Примечания. [1] Действия суть свойства субъектов (лат.) (прим

[1] Действия суть свойства субъектов (лат.) (прим. перев.).

[2] Под бытийствованием (subsistence) Маритен понимает в данном случае субстанциальный модус, характеризующий конкретное единство сущности и существования в сотворенных богом образованиях материального мира (прим. перев.).

[3] Томас де Вио Гайетанский (1469-1534) - крупнейший интерпретатор сочинений Аквината.

[4] См.: Maritain J. Les Degres du Savoir, 7 йd.. Annexe IV. deuxiиme redaction. "Существование не просто дано, как если бы бытие лишь извлекало сущности из небытия, подобно картинам на стене,- существование не просто дано, но и осуществляется. И это различие между существованием как данным и существованием как осуществляемым весьма важно для философской теории бытийствования".

Сущность взывает к существованию, но существование не является чем-то детерминированным ею; существование не задано сущностью, оно не представляет собою фрагмент линии сущности; в виде уникального парадокса существование актуализирует сущность, и оно - не просто актуализация того, чем сущность может быть как таковая. "Для осуществления существования необходимо, следовательно, кроме сущности, нечто другое, необходимо основание, или личность - actions sunt suppositoruin; (действия обнаруживают основания) и, в особенности и по преимуществу, акт осуществления существования", короче говоря, для осуществления существования сущность должна быть дополнена бытийствованием и стать таким образом основанием. Сущность, следовательно, полагается завершающим ее актом, осуществляющим существование за рамками простой возможности. Сущность полагается за пределами простой возможности, при условии, что она в то же время будет переведена бытийствованием в состояние субъекта, или основания, способного осуществить существование.

Следовательно, по своей сути бытийствование призвано перевести сущность в "состояние осуществления существования с присущей ему некоммуникабельностью индивидуальной природы. Благодаря бытийствованию индивидуальная природа, предстающая в существовании как субъект, или основание, способное осуществить существование, обретает способность перевести в экзистенциальный порядок, в область существования даже некоммуникабельность, которая характеризовала ее в сфере сущности и как индивидуальную природу, отличную от всех иных. Бытийствование делает сущность (ставшую основанием) способной к существованию per se separatim (самой по себе), поскольку оно дает индивидуальной природе (ставшей основанием) возможность осуществить существование.

Следовательно, бытийствование констатирует новое метафизическое измерение, актуализацию или позитивное улучшение, но как состояние (насколько "состояние" противоположно природе) или модус завершенности. Таким образом, мы понимаем - не без некоторых серьезных видоизменений - позицию Каэтана. Отметим, что рассматриваемое состояние есть состояние активного осуществления, посредством которого сущность выходит за рамки сущностного порядка (завершая его в этом смысле) и вводится в порядок экзистенциальный,- состояние, благодаря которому завершенная таким образом сущность обращена к существованию не только для его получения, но и для его осуществления, и составляет отныне центр экзистенциальной и действенной активности, субъект, или основание, который осуществляет одновременно присущее ему субстанциальное бытие и различные типы акцидентального бытия (esse), свойственного действиям, которые производятся его возможностями и способностями".

"И когда субъектом, или основанием, является личность, бытийствование, в силу того что "завершаемая" или "в высшей степени законченная" природа интеллектуальна - будь то чистый дух или дух, оживляющий тело (в этом случае тело бытийствует с помощью бытийствования духа), - приносит с собой самое высокое позитивное совершенство; можно сказать, что тогда оно есть состояние активного и автономного осуществления, присущего самодостаточной целостности (в том смысле, что тотальность присутствует в каждой из частей), заключающейся в самой себе и владеющей собой. Владея собой, такая целостность присваивает себе - в смысле наивысшей полноты или повторения - существование и производимые ею действия; они существуют не только в ней, но и для нее - для нее, ибо они есть составная часть характерного для личности владения собой. Все отмеченные нами черты - онтологического порядка, они сопряжены с онтологическими глубинами субъективности. Здесь мы имеем онтологические основания свойств личности в моральной сфере, овладения ею собственными действиями в акте свободного выбора, стремления к свободной автономии, правам, которыми она обляпает,- ко всему, что касается благ, которые она должна получить как принадлежащие к упомянутой нами сфере овладения собою, самоусмирения или самодетерминации".

[5] См.: Maritain J. De Bergson a Thomas d'Aquin. P., 1947, chap. IV ("Spontanйitй et Indйpendance").

[6] Cм.: Маritain J. Quatre Essais sur l'Esprit dans sa condition chamelle. P., 1956, chap. Ш ("L'Expйrience mystique naturelle et le Vide").

[7] В завершенном акте действия (лат.) (прим. перев.).

[8] См.: Maritain J. De Bergson a Thomas d'Aquin. Р. 160-161.

[9] См.: Maritain J., Maritain R. Situation de la Poesie. 2е ed. P., 1947.

[10] Св. Тереза Авильская (1515-1582) - католическая святая, известная своими мистическими прозрениями. Основательница совместно со св. Хуаном де ла Крус 17 женских и 15 мужских монастырей.

[11] См.: Maritain J. Les Degres du Savoir. P. 432-447.

[12] Необходимо отметить, что, употребляя слово "субъект" применительно к Богу, мы употребляем его не в том смысле, в каком это слово означает получение форм, или случайных характеристик, в этом смысле Бог, очевидно, не является субъектом (см.: Sum. theol. I, q. 3, a. 6, 7),- но делаем это в духе современного применения, когда оно означает бытийствование "Я". В этом смысле слово "субъект" подобно слову "hypostase", имеющему ту же этимологию и формально приписываемому Богу (см.: Sum. theol., I, a. 29, а. 3).

[13] См. прим. 18 к работе "Величие и нищета метафизики".

[14] См.: Maritain J. Les Degres du Savoir. P. 478-484.

[15] Моэм Сомерсет. Избранные произведения в 2-х томах. Т. I. С. 383.- "Подводя итоги".

[16] "Вы все более и более ухудшаете свое положение,- говорит главарь.- Если мы захотим поверить вам, то следует забыть все вами ранее сказанное..."

"Нет средства защитить себя, если у других нет на то доброй воли",- подумал Карл, ничего не ответив главарю. Он знал, что все, что он скажет, покажется совсем иным окружающим и, будут ли приписаны добрые или дурные намерения его действиям, зависит только от настроя спрашивающих" (Kafka F. America. N. Y., 1946. P. 214-215).

[17] Самостоятельным существованием (лат.) (прим. перев.).

[18] См.: Maritain J. La Personne et le Bien commun. P., 1947. P. 34.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: