Двойственность мира для человека и двойственность самого человеческого Я.
Чем отличается Я в паре Я-Ты от Я в паре Я-Оно?
Есть ли Я до или вне двух «основных слов»?
Можно ли заменить понятие «основного слова» понятием «основного состояния»?
Что значит, что эти состояния «основные»? Как это связано с предметом философии?
Что говорит Бубер о мире Оно или Нечто?
Какого рода деятельность прежде всего имеет своим предметом Нечто?
С какой традицией европейской философии полемизирует Бубер, вскрывая непричастность Я и Оно друг другу? В каких терминах в этой традиции обсуждается проблема познания?
Какая еще деятельность, кроме познания, утверждает мир Оно?
Основное слово Я-Ты как мир отношений. Как вы думаете, почему понятие отношения Бубер закрепляет только за парой Я-Ты?
Каким понятием в современной философии обозначают отношения Я-Ты?
Какие три сферы отношений выделяет Бубер?
Что позволяет Буберу усматривать возможность диалога с тем, что лежит за пределами речи? О каком характер буберовской философии это говорит?
|
|
Пример двойственности мира для человека: дерево как Оно и как Ты.
Как вы думаете, если Ты не есть Нечто (вещь среди вещей), может быть, оно есть Ни-что? Какую традицию философии здесь уместно вспомнить?
Может ли быть отношение Я-Ты односторонне направленным, по Буберу? Как это связано с утверждением, что отношение - это значит «одновременно избирать и быть избранным», то есть «взаимность»?
Можно ли «взаимность» отношения трактовать феноменологически? Что говорит Бубер о «потоке вселенской взаимности»?
Что говорит Бубер о непосредственности и событийности отношения Я-Ты? Каково время отношения Я-Ты?
Можно ли сказать, что, если настоящее время отношения Я-Ты не знает прошлого и будущего, то оно есть вечность?
Как вы понимаете высказывание Бубера, что не любовь пребывает в человеке, а человек - в любви?
Может ли быть ненависть отношением к Ты? Почему?
На что обречено всякое Ты? Может ли Оно «превратиться» в Ты?
Какие примеры из области языка и культуры приводит Бубер, доказывая, что «в начале было отношение»?
Когда исторически становится возможным, по Буберу, «основное слово» Я-Оно?
Можно ли сказать, что в отношении главенствует телесность, природное единство? Или отношение духовно и есть «воспоминание» о природном единстве? Как Бубер аргументирует этот тезис?
Какой уровень бытия человека конституирует «врожденное Ты»?
Может ли человек жить без Оно? А без Ты?
Что вы можете сказать о стиле трактата Бубера? Как вы думаете, с чем связана эта стилистика?
Какие вопросы у вас возникли в результате прочтения текста Бубера? Согласны ли вы с основным, диалогическим пафосом философии Бубера?