Учение и профессиональное становление студента

Студент — субъект образовательного процесса

Выдающийся педагог прошлого А. Дистервег (1790-1866) писал:

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этою собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.. *.

* Дистервег А Собр. соч. — М., 1961. — Т. 2. — С. 68.

Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» квалифицируют обучающихся, студентов в качестве активных субъектов образовательной деятельности, а не пассивных объектов педагогических воздействий. Они — обучающиеся, а не обучаемые. Это они пришли получить образование и хотят его иметь, а не кто-то должен двигать ими, как пешками. Это их свободный выбор и они его реализовывают. Не случайно и называют их латинским словом студент — усердно работающий, жаждущий знаний.

Учеба в профессиональном учреждении — это первая профессиональная проба: каков студент в учебе, таким скорее всего он будет (если не произойдет чуда) и профессионалом. Наивно надеяться, что ленивый студент после выпуска вдруг станет добросовестным работником, мало знающий — тонким профессионалом, бездарный — интеллектуалом, безответственный — ответственным должностным лицом. Практика подтверждает, что студенты, которые не научились самостоятельно работать, редко становятся высококвалифицированными специалистами. Только интенсивное учение самого студента может создать полноценного профессионала. Каждый образован настолько, насколько занимался сам.

Вот почему парадоксально положение, когда все в образовательном учреждении, помогая обучающимся, стараясь в их же интересах, а не корысти ради, пытаются дать образование, а кто-то из студентов не хочет, ленится, увиливает, сопротивляется. Необходимость активно, усердно, упорно, настойчиво работать должен глубоко осознавать каждый студент и поступать соответственно. Это его забота — кем стать и каким быть, а забота педагогического коллектива — помогать ему.

Организация и техника учения

Организация образовательного процесса непременно должна включать оказание помощи студентам в осуществлении учения, не подменяя их собственных усилий. Начинается это с изучения только что поступившими в институт, академию, университет спецкурсов под названиями «Введение в специальность», «Как стать профессионалом», «Организация и техника учения» и др. Их основные задачи: познакомить молодых студентов с образовательным учреждением, его историей, сориентировать в предстоящей работе, ее целях и задачах, содержании, требованиях к ней, условиях успешности, необходимости упорного и добросовестного учения и профессионального становления. Молодых людей знакомят с моделью специалиста-выпускника — эталоном, к которому они должны стремиться, с возможностями образовательного учреждения, техникой работы на аудиторных занятиях, в библиотеках, учебных кабинетах, информационном фонде, со способами самооценки достигаемых результатов и др. Хорошо, когда занятия проводятся не только преподавателями, но и опытными практиками, известными людьми, окончившими ранее этот вуз, старшекурсниками, сопровождаются экскурсиями по образовательному учреждению, выездами на предприятия и учреждения, демонстрацией видеофильмов. Полезна раздача молодым студентам памяток и методичек с советами по личной работе.

Активная помощь в налаживании и оптимизации учения особенно уместна в течение всего первого курса. Она может проводиться в групповой и индивидуальной форме, включать усилия учебного отдела, деканатов, кафедр и всех преподавателей, работников библиотек, редакций малотиражных газет, сети внутривузовского телевидения и радио, других обеспечивающих служб. При анализе причин испытываемых студентами трудностей следует обязательно выяснять особенности организации и техники личной работы, помогать индивидуально в устранении ее недостатков.

Совершенно обязательны и личные инициативные усилия каждого студента по организации и осуществлению учения. Организация его предполагает:

• самомотивирование учения размышлениями над смыслом жизни, отчетливым пониманием зависимости всей жизни от того, как будут использованы годы в образовательном учреждении;

стремление не упустить, а реализовать представляющиеся возможности; переживание чувства самоуважения и ответственности перед собой, родителями, народом за свой выбор отношения к учению; стремление быть в числе передовиков учебы, отличников, участников различных конкурсов, стипендиатов; самокритичность и высокую требовательность к себе;

• внимательное изучение и осмысление цели образования, воплощенной в модели специалиста-выпускника, ее сопоставление со своими особенностями, пробуждение желания овладеть всем, предусмотренным моделью;

• глубоко заинтересованное отношение к учебе, ко всем составляющим образовательного процесса, к постижению многообразия и глубины человеческой культуры, мысли, опыта;

• активное участие не только в учебном процессе, но и в жизни института, академии, университета, в научных исследованиях, в культурном досуге; проявление инициативы, самостоятельности, творчества;

• стремление к плановости в работе, ритмичности, установлении режима использования свободного от занятий времени, разумного и бережливого отношения к его использованию, недопущению отставания и задолженностей;

• целеустремленность, упорство, трудолюбие, добросовестность, работоспособность в преодолении трудностей получения образования и становления как профессионала высшей квалификации, умение ограничивать себя в посторонних удовольствиях, не отвлекаться зря от главной цели, дистанцирование от всего малокультурного, морально неполноценного, вредящего здоровью и будущему.

Студенты, которые решили реализовать свое право получить дополнительные дипломы «преподаватель» и «преподаватель высшей школы», обучаясь параллельно и самостоятельно, включают в организацию учения соответствующие меры.

К технологиям учения, которыми должен владеть и которые должен использовать каждый студент, относятся:

технология самовосприятия и самооценки (рефлексии — взгляда и оценки себя со стороны). Самодовольство убивает на корню всякие мысли о самосовершенствовании. Нужно учиться приемам самоанализа и самооценки (оценивать себя по делам и достижениям; не в сравнении с тем, что было, а с тем, что должно быть, не с худшими, а с лучшими; не по своему мнению, а по мнению других, коллектива; в сравнении с данными психологического тестирования и др.);

технология самоуправления. Заключается она в применении приемов самоконтроля, самостимулирования, самомобилизации, саморегуляции, самопринуждения, самопоощрения, самокритики, самонаказания;

технология работы на аудиторных занятиях, с книгой, с персональным компьютером;

технология научной организации студенческого труда: организация рабочего места, рационализация режима труда и отдыха, техника конспектирования, собирания, систематизации и хранения учебных материалов, конспектов, выписок, заметок, организация отдыха, гигиена умственного труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: