормального психического развития сторонники теории объектных отношений считают не удовлетворение инстинктов и влечений, а установление здоровых отношений с ближайшим окружением. Согласно теории объектных отношений опыт взаимоотношений с. объектами в период раннего детства (до трех лет) имеет решающее значение для нормального психического развития.
Устойчивые и интегрированные образы себя и других людей возникают в результате стабильных и эмоционально уравновешенных отношений с близкими взрослыми. Авторы концепции показывают, сколь сложен этот процесс, сколь высокие требования он предъявляет к материнскому терпению и эмпатии, умению найти баланс автономии и включенности, необходимый ребенку на каждом отрезке пути постепенного обретения собственной идентичности. Глубокие нарушения отношений в диаде «мать—дитя» служат важным фактором формирования пограничного личностного расстройства, характеризующегося размытой идентичностью, непостоянством в межличностных связях, плохим эмоциональным контролем и импульсивностью, склонностью к агрессивным срывам.
В ряде исследований показано, что развитию личностного расстройства может также способствовать длительная разлука с матерью в период раннего детства (до четырех лет) [303]. Маргарет Маллер, например, понимает развитие индивида как способность к близости с объектом и независимость от него, условием чего слу-
жит достаточная степень постоянства объекта на начальных этапах развития [305].
Проведенное отечественным автором К.В.Солоед сравнительное исследование объектных отношений у младенцев, за которыми ухаживает мать, и у младенцев из приюта выявило следующие особенности последних: отсутствие ориентировочной реакции на уход взрослого у младенца из приюта, отсутствие протеста при смене ухаживающих взрослых, пассивность, отсутствие поиска няни глазами, использование ау тоэротиче с ких действий (например, сосание пальца) вместо реакций протеста, пассивность, слабая выраженность оживления при появлении ухаживающих лиц. Все это можно рассматривать как знаки дефицита объектного постоянства и привязанности к определенному объекту [233].